ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам

Любимый архитектор императрицы

По следам наших публикаций. Вносим ясность


Главная  /  Отсутствие клея не говорит о том, что марка бракованная?

Поиск по статьям:

Отсутствие клея не говорит о том, что марка бракованная?

2016-01-10 15:04:11, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Недавно получил такой вопрос от Коллекционера (постоянного Покупателя). Я решил, что коль такой вопрос возникает, то следует на него дать ответ так, чтобы становилось ясна та грань в определении брака марки, до которой ее еще можно покупать, а за которой - не стоит?.

Точного определения "брака" , принятого всеми в Филателии, я не видел. Почему? Станет объяснимо ниже.
Понятное определение я могу дать таким образом:
марка должна быть без изъянов по зубцам, не иметь "тонких мест" (утоньщения бумаги в местах снятия наклеек или при отклеивании), перегибов, грязи или других видимых нарушений лицевой стороны.
При этом для марок люкс (** или Very Fine) не должно быть нарушения клеевого слоя на марке, что допускается для марок гашеных и ранее наклеиваемых.

Точного определения брака нет еще и потому, что для особо редко встречаемых марок допускается и отсутствие нескольких зубцов (измеряют в процентном отношении) и даже загрязнение, надрывы (для прошедших почту).

привожу 4 различных марки - какую выбрать в свою коллекцию?


Чаще всего авторы каталогов дают такое разделение по состоянию марок:

** - негашеная марка (называют "чистая") с нетронутым оригинальным клеем без следов наклеек.

* - негашеная марка с оригинальным клеем, с наклейкой или следом наклейки

(*) - негашеная марка без клея (клей смыт)

(**) - негашеная марка без клея, как выпускалась при печати

(.) - гашеная марка. Чаще бывает без клея, так как использовалась по назначению на почтовом отправлении, иначе

(СТО) - гашеная марка в ущерб почте, когда гашение делается сразу на напечатанных листах для последующей продажи для коллекционеров. В этом случае марки имеет клей, обычно - аккратное угловое гашение, часто даже слабо заметное.

Обычно каталоги ограничиваются предоставлением цен только по трем основным состояниям: **, *, (.), иногда добавляется цена на марки СТО и еще на кварты марок. Принято считать, что и марки СТО, и марки в квартах "говорят" о наличии именно оригинального клея, а не наведенного. то есть, вопрос наличия клея актуален. Но почему?

На мой вгляд наличие клея говорит лишь об отсутствии взаимодействия марки с водой, но не более. Все равно качество марок  проверяется в первую очередь по лицевой стороне. И вот каталог "Стандарт коллекции" дает помощь в дополнительной градации марок по состоянию. Правда ценами подкрепляет эту градации только в редких исключительных случаях.

Итак. Состояние ** подразделяется еще на:

** I - негашеная марка с нетронутым оригинальным клеем без следов наклеек, хорошая центровка рисунка

** II - негашеная марка, допускаются типографские погрешности (не являющиеся разновидностями, которые уже оцениваются совсем по другому), возможны складки бумаги, ен вляющие на рисунок марки. Возможны вдавленности бумаги, не идеальная центровка рисунка. Я бы добавил в эту категорию для блоков допустимый разброс размера (миллиметра 2-2.5 на каждые 100 миллиметров размера)

** III - допускаются незначительные потертости рисунка и незначительная укороченность зубцов.

** IV - допускаются потертости, отсутствие или восстановленность отдельных зубцов. В некоторых каталогах и филателистических статьях авторы даже указывают допустимое количество отсутствующих зубцов для марок конкретных временных дат выпуска.

Состояние * подразделяется  на:

* I - негашеная марка с аккуратной наклейкой или аккуратным следом от наклейки. Рисунок марки и перфорация - без нарушений.

* II - негашеная марка с грубой наклейкой или смытым клеем. Рисунок марки и перфорация - без нарушений. Сюда же автор относит и марки с наведенным клеем. То есть - марки после реставрации

* III - негашеная марка со следами нескольких наклеек, потертостями или укороченными (незначительно) зубцами.

* IV - допускаются потертости, отсутствие или восстановленность отдельных зубцов. След наклейки проходит на рисунок марки (!! - обратим на это внимание, далее прокомментирую)

Состояние (.) подразделяется  на:

(.) I - марка с аккуратным почтовым гашением в отличном состоянии (сохранен оригинальный цвет и четкий рисунок не закрыт гашением)

(.) II - марка с не четким почтовым гашением. (при этом сохранен оригинальный цвет и четкий рисунок)

(.) III - марка с читаемым гашением, закрывающим существенную часть рисунка марки (для разных стран и периодов марок - от 30% и до 90%)

(.) IV - марка с не читаемым гашением, закрывающим существенную часть рисунка. Возможны потертости и потеря цвета рисунка.

Как видим, гашение в ущерб почте (СТО) здесь автором даже не приводится. Объяснение я думаю такое. Считается, что гашеные марки собирают коллекционеры, которые интересуются маркой как средством оплатой. Для них важна не только сама марка, но и  гашение, т.е. та информация, которую несет почтовый штемпель. Но практика и статистика показывает, что все равно подавляющее большинство коллекционеров приобретают гашеные марки в свою коллекцию не ради штемпеля. А только из соображений цены (экономичности). Поэтому я бы в определении первой категории состояния гашеной марки убрал бы совсем уточнение почтовое гашение.

Очевидно, что СТО марки в коллекции выглядят всегда предпочтительнее. Если только почтовое гашение  не является каким либо уникальным и значимым!
Проанализировав все эти категории состояний почтовых марок напрашивается вывод, что Определение брака  лежит в области от обратного - то что не подпадает под перечисленные категории. Но определения от обратного не пишутся. Да и понятия типа: "допускаются потертости" , "укороченные зубцы",  "След наклейки проходит на рисунок марки" - все эти понятия сильно размыты.  Я например, категорически считаю, что искажение цвета рисунка из-за сквозного влияния плохого клея наклейки - это БЕЗУСЛОВНЫЙ БРАК. это даже хуже чем равномерное линяние неустойчивой к воде марки.

И все же я рискну дать определение брака марки. Точнее – определение не бракованной марки.

Марка является Не бракованной, если не имеет на лицевой стороне критичных изъянов, видимых невооруженным взглядом.

В данном Определении есть один не четкий параметр «критичный» изъян, который я считаю субъективным. Я знаю несколько дотошных коллекционеров, которые забракуют любую даже только что напечатанную марку. Значит для них все марки мира – брак. У каждого человека свои критерии восприятия. Этот зубец укорочен, как будто его совсем нет? Или этот факт совсем не заметен при цельном эстетическом восприятии марки? Это типографское замятие бумаги, не заметное глазу при осмотре марки? Или это – бельмо в глазу?  Я даже готов тонкое место на марке, которое по делу следует считать браком, не считать таковым, если глядя с лицевой стороны на марку его не видно (оно не ощущается). Я когда-то писал, что лучше иметь марку на обороте совсем без клея или с не аккуратной наклейкой, если с лица марка выглядит идеально, чем «многократно пользованную» марку с потертыми зубцами, но при этом «родным клеем».

Про «невооруженный взгляд» пояснение такое. Если марка предположим отреставрирована, но так, что это различишь только при сильном увеличении, то это - Не брак. Это – большое спасибо проделанной реставратором работе. К сожалению, процесс так называемой реставрации, а точнее наведения клея на марках для перевода их из * в **, часто настолько халтурный, что даже невооруженным взглядом с расстояния 30-40 см видно, что марку «испортили» и уже совсем не хочется поглядеть на ее идеальный новый клеевой покров.

Марка должна быть НЕ браком с лица и лучше человеческого глаза инструмента оценки еще не придумано. Ну а проблема фальсификатов, особенно качественных – это тема другого разговора.

Теперь - про отсутствие клея на негашеной марке. Главная причина - это культура нашего коллекционирования, это грубые не аккуратные наклейки, это - не понимание что воздействие марки с водой - не есть "хорошо".

те же 4 марки с оборотной стороны. Для проверки правильности Вашего выбора. Ну и комментарий о культуре коллекционирования. Марку с наведенным клеем вычислили?

А еще одной часто встречаемой причиной отсутствия клея на марке (кроме снятия плохой наклейки) бывает прилипание марки к другой или к подложке клемташа (ранее в коллекциях использовались отечественные клемташи с бумажной подложкой). После длительного хранения в случае влажности в помещении, или слишком сильной спрессованности альбомов на полке, марка приклеивалась к бумаге клемташа и при отделения от него на клее оставался черный след (иногда чуть ли не по всей площади марки). Приходилось убирать его кардинально ( в воде).
"Водные процедуры" для марки вообще-то не желательны, но в принципе допустимы. Ни в коем случае - не в горячей. и не для марок с неустойчивой краской, тогда марка линяет, то есть искажается цвет ее рисунка.

Вот я и постарался ответить про отсутствие клея на марках.....

P.S. левая марка - без комментариев. Следующая - наведенный клей, марка с лица приличная, центровка рисунка хорошая, далее (третья слева) - почти идеальная с оборота (еле еле след наклейки виден), но центровка рисунка сильно подкачала, четвертая -  со своми клеем, центровка хорошая, зубцы ровные (не тронутые реставрацией), но на обороте след наклейки заметен ( без тонкого места).



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru