ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО

Итальянский футуризм

Тульские открытки 150 лет назад

Чайковский в филателии


Главная  /  Высоцкий в филателистических знаках

Поиск по статьям:

Высоцкий в филателистических знаках

2022-05-06 12:01:30, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

"Может быть, и преждевременно начинать тему "Владимир Высоцкий в филателии", поскольку официально выпущен только один почтовый конверт с изображением памятника В.Высоцкому во внутреннем дворике Театра на Таганке". Так начинает статью в журнале "Вагант" ведущий рубрики "В твою коллекцию" Ф.Безруков (1).

Автор – владелец самой крупной в России коллекции значков, посвящённых В.Высоцкому – интересуется и другими предметами коллекционирования, связанными с именем поэта. Однако и он допускает ошибку: упомянутый конверт не был первым филателистическим предметом, посвящённым Высоцкому, но об этом, кажется, до сих пор мало кто знает.

А началось всё в середине 1980-х гг. Однажды польский журнал "Край рад" проводил читательский конкурс на знание истории эстрадного фестиваля в городе Зелена Гура. Один из вопросов звучал так: "В каком году в Зелене Гуре выступал Высоцкий?" Правильный ответ: "В Зелене Гуре Высоцкий не выступал никогда".

Возможно, этот курьёзный вопрос и способствовал тому, что организаторы фестиваля все-таки решили почтить память российского поэта. Именно в Зелене Гуре в 1987 году был выпущен посвящённый очередному фестивалю почтовый штемпель с изображением Владимира Высоцкого (2).

В январе 1988 г. широко отмечалось 50-летие Владимира Высоцкого. Имя его перестало быть полузапретным. Нарасхват шли первые сборники его поэзии, на вечерах памяти яблоку было негде упасть, статьи о нём печатались везде – от заводских многотиражек до центральной прессы. Казалось бы, можно было ожидать появления памятной (или, как говорят филателисты, коммеморативной) марки. Художник В.Коваль даже изготовил эскиз конверта с маркой, посвящённой Высоцкому. Увы, конверт выпущен не был.

Когда я готовил первую редакцию этой статьи, о работе В.Коваля упомянул очень коротко не от нежелания сказать больше, а исключительно по причине отсутствия информации. Прошло много лет, прежде чем такая информация появилась, за что я благодарен петербургскому филателисту Андрею Дьяченко, который прислал мне копии документов, касающихся создания пробной марки памяти Высоцкого, и великолепного качества сканы авторских проб, хранящихся в коллекции Сергея Кулакова. Получив от С.Кулакова разрешение использовать сканы при публикации, я решил рассказать почитателям Высоцкого о том, что узнал сам.

Прежде всего, несколько слов о художнике-графике, который внёс большой вклад в развитие книжной графики, плаката, почтовой миниатюры и геральдики, и, как ни крути, вошёл в историю высоцковедения. Владислав Эдуардович Коваль родился 28 ноября 1949 г. во Владикавказе, в 1976 году окончил Московский полиграфический институт, в 1981 году стал членом Союза художников России. В области почтовой миниатюры В.Коваль работал и до, и после 1988 года. В 1976 г. его, тогда ещё – выпускника вуза, почтовая марка, посвящённая 70-летию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, получила высокую оценку художественного совета Дирекции по изданию и экспонированию знаков почтовой оплаты, была одобрена председателем Союза композиторов СССР А.И.Хачатуряном и сдана в печать. Вслед за этим была создана целая серия марок в честь великих композиторов, позже появились серии, посвящённые русским писателям, флотоводцам, юбилейные марки и блоки.

Всего В.Ковалем создано более полусотни почтовых марок. Именно он стал новатором в сфере дизайна почтовых знаков, отказавшись от стандартной рамки, что позволило значительно расширить полезное пространство миниатюры. В 1990 году весь почтовый мир отмечал 150-летие самой первой марки – "Чёрного пенни". В.Коваль принял участие в создании юбилейной серии и не отказал себе в удовольствии "похулиганить": он столь искусно вмонтировал в рисунок собственные инициалы и инициалы близких ему людей, что экспертная комиссия ничего не заметила. Шутка художника открылась лишь после выхода марки. Между прочим, эта марка была отправлена королеве Великобритании Елизавете Второй в качестве сувенира, и была принята Её Величеством с благодарностью (3).

Над маркой памяти Владимира Высоцкого В.Коваль работал, видимо, не позднее ноября 1987 года: 24 ноября из Союза писателей СССР в Министерство связи отправилось письмо на имя министра В.Шамшина:

"Уважаемый Василий Александрович!

Обращаюсь к Вам с большой просьбой: речь идёт о выпуске почтовой марки, посвящённой прекрасному актёру, выдающемуся исполнителю авторских песен Владимиру Высоцкому.

Человек этот достоин такой высокой чести. Достоин не только потому, что в нынешнем году он – посмертно – стал Лауреатом Государственной премии СССР, но, главным образом, потому, что сегодня его творчество всё активнее работает на нас, на нашу Родину, на социализм, на перестройку. О настоящей, поистине народной популярности Высоцкого Вы знаете сами.

Профессиональный эскиз марки уже готов. Он сделан художником Владиславом Ковалем, на счету которого уже есть несколько действующих марок.

Я убеждён, что выпуск марки, посвящённой В.Высоцкому, будет с радостью воспринят широкой советской общественностью. Особенно – молодёжью.

Очень хочу надеяться на положительное решение вопроса. Желаю Вам всего доброго.

С уважением, Секретарь СП СССР, Председатель комиссии по литнаследию В.Высоцкого Р.Рождественский".

На письме – резолюция министра:

"т. Манякину Е.А. Рассмотрите. Можно выпустить в 1988 г."

Заместитель Министра связи СССР Евгений Алексеевич Манякин вопрос рассмотрел и 11 января 1988 г. отправил письмо Р.Рождественскому:

"Уважаемый Роберт Иванович! Ваше предложение о выпуске почтовой марки, посвящённой В.С.Высоцкому, поддержано Министерством связи СССР. Выпуск марки будет осуществлён в течение 1988 года. Рекомендуемый Вами эскиз марки, выполненный художником В.Ковалем, находится на рассмотрении.

Министерство связи СССР при составлении тематических планов выпуска почтовых марок всегда внимательно рассматривает и учитывает предложения творческих организаций, в том числе, и Союза писателей СССР.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество".

Увы, дальнейшего сотрудничества не вышло... Не знаю, кто и на каком уровне дал "отбой", но, судя по всему, уровень был не ниже ЦК КПСС – ведь министр связи идею поддержал. Видимо, формальная причина невыхода тогда в свет марки с портретом Высоцкого заключалась в том, что марки с изображением исторических личностей выпускались в СССР (за редчайшим исключением) не ранее чем через десять лет после их смерти. В данном случае прошло только восемь лет...

25 января 1988 года, в день 50-летия Владимира Высоцкого, во дворе Театра на Таганке был установлен памятник работы Г.Распопова. Именно этот памятник и появился на конверте, описанном в начале статьи. Это был первый отечественный предмет филателии, посвящённый Высоцкому, он вышел в свет 29 декабря 1989 года.

Вскоре было выпущено два памятных конверта, о которых я узнал от украинского высоцковеда Л.Фурмана, подарившего их мне. Изданы они в 1990 г. на Украине, в Днепропетровске. В основе одного из них – фотография, сделанная А.Сааковым, в основе другого – рисунок художника А.Эфендиева. Правда, нужно уточнить: конверты эти немаркированы, поэтому, строго говоря, в таком виде филателистическими предметами они не являются. Лишь пройдя через почту и обзаведясь почтовыми элементами – маркой и штемпелем, – они станут предметами филателии, именуемыми "целой вещью".

Затем опять настал черёд Польши. В январе 1998 г. в городе Кошалине (там находится единственный за пределами России музей Высоцкого), проходила посвящённая ему международная конференция. В июле 1999 г. состоялась ещё одна – под названием "Марафон с Высоцким." К этим событиям были выпущены почтовые гашения. На одном из них изображён портрет Высоцкого в профиль и текст: "Международная конференция. Владимир Высоцкий. Польша. 17.01.1998. Кошалин". На другом – портрет Высоцкого анфас, окружённый текстом по-польски: "Марафон с Высоцким" 17.07.1999. Кошалин".

Наконец, появилась и почтовая марка с изображением Владимира Высоцкого. В октябре-декабре 1998 года всем россиянам было предложено выбрать певцов, чьи изображения они хотели бы видеть на почтовых марках. Для облегчения задачи был составлен список из восемнадцати фамилий. Помимо имён эстрадных певцов, были включены и имена авторов-исполнителей – Высоцкого, Окуджавы, Цоя, Талькова, Галича, Визбора.

Список публиковался действительно "от Москвы до самых до окраин". Не только столичная пресса, но и периодические издания Бурятии, Башкортостана, Адыгеи напечатали его. Было получено около 6 тысяч ответов. Владимир Высоцкий по числу набранных голосов вошёл в первую восьмёрку. Был выпущен блок "Певцы России" из восьми марок, куда вошла и марка с его изображением. (Конечно, отнести Высоцкого к певцам довольно затруднительно, но главное, что марка всё же вышла).

Спецгашение "Первый день" проводилось 6 октября 1999 года, но сам почтовый блок появился несколько раньше, в июне. А 22 июля того же года вышел памятный конверт "Любимые голоса России в новой серии почтовых марок". Там марки серии "Певцы России" изображены в миниатюре. Разумеется, среди них и изображение Высоцкого.

В том же году в Москве в издательстве "Олимп" вышла серия брошюр, посвящённых тем, чьи портреты оказались на марках. Автор брошюры о Высоцком – Петр Солдатенков. Она вышла тиражом 3 тысячи экземпляров. На второй странице обложки в специальном квадратике наклеена марка с портретом Высоцкого.

Примерно в то же время, в конце 1990-х гг. (точного года выпуска я не знаю), марка с изображением Высоцкого вышла там, где её можно было ожидать меньше всего – в Экваториальной Гвинее! В этой стране выпустили серию из двенадцати марок с изображением крупнейших музыкантов прошлого века – П.Маккартни, Д.Леннона и других, так что снова, как и в родной стране, Высоцкий оказался в компании не поэтов, а музыкантов.

Виталий Рыбин, филателист с очень большим стажем, обратил моё внимание на то, что данный выпуск, возможно, относится к тем, что на языке, принятом Международной филателистической федерацией (ФИП), именуется "вредной эмиссией", то есть, выпуском, наносящим вред подлинной филателии. Такие выпуски сразу предназначены для коллекционеров, и они не поступают в продажу через отделения связи. Для В.Рыбина одним из признаков того, что данные марки Экваториальной Гвинеи относятся к "вредным эмиссиям", является факт грубой и непонятной перфорации, проходящей через изображение. Каждая мини-марка имеет номинал, но если использовать их в таком виде, то одной марке достанется ухо Высоцкого, другой – нос, и т.д. Известный американский каталог "Scott" такие выпуски не учитывает в числе марок мира.

После этого снова настал черёд Польши. 19–20 января 2002 года, в Кошалине проходила очередная, девятая по счёту встреча с поэзией Высоцкого. И снова почта Польши выпустила очередной штемпель: портрет Высоцкого, а по кругу текст по-польски: "Место встречи изменить нельзя. 19.01.2002".

И ещё один филателистический сувенир выпущен в Польше. В городе Белостоке местный "Центр творчества Владимира Высоцкого" стал использовать конверты с фотографией российского поэта. По сути дела, это филателистический самиздат, о котором следует сказать несколько слов.

Поклонники Высоцкого явно не удовлетворены отсутствием конвертов с его изображением и перенимают инициативу в свои руки: берут обычный конверт, переводят на него портрет Высоцкого – и всё, конверт готов к отправке.

Первые конверты такого рода были изготовлены в 1989–1992 гг. по заказу известного коллекционера предметов высоцкианы С.Дёмина из Дегтярска Свердловской области. Два конверта созданы екатеринбуржцем Р.Копыловым, по одному – В.Хворостом из Днепропетровска и В.Меркушевым из Санкт-Петербурга.

В 1998 г. двадцать конвертов создал художник А.Сивак из Мариуполя, известный своими многочисленными экслибрисами, посвящёнными Высоцкому.

Несколько конвертов-самиздатов есть в моей коллекции. Они были надлежащим образом оплачены, погашены и дошли ко мне безо всяких приключений.

Свои конверты имеют государственный культурный центр-музей Высоцкого в Москве (изготовлен в 1999 г. по эскизу художника М.Златковского), польский музей Высоцкого в городе Кошалине (там было несколько разных видов конвертов) и журнал "Вагант-Москва" – издание, практически целиком посвящённое Высоцкому. Конверт журнала ''Вагант-Москва''.

В какой-то степени имеют отношение к Высоцкому и два очень редких (тираж – 50 экз.) конверта, выпущенных в Санкт-Петербурге. На них изображены сфинксы работы М.Шемякина, установленные напротив знаменитой тюрьмы "Кресты". На подножьях памятника М.Шемякин установил таблички с именами деятелей культуры, пострадавших от Советской власти. В числе прочих, есть там и табличка с именем Высоцкого. Изображение на обоих конвертах одинаковое, но часть тиража выпущена на глянцевой, а часть – на простой бумаге.

Ещё один конверт, имеющий отношение к рассматриваемой теме, – рекламный. Однако, как объяснил опытный санкт-петербургский филателист А.Дьяченко, приславший его мне в подарок, такие конверты, пройдя через почту, становятся предметами филателии. Более того – предметами очень редкими!

На лицевой стороне описываемого конверта изображена официальная эмблема журнала "Ридерз Дайджест", а на обороте – реклама розыграша призов лотереи журнала. Приславшим бланки заказа на льготных условиях предлагалось купить комплект "100 лучших песен В.Высоцкого" на компакт-дисках или аудиокассетах.

В январе 2008 г. вышел в свет предмет коллекционирования, имеющий отношение и к филателии, и к филокартии. Тиражом всего 70 экземпляров в Калининграде выпущена открытка с изображением памятника Высоцкому в этом городе, содержащая спецгашение: "70 лет со дня рождения В.С.Высоцкого. 25.01.2008 г."

В 2009 г. неутомимая М.Зимна из Польши сделала подарок почитателям Высоцкого – на сайте twoje-znachki.pl она заказала марку с его портретом. Разумеется, издание это неофициальное, но наклеенная на фирменный конверт "Muzeum Wlodzimierza Wysockiego", и прошедшая почтовое гашение, марка становится настоящим филателистическим сувениром.

В 2010 году африканское государство Мали выпустило в свет огромную серию почтовых блоков, посвящённых 30-летию Олимпиады в Москве. Серия производит довольно странное впечатление. Наряду с марками, на которых изображены, к примеру, соревнования по плаванию и фотография олимпийского чемпиона пловца Владимира Сальникова, есть и марки с портретом Гарри Каспарова на фоне соревнований по тяжёлой атлетике, и даже Дмитрия Менделеева – рядом с маркой на волейбольную тему. Очевидно, создатели серии просто хотели запечатлеть портреты известных россиян, и не очень заботились о том, в какое соседство они попадают.

В этой странной серии Владимиру Высоцкому досталось соседство с боксом, московской гостиницей "Космос" и эмблемой советско-американского космического полёта "Союз-Аполлон". Блоки существуют в двух видах – зубцовом и беззубцовом, причём оба – как с надпечатками (на них указаны страны, чьи спортсмены получили наибольшее количество медалей в соревнованиях по боксу), так и без них.

Ещё больше единиц включает в себя серия почтовых блоков, выпущенная в том же году и по тому же поводу центральноамериканским государством Белиз. Портрет Владимира Высоцкого на этих марках соседствует с памятником на его могиле – и фотографиями двух пловчих из ГДР. Логику выпускающих понять просто невозможно!

Эти блоки тоже изготовлены с надпечатками, причём трёх видов: количество медалей, завоёванных советскими спортсменами, надпечатано золотой, серебряной и бронзовой красками. Таким образом, существует двенадцать почтовых блоков, посвящённых Высоцкому: 4 из них выпущены в Мали и 8 – в Белизе.

В 2010 г. в память тридцатилетия со дня смерти Высоцкого в двух видах – зубцовом и беззубцовом – выпущены почтовые блоки в республике Южная Осетия. Правда, коллекционеры не считают, что эти марки имеют филателистическую ценность, поскольку Южная Осетия не является членом Международного почтового союза.

Последняя на сегодняшний день марка, посвящённая Высоцкому, выпущена в свет 30 декабря 2015 года в Армении. Дизайнер марки – Ваган Мкртчян, литографист – Александр Шандуров. Марка отпечатана в Канаде в издательстве "Лоу Мартин груп" (Lowe Martin Group) в количестве 50 тысяч экземпляров.

И в заключение – об одном раритете. Не знаю, можно ли отнести его к предметам филателии, но для меня он очень ценен. "Mystic Stamp Company", ведущая американская компания по продаже марок, рассылает клиентам рекламные листки. Однажды ко мне попал такой листок, предлагавший купить российские марки. В числе, приблизительно, 30 марок на нём напечатанных, есть марка с изображением Высоцкого. Я абсолютно убеждён, что это единственный сохранившийся плакат такого рода!

1. Журнал "Вагант", Москва, 1995 г., №№ 11-12, стр.30-31.

2. Штемпель опубликован в журнале "Филателиста", Варшава, 16-31.07.1987 г., № 14.

3. Инф. – на персональном сайте Владислава Коваля.

* В статье использованы иллюстрации филателистических знаков из коллекций М.Цыбульского и С.Кулакова.

Марк Цыбульский, v-vysotsky.com

Статья опубликована с разрешения автора



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru