Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина

Тульские открытки 150 лет назад

Главная  /  Золото, муравьи и филателия

Золото, муравьи и филателия

2022-06-09 16:35:34, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

О муравьях писали биологи и фантасты, философы и экологи, социологи и многие другие исследователи. Муравьи являются героями многочисленных сказок, кинофильмов. Их портреты можно найти в специальных научных и популярных журналах, в Интернете и даже на почтовых марках и конвертах.

Мы же предлагаем читателю взглянуть на этих насекомых глазами геологов и геофизиков, которые видят предназначение своих наук в самой тесной связи с всеобъемлющей наукой будущего - экологией (защита окружающей среды).

Для этого отправимся вместе в лес. Едва ли не каждому жителю Земли приходилось, конечно, видеть муравейники, своеобразные жилища этих "маленьких тружеников леса", как первым назвал муравьев известный советский натуралист томский профессор Павел Иустинович Мариковский.

А по дороге в лес попытаемся вспомнить: о том, что мы знаем об этих шустрых и вездесущих шестиногих, что помнится нам о них с детства?

Они чистят лес. Разрыхляют и улучшают почву. Чем-то там питаются - и сами служат кормом для птиц и даже для медведей. Наконец, они вырабатывают муравьиную кислоту. А что еще?

Маленькие экстрасенсы - рыжие лесные муравьи - строят себе жилища над теми участками почвы, где подземные воды находятся на доступной для насекомых глубине (до 2 - 3 метров).

Умеют ли они искать и находить обводненные зоны или это происходит у них случайно, на уровне неких рефлексов, остается только гадать. Но если гидрогеологические "познания" муравьев пока не определены, то их минералогические "способности" несомненны.

На чем же основана такая уверенность? Учёные установили, что почвенные минералы, попавшие в купол муравейника из выветренных коренных пород, содержатся в его материале в количестве до пяти процентов.

В нижней части купола (земляной вал), образующей фундамент всего наземного сооружения, доля минеральной фракции достигает 90 % от общего веса пpоб. Это когда-то давно отметили некоторые геологи, изучавшие золоторудные месторождения Сибири.

Вид ос-немок (бархатных муравьёв), из-за необычной внешности прозванный муравьём-пандой

Например, необычный черный песок, состоящий почти целиком из магнетита, заметил в основании купола известный томский специалист по геологии золота профессор Александр Коробейников. Объясняется такая аномалия очень просто: муравьи жили как раз на такой россыпи драгоценного металла, в которой содержание этого магнитного спутника золота было необыкновенно велико.

Рассмотрим подробнее, что же приносят в качестве строительного материала насекомые. Вот так называемые "тяжелые" минералы обычно темного цвета. Среди них окислы железа магнетит, маpтит, лимонит, гетит, а также выветренные сульфиды железа и меди (пиpит, халькопиpит и другие). Встречаются в куполах турмалин, гранат, эпидот, циpкон и дpугие минералы.

Размеры этих твердых частичек невелики, в среднем, около 1 мм в диаметре. Их химический состав обычен для подпочвенных отложений данного конкретного участка. Hапpимеp, в золоторудных районах в муравейниках присутствуют в заметно повышенных количествах примеси меди, свинца, мышьяка, молибдена, сурьмы, хрома и т.д И что примечательно: во всех "магнитных" и "тяжелых" пробах обнаруживались следы золота.

О подобных любопытных геолого-минеpалогических способностях муравьев человечество знало очень давно. По свидетельству древнегреческого мыслителя и историка Геродота, в Древней Индии золото находили в муравейниках, и это считалось свидетельством недалеких золотоносных залежей. Это золото, как сказано в мифах, охраняли горные птицы - грифы.

В Африке (Зимбабве, Родезия), в Южной Америке и в Индии указанием на присутствие золоторудных месторождений, и коренных, и россыпных, издавна служили слабо золотоносные термитные холмы. Современный индийский исследователь Е.А.В. Пpасад отмечает, что еще в пятом веке нашей эры таким именно способом удавалось находить залежи золотых руд.

А знаете ли вы, что термитные постройки являются буквально конфетками для некоторых тропических животных? Например, индийские слоны буквально поедают их в определенное время года. Так не привлекают ли этих гигантов-литофагов (камнеедов) микроэлементы, содержащиеся в термитниках в резко повышенных, по сравнению с почвой, количествах?

Кроме чисто физических свойств, золото обладает одной уникальной "биологической" (или, если угодно, экологической) особенностью, о которой знают не только люди, но и, возможно, насекомые. Если не знают сознательно (в нашем, человеческом понимании), то, вероятно, чувствуют интуитивно, как и полагается настоящим экстрасенсам. Речь идет о бактерицидных свойствах золота, которые были известны людям еще в Дpевнем Египте и на Востоке.

Способность золота очищать и устранять "болезненные начала воды" упоминается в трактатах тибетской и китайской медицины. Писал об этом и Авиценна, считавший золото одним из универсальных и сильнейших лекарственных средств, более эффективным, чем серебро.

В этом скрыто нечто таинственное: золото накапливают только люди и муравьи. Причем "добывается" металл в соизмеримых масштабах - если учесть, что муравей весит в миллионы раз меньше, чем человек. И наблюдается эта закономерность во всем мире, там, где социальные сообщества тех и других оказываются близкими к залежам золота и, разумеется, его спутников.

Закончим рассказ о маленьких золотоискателях еще одним почти фантастическим выводом. Почему не предположить, что в недалеком будущем в качестве старателей будут трудиться десятки миллионов муравьев.

В самом деле, сегодня для извлечения золота и других металлов из бедных руд уже используются в промышленных масштабах специальные культуры микробов. Эти культуры сугубо индивидуальны для каждого месторождения. И этот способ добычи металлов называется биотехнологическим.

Так почему бы с этой же целью не воспользоваться помощью шестиногих насекомых, предварительно обучив их? Именно обучить, как пчел, но не дрессировать, как слонов! Мы уже знаем, что муравьи умеют по крупинке собирать золото и складывать его в одно место. Надо только воспользоваться этой их уникальной способностью. И, конечно, нужно создать им необходимые для этого условия, суметь привлечь муравьев к такой работе, даже вознаградить их.

Результат не заставит себя ждать. Скажем, мы муравью - сахар и этиловый спирт, которые им зачем-то очень нужны, а муравей нам - золото. Только представим себе: в лесу, рядом с давным-давно заброшенным золотым прииском, стоит целый завод-муравейник. Он напоминает пасеку, только вместо ульев - сотни куполов муравейников, которые располагаются в светлом лесу среди высокой травы.

А между ними дорожки, по которым перемещаются тележки с кормами. Автокары-сборщики доставляют к центру переработки золотосодержащий строительный материал, собранный миллионами трудолюбивых муравьев. Это своеобразная золотоизвлекательная фабрика, отличающаяся от традиционных производств абсолютной экологической чистотой. Она нисколько не загрязняет окружающую среду.

Практически все насекомые возвращаются в свои дома пешком, "своим ходом". А разнообразная побочная продукция, получаемая "попутно" с золотом, используется в медицине и в природоохранных целях. К тому же заметим, что муравьи являются непревзойденными санитарами, испытанными и безотказными хранителями лесных биоценозов.

Таким образом, муравьи не только помогают нам в поисках золота недр, но и в его добыче. А вместе с золотом, попутно, извлекать и его не менее ценные спутники: серебро, платину, палладий и другие. И все это технологично, экологично и, конечно, экономично! Разве это не заманчивая перспектива?

Отдавая дань маленькому труженику леса, почтовые администрации разных стран неоднократно посвящали выпуски почтовых марок муравьям.

В настоящее время есть в продаже марки, блоки, конверты на эту тему.  Начав с простой марки о муравьях, может быть Вы сможете реализовать уникальный проект человечества - запустить фантастический "завод-муравейник", открыв новую эру отношений человек-природа.

Бакшт Ф. Б., Коробов С. А.

Источник: stamps.lgg.ru

2022-06-14 21:12:05, Светлана
Статья просто прекрасная! Спасибо.
2022-06-15 15:58:42, Максим Грошев
Статья хорошая, хотя она полностью или частично уже была опубликована еще на бумаге в журнале "Филателия". А вообще у меня есть книга Ф.Бакшта "Геология и филателия". Отлично написана и хорошо издана, в свое время ее надо было поискать в продаже. Великолепный материал для начинающего коллекционера-тематика, т.к. показывает широкий подход к подбору материала для коллекции. Жаль, мало теперь попадается таких статей, а книг почти нет.

• Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии