ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллекционерам


Главная  /  Открытки художника Владимира Егорова

Поиск по статьям:

Открытки художника Владимира Егорова

2022-04-10 22:44:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: ОАЭ

Приближается 145-летие со дня рождения замечательного русского художника Владимира Евгеньевича Егорова (1878 – 1960). В историю кино дореволюционной России и СССР он вошел как один из талантливейших кинодизайнеров.

Впрочем, Егоров работал не только в кино, но и в театре. Так сложилось, что москвичи лучше знают его как театрального художника, а петербуржцы – как художника кино. Он был утонченным эстетом и превращал любой эпизод фильма, любую мизансцену спектакля в эффектное зрелище. Сегодня петербуржцам негде посмотреть замечательные немые фильмы Егорова – фильмы, для которых он тщательнейшим образом разрабатывал каждую деталь декорации, каждый костюм. К счастью, в собраниях коллекционеров сохранились замечательные почтовые открытки, имеющие в основе произведения Егорова. Театрально-декорационное искусство изменилось, да и дизайн фильмов претерпел значительные преобразования, так что скромные открытки с произведениями Егорова – это настоящие памятники эпохи.

В.Е.Егоров родился в селе Покровское Орловской губернии в театральной семье. Он получил художественное образование в Строгановском училище, где его наставниками были такие талантливые мастера как К.А.Коровин и Ф.О.Шехтель (оба они нашли достойное отражение на марках и открытках). Вполне естественно, что в стилевом отношении творчество Егорова располагается в плоскости взаимоотношений символизма и модерна.

 

Немое кино быстро развивалось в России. Егоров был одним из первых русских кинодизайнеров, и в этой профессии он может считаться первопроходцем. Например, он был художником фильма “Портрет Дориана Грея”, который по одноимённому роману Оскара Уайльда поставил В.Мейерхольд. Это единственная работа Мейерхольда в области кино, и, к сожалению, она сохранилась лишь фрагментарно, то есть, в виде нескольких статичных кадров. До нас дошел один фрагмент, свидетельствующий о том, что В.Егоров очень серьезно отнесся к интерьеру и предметной среде картины. Ему был не чужд английский эстетизм в духе Оскара Уайльда.

Хорошо зная европейский модерн, В.Егоров идеально подходил для роли художника-оформителя фильма “Портрет Дориана Грея”. Он не только досконально знал произведение Уайльда, но и сердцем проникся эстетикой английского модерна. Роль Дориана исполняла молодая актриса Янова, а роль сэра Генри исполнил сам В.Э.Мейерхольд. Однако наступила эпоха революционных преобразований и большевики осудили модерн. На одном из съездов художников в середине двадцатых годов было сказано с трибуны, что пора покончить с “бердслеевщиной” и “метерлинковщиной”. И произведения Метерлинка действительно надолго исчезли из культурного обихода.

И талант Егорова нашел воплощение в новых фильмах и спектаклях. Эпоха первых шагов немого кино уходила в прошлое, и в дальнейшем художник много и увлеченно работал для петроградских киностудий и оформил немало художественных фильмов. Одной из самых изысканных картин, оформленных Егоровым, был исторический фильм “Ледяной дом”. В нем было много красивых кадров, воскрешающих на экране восемнадцатый век.

 

Егоров был словно сотворён для участия в создании исторических картин. Среди кинокартин, к которым он приложил руку как художник-постановщик, мы находим такие известные немые ленты как “Крылья холопа”, “Чины и люди”, “Закройщик из Торжка”. С его именем связаны знаменитые исторические ленты “Суворов”, “Кутузов” и “Адмирал Нахимов”. К счастью для филокартистов, творчество выдающегося сценографа нашло отражение на открытках. В коллекции автора этих строк есть шесть дореволюционных открыток (и это не полный комплект), рассказывающих о работе В.Егорова над спектаклем МХАТа “Синяя птица”. Эта постановка К.С.Станиславского (1908 г.) обессмертила имя Егорова, поставила его в ряд выдающихся наших сценографов.

В России очень любили выдающегося бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка (1862 – 1949). В этом году Метерлинку исполняется 160 лет и его творчество не забыто в России. Кстати, символизм Метерлинка повлиял на творчество таких мастеров художественной открытки как Эжен Грассе, Уолтер Крейн и Альфонс Муха. Посвящённые ему марки заслуживают отдельного разговора.

Индивидуальный стиль Егорова удивительным образом соответствовал метерлинковской трактовке жизни как чуда. А пьеса “Синяя птица” по праву считалась в России шедевром. К.С.Станиславский вложил в постановку свое понимание символизма и модерна. Восприятие художника полностью совпало с концепцией режиссера и поэтому сценическое решение, предложенное В.Егоровым, можно считать несомненной удачей.

Рекламные открытки, напечатанные к премьере спектакля “Синяя птица”, составляют серию из 12 сюжетов. Они позволяют нам создать общее впечатление о костюмах, созданных Егоровым. Главные герои Тильтиль и Митиль изображены почти силуэтно. Многие животные, например, Заяц, даны плавными линиями. Душа Хлеба расплывается словно плазма. Кот в мушкетерском костюме напоминает графику Обри Бердслея.

Старинные открытки донесли до нас таинственную атмосферу сценографии эпохи модерна, в которой было столько выдающихся художественных открытий. Эти непритязательные на первый взгляд открытки стали настоящим памятником русской театральной культуры. Жаль, что на них нет подробных выходных данных и названия типографии.

Бросается в глаза одно очень грустное обстоятельство. Когда на киностудии “Ленфильм” снимали кинематографический вариант пьесы “Синяя птица” (режиссеры Джордж Кьюкор и Игорь Масленников), об эскизах Егорова, казалось, забыли. Забвению была предана та субкультура восприятия М.Метерлинка в России, которая дала в начале ХХ века такие ощутимые плоды.

 

Но что поделаешь, на Ленфильме снимали современную сказку, которая не обязательно должна была быть погружена в мир декадентских символов. 1970-е годы были периодом культа современности. Таким образом, родилось совершенно новое изобразительное решение сказки, далёкое от метерлинковского символизма. Это прекрасно, но какими бы не были красивыми кадры из фильма Дж. Кьюкора, все же жаль, что уникальная эстетика В.Егорова в те времена была почти что не востребованной. Наверное, уместно было бы обратиться к филокартистам и они с радостью показали бы съемочной группе “метерлинковские” открытки с образцами сценографии эпохи модерна.

В 1960-е г.г. о творчестве В.Егорова было написано две монографии (по тем временам это было немало для художника, работавшего в эпоху декаданса), но и они стали сегодня библиографической редкостью. Автору этих строк вспоминается 50-летие Октября. В середине 1960-х годов, накануне юбилейной даты, выходили альбомы на тему “Искусство и революция”. Егорова тогда вспоминали главным образом как оформителя фильмов историко-революционной тематики. Незадолго до юбилея вышла большая книга подарочная книга “Художники советского кино”, в которой был раздел о герое нашего очерка. Сказалось то обстоятельство, что в послужном списке мастера был фильм “Мы из Кронштадта”, слава которого в глазах партийных деятелей затмила успех “Ледяного дома” и “Дориана Грэя”.

Но шло время, и период немого кино стал обрастать солидной литературой. Сегодня книги о русском немом кино доступны и мы можем узнать многое интересное (при этом открытки с портретами звезд немого кино часто являются большой редкостью). И тот, кто захочет познакомиться с деятельностью В.Егорова, несомненно найдет в изданиях 1960 – 1970-х годов много интересного. Но при этом хотелось бы дожить до появления новой книги о художнике – книги, в которой откровенно бы признавалось, что “Дориан Грэй” – талантливый эксперимент В.Мейерхольда, и в которой не ругали бы “вычурный модерн” и упадочнические устремления эстетов. Эта неоправданная критика давно ушла в прошлое.

Эта статья посвящена открыткам, но все же хочется добавить в иллюстрации почтово-филателистическое измерение. Поэтому добавляю к репродукциям открыток марки, посвященные Оскару Уайльду, К.С.Станиславскому и Морису Метерлинку.

А от имени филокартистов, интересующихся искусством рубежа девятнадцатого и двадцатого столетий, позволю себе высказать такое пожелание: было бы замечательно издать подборку художественных открыток с цветными репродукциями лучших сценографических работ Владимира Евгеньевича Егорова. Да и кадры из классических фильмов неплохо было бы увидеть на открытках, как впрочем и на марках. Да и хороший пояснительный текст хочется увидеть на обороте каждой открытки, чтобы как можно больше любителей искусства знали имя В.Е.Егорова. Выдающийся мастер, право же, заслуживает этого.

А.П. Дьяченко,филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru