ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО

Итальянский футуризм

Тульские открытки 150 лет назад

Чайковский в филателии


Главная  /  Коломан Мозер и его марки

Поиск по статьям:

Коломан Мозер и его марки

2022-11-28 22:12:06, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Осенью 2024 года исполнится 105 лет со дня смерти австрийского почтового дизайнера Коломана Мозера. Филателисты имеют особое право иметь свою позицию по отношению к этому выдающемуся деятелю австрийской культуры, ибо созданные им марки принадлежат к числу наивысших достижений почтовой графики начала ХХ века.

Неизвестный фотограф. Портрет Коломана Мозера. 1903 год

В 1897 году в Вене возникло интереснейшее художественное объединение «Венский сецессион». Оно оказало огромное влияние на всю дальнейшую эволюцию почтовой графики. Художники-сецессионисты ввели особое – геометрическое – построение произведений прикладной графики: строгая система рамок создавала своеобразный геометрический орнамент.

Это относилось и к маркам. В 1908 году в Австро-Венгрии вышла в свет большая серия коммеморативных марок, посвященная важной юбилейной дате – 60-летию со дня рождения императора Франца-Йосифа.

Классические портреты были окаймлены рамками в стиле «модерн». Разработчиком унифицированного оформления серии был выдающийся венский дизайнер Коломан Мозер (1868 – 1918) – создатель совершенных в графическом отношении открыток и марок (а также банкнот).

В русскоязычной филателистической литературе имя Мозера получило очень интересное отражение в книге выдающегося искусствоведа Валентина Яковлевича Бродского «Искусство почтовой марки» (1967), в которой были репродуцированы три марки работы Мозера. По сути дела в год 50-летия октябрьской революции вышла книга, где рядом с портретами Ленина фигурировали произведения искусства капиталистической эпохи, да еще с портретами монархов. У читателя не оставалось сомнений – автор приводит эти марки не просто как положительные примеры графики малых форм, а как шедевры.

Конечно же, в книге был далекий от филателии социально-критический абзац о распаде Австро-венгерской империи, об образовании новых государств, но без этого абзаца, вероятно, нельзя было дать заслуженно высокую оценку Мозеру-художнику.

Так в нашу литературу пришло имя Мозера. К сожалению, детальное рассмотрение его творчества не получило дальнейшего развития в филателистической литературе после выхода этой замечательной книги.

Коломан Мозер родился в марте 1868 года в Вене в богатой мелкобуржуазной семье. Он изучал живопись в Венской Академии искусств (мастерская художника Грипенкерля), а затем в Школе искусств и ремесел у известного живописца Франца Матча. Он прославился своими новаторскими работами в Венском сецессионе (объединении, давшем миру сразу нескольких почтовых дизайнеров), в которое вступил в самом начале существования этого уникального сообщества художников (в конце 1897 года). Работая в жанре афиши, журнальной обложки и книжного переплета, он выдвинул свою собственную концепцию произведения прикладной графики.

Эта концепция предусматривала геометризацию графического объекта, будь то плакат, этикетка для коробочки, книжный переплет или почетный диплом. Царство прямых линий сохранилось в официальных документах до сих пор, поэтому у нас есть все основания считать дизайнера Мозера нашим современником.

Однако очень трудно назвать живущего сегодня художника, чьи пластические открытия были бы равны изобретательным инновациям Мозера. Все было другим тогда, в начале ХХ века. Многое в области графики малых форм определяли шаблоны банкнотного дизайна. Марку по праву считали официальным, высоким жанром, к ее оформлению относились в высшей степени серьезно. Проекты готовили академики и профессора, а утверждали их монархи и президенты.

Витраж в церкви Штайнхоф. Коломан Мозер (1868-1918)

Именно в этот период сверхофициального и сверхтрепетного отношения к новым почтовым эмиссиям и пришел в почтовый дизайн тридцатипятилетний художник Коломан Мозер. Он создавал эскизы марок Лихтенштейна, Боснии-и-Герцеговины и, конечно же, Австрии. «Габсбургская серия» имела огромную популярность среди коллекционеров и быстро разошлась. Марки Боснии-и-Герцеговины пейзажной тематики вошли в золотой фонд почтовой графики.

Применительно к «Габсбургской» серии можно сказать, что именно дизайнерский гений Коломана Мозера объединил разнородные произведения портретного искусства единой графической «идиоматикой». Это же самое сделали члены петербургского объединения «Мир искусства» c «романовским» выпуском 1913 года. Несмотря на то, что марки рисовали разные художники, налицо единство орнаментально-графического решения обрамления. Обе серии являются замечательными примерами ансамблевого мышления.

Николай II, юбилейная Романовская серия почтовых марок Российской империи  

Нельзя не упомянуть и имя легендарного гравера Фердинанда Ширнбека – виртуозного мастера гравюры. Он был учеником талантливого венского гравера Лауфбергера. Имея всего один глаз, Ширнбек добился огромных успехов в гравюре на металле (успешно работая при этом и в технике гравюры на дереве). Он гравировал портреты и пейзажи для марок многих стран, но именно марки Австро-Венгрии снискали ему мировую славу. Ширнбек блестяще доказал, что дефект зрения – не помеха при создании тончайших гравюр на стали. В разные годы к нему обращались почтовые министерства нескольких стран. Ширнбек был предвестником новаторских экспериментов в области металлографии, инициаторами которых в 1950-1960-е годы стали почтовые министерства сразу нескольких европейских государств.

Австрия

Отметим, что марки были не самым главным разделом наследия художника. В начале ХХ века Мозер создал рекламу календаря, на которой была изображена черноволосая женщина с песочными часами. Это же изображение было перенесено с афиши на подарочный конверт, в котором календарь доставляли заказчикам (пока не удалось установить, проходил ли этот конверт через почту и сохранились ли экземпляры, франкированные марками или, может быть, франкотипами издательства).

Отметим только, что это был едва ли не первый в Европе иллюстрированный подарочный конверт и что женщина с песочными часами получила наименование «Мозеровская муза» и стала для культуры Австрии тем же, чем для культуры России является блоковская Незнакомка или, например, «Незнакомка» И. Крамского. Мозера хорошо знали и любили в России, так же как и его коллег по Венскому сецессиону. Его знали не только по маркам из Габсбургской серии, но и по другим работам.

Мозер основал художественное объединение «Венские мастерские», которое повлияло на эстетику советских архитектурных объединений ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Однако еще до формирования этих новаторских объединений, в 1908 году (ровно сто лет назад) в Санкт-Петербурге была открыта выставка «Искусство в жизни ребенка», куратором которой был известный художник и архитектор Федор Густавович Беренштам (деятель русской культуры, который по разносторонности своих творческих интересов чем-то напоминал Мозера). Экспозиция расположилась в залах Пассажа (ныне – универмаг «Пассаж»). Что именно представил на эту выставку Мозер, установить не удалось (скорее всего, это была детская мебель новейшей конструкции).

Коломан Мозер (1868-1918).

В собрании автора этих строк хранится трофейная открытка, прошедшая почту из Берлина в Карлсбад (ныне – Карловы Вары). Она также посвящена юбилею Франца-Йосифа. Это удивительное произведение прикладной графики, в котором вполне реалистичный портрет умело сочетается с декоративно-орнаментальным обрамлением. Мозер и Ширнбек словно хотели, чтобы классические схемы построения графического листа с рамками, картушами и целым калейдоскопом геометрических фигур различной формы сохранились как можно дольше.

Итак, со времени кончины Мозера прошло 100 лет (художник ушел из жизни 18 октября 1918 года). За истекшие годы в искусстве почтовой марки многое изменилось. Появилась такая область деятельности как инноватика, вследствие чего возникли интерпретации создания знаков почтовой оплаты как изобретательского процесса, а не как следующего шаблонам оформительства.

Теоретические основы инновационных процессов позволяют объяснить, почему на смену викторианскому дизайну с его тяжеловатыми орнаментами и шрифтами пришли упрощенные орнаменты модерна.

Послевоенные тенденции в прикладной графике предполагали почти полный отказ от прежних геометрических построений. Но это была уже иная эпоха, требующая других инструментов анализа. Отметим лишь, что геометрический стиль не был сдан в архив как отработанный материал, а стал замечательным памятником европейского модерна.

При этом искусство Мозера осталось в истории почтовой графики как удивительный всплеск творческого гения. В середине 1910-х годов по земле катился огненный смерч войны, предстоял раздел Европы, революция 1917 года, раскол мира на две общественно-экономические системы, а рука художника, словно предчувствуя, что трагический период истории не бесконечен, что категория возвышенного вечна, выводила на бумаге волшебные орнаменты необыкновенной красоты. Орнаменты, благодаря которым филателисты помнят сегодня замечательного художника Мозера.

На первый взгляд может показаться, что эстетика Мозера целиком осталась в первой половине ХХ века. На дворе двадцать первое столетие, постмодернизм перемешал все стили и сегодня вряд ли возможно возвращение к строгой геометрической орнаментике. Получается, что марки Мозера и его учеников – это благороднейший филателистический антиквариат. Однако неизвестно, как повернется ход истории и может быть, эстетика модерна еще вернется к нам в новом обличье.

Сосновый лес зимой, Коломан Мозер, 1907 год

Ну а пока что мы просто отмечаем памятную дату. Манера Мозера относится к высочайшим достижениям почтовой графики эпохи модерна. Творчество основателя Венских мастерских доказывает, что марка может быть настоящим шедевром, памятником истории искусства. Мозер распространил эстетику почтовой миниатюры на все почтовое отправление в целом – лицевая и оборотная стороны открытого письма выполнялись в одном и том же стиле, сочетания геометрических фигур стали своеобразным модулем проектирования открытки. Мозер вплотную приблизился к типу художника-конструктора, который получил дальнейшее воплощение в творчестве Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье, а из мастеров почтовой графики – в работах голландских дизайнеров школы Ван Риссельберге.

Завершая наш небольшой обзор, упомянем знаменитую киноленту Джеймса Кэмерона «Титаник» (1998). Дело в том, что на историческом корабле было большое почтовое отделение и для съемок ленты было подготовлено несколько сот бутафорских писем с копиями марок тех лет. Среди них были и письма с марками из «Габсбургской серии». Кстати, наверное, в этом одна из основных функций марки и конверта на экране (не берем сейчас сложные философские притчи) - создание атмосферы исторической достоверности. А разве этого мало?

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-11-29 11:15:30, Светлана
Как всегда-интересная и атмосферная статья!
2022-12-17 11:59:07, Владимир Федорович Нелепин
Отличная статья! Спасибо А.П.Дьяченко - настоящей филателист! Профессиональное знание филателии, как объектов культурного наследия, достойного членства Союза ученых СПб и Ассоциации искусствоведов! Жду дальнейших публикаций.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru