ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мастера художественной литературы – филателистам

Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964

История одного афоризма

Уникальная коллекция педагога


Главная  /  От голубя до «соб@ки»

Поиск по статьям:

От голубя до «соб@ки»

2017-12-04 17:18:51, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Все мы привыкли к тому, почтальон принесет нам письмо. Или оно само прилетит к нам по средствам электронной почты. А как же появился почтовый ящик? Давайте проследим его историю и историю почты от клинописи до e-mail. 

Во всем мире День рождения почтового ящика отмечают 2 августа, а в Росии - 1 декабря. 

До нашей эры

Если углубиться в древность, то первые письма представляли собой клинопись.Она появилась 3 тысячи лет до нашей эры. С этого момента можно отсчитывать историю почты.

Послания создавались путем вырисовывания деревянной палочкой на мягких глиняных табличках необходимой информации. Для подобных писем даже существовали конверты, которые изготавливались из глины. Для того чтобы прочитать содержимое, адресату необходимо было разбить «упаковку».

О первых этапах становления почты мы мало что знаем. Известно, что  наибольший вклад в ее развитие внес царь Ассирии в 7 веке до нашей эры. Согласно его указанию был создан первый архив, в котором хранилось около 25 тысяч глиняных табличек, в том числе и «письма» государственной важности и строгой секретности. Эта библиотека дошла до наших дней, и историки работают над расшифровкой  старинных писем.

От бусин до морского алфавита

Индейцы из племени гуронов использовали в качестве писем бусины из раковин. Каждую бусину они нанизывали на нить, тем самым составляя послание. Так, например, черный цвет знаменовал известие о смерти, красный – военные действия, желтый – денежные поборы и т.д. Только мудрецы могли растолковать значения, и это считалось особой привилегией.

Нельзя не отметить и наскальные рисунки, которые также являлись зарождением будущей почты. До сегодняшнего дня искатели находят в пещерах новые изображения и пытаются прочитать таинственные послания наших предков. 

У древних египтян была широко развита голубиная почта. С ее помощью они передавали свертки с иероглифами. Именно этот народ считается родоначальником первого в мире систематизированного алфавита. 

Собственным алфавитом обзавелись и финикийцы, которые прославились кораблестроением. Моряки доставляли послания в многочисленные колонии Средиземного моря. Эта система легла в основу греческого алфавита. 

Персидская почтовая служба

Ангарион – именно так называется древнейшая персидская почта, которая была создана в империи Ахеменидов в 6 веке до нашей эры. Ее основателем является царь Кир II Великий. Ранее доставка корреспонденции могла растянуться на несколько месяцев. Даже для того времени это было очень долго и утомительно. И тогда Кир распорядился организовать специальные службы – конных курьеров. Именно этот способ дал основу для развития современной военно-полевой почты.

В те же времена самая длинная дорога, по которой осуществлялась доставка писем, составляла около 2500 километров. На протяжении этого маршрута было несколько станций, где менялись лошади и доставщики. На протяжении долгого времени так обменивались информацией и вели переговоры персидские цари.

Позже приемник Кира II распорядился о строительстве Царской дороги и более улучшенном варианте коммуникаций, примером которой впоследствии воспользовался Александр Македонский.

Времена Римской империи

Почта в Римской империи развивалась по стопам персидской. При этом параллельно существовало две ветви: государственная и частная система передачи писем. Второй вариант был доступен исключительно для знати, так как приходилось нанимать собственных гонцов или использовать рабов.

В период становления империи почтой была охвачена огромнейшая территория в трех частях света. Единая система маршрутов объединяла к первому веку нашей эры возможность доставки корреспонденции из Сирии в Испанию. Письма перевозились на лошадях и складывались в повозку, что позволяло брать сразу большой объем  каждому курьеру.

Наиболее быстрой почтой в Римской Империи считалась государственная доставка. Но для того чтобы ею воспользоваться чиновникам и священника необходимо было получить специальное разрешение. 

Европейское Средневековье

Вместе с падением Римской империи потерпела крах и существовавшая на тот момент почтовая система. Поэтому чиновникам пришлось столкнуться с определенными трудностями в доставке корреспонденции. Причина тому – границы и запутанные маршруты, а самое главное – отсутствие централизованного управления. Создание феодального строя оказалось еще большее негативное влияние на почтовую службу, так как крупные землевладельцы стали взимать большую пошлину за возможность доставить письма через свою территорию.

На тот момент единственной централизованной и организованной властью оставалась церковь. А так как храмы и монастыри нуждались в регулярном обмене информацией, за возрождение коммуникативной системы взялись отвечать духовные монархи. Разводить письма стали монахи и священники, что и позволило возродить прежнюю систему и настроить ее на новый лад. 

Еще один слой населения, который не мог существовать и развиваться без почты – купцы и ремесленники. Поэтому среди гильдий существовала отдельная система передачи купеческой почты. Впервые она стала успешно работать в Венеции, а затем распространилась по всей Европе.

Что касается городской почты, то первые ее предпосылки зародились в Италии и Германии, а также в столице Франции. Специально обученные гонцы доставляли корреспонденцию довольно оперативно, а стоимость доставки определял установленный государством тариф.

Роль ямщиков в Киевской Руси

Необходимость создания почтового пути возникла и с развитием Киевской Руси. Огромные территории нуждались в едином управлении, а для этого без передачи информации нельзя было обойтись. Так появились русские гонцы и знаменитая фраза: Едет с грамотой гонец. Интересен тот факт, что догое время за хорошую весть гонца награждали, а за плохую могли и казнить. О, времена! О, нравы!

В период правления Ивана Грозного на царских курьерах была возложена колоссальная работа. За день им приходилось преодолевать около ста километров. С 13-го по 17-й век почта на Руси имело место название «яма». На службе этих станций содержалось большое количество человек. Существовала даже ямская повинность, согласно которой на крестьян возлагалась необходимая работа по организации перевозки писем.  

Дирижабли и поезда

К 17-му веку в Европе почта обрела централизованную систему управления и активно развивалась в области международных коммуникаций. Простых конных гонцов вытеснили кареты, на которых можно было перевозить больше писем и даже посылок. В Англии же пошли еще дальше и стали использовать дирижабли и дилижансы. Об их прибытии на местность сообщали специальным звуком рожка.

Переломный момент в истории развития европейской почты пришелся на начало 19-го века. Причина тому – появление железных дорог. Новый вид транспорта позволил доставлять корреспонденцию в кратчайшие сроки и в самые отдаленные места.

История почтового ящика

Несколько столетий назад все письма передавались не индивидуально, а посредством одного большого ящика. Оттуда адресат сам забирал адресованные ему послания. Чаще всего подобным образом передавали весточки моряки. В 16-м веке хранение корреспонденции напоминало каменный тайник, однако именно он стал прообразом современного ящика.

Первая городская почта возникла в Париже, и датируется это событие 17-м веком. Для того чтобы доставить письмо до адресата, требовалось немало затрат, в том числе и на курьера. И тогда для сбора почта было решено приспособить старые ящики для доносов – флорентийские тамбуро. Именно они стали первыми вариациями современного дизайна. Однако просуществовал такой способ недолго.

Для того чтобы наладить коммуникации между континентами, такими как Англия и Америка, капитаны судов дальнего плавания вывешивали в гостиницах и местах общественного питания специальные мешки для сбора писем. Таким образом, любой человек мог оставить послание, оплатив его пересылку за символичную плату всего в один пенс. Капитан перед отправлением забирал мешок, а в пункте назначения передавал почтмейстеру для дальнейшего сортировки по указанным на конвертах адресам.

Медленно почтовые ящики завоевывали популярность. Люди не спешили доверять им. И только к середине 19-го века они стали активно использоваться в Германии в частном секторе. Позже в Англии появились автоматические механизированные контейнеры для писем, которые назывались «экспрессами». В автомат опускался конверт и монеты, после чего следовало опустить специальный рычаг, при помощи которого вызывался курьер для доставки корреспонденции.

В Москве в 1928 году появились первые «ящики-путешественники». Их название обусловлено тем, что крепились они исключительно в транспорте, идущих по указанному маршруту мимо почтамтов. Однако просуществовал такой способ недолго и был замене на более удобный вид передачи писем: неподвижные железные ящики стали крепить на стенах домов, заборах и столбах.

Возникновения марок

Развитие почты предполагало взимание сборов за пересылку. Эта проблема была решена в Великобритании, где стали печатать первые марки в 1840 году. Один из первых тиражей включал в себя «черный пенни» - до сегодняшнего дня один из самых ценных экспонатов филателии. С этого же момента и началось введение тарифов за почтовые услуги.

Инициатором печати марочной продукции стал политик Роуленд Хилл. Его идея с успехом прижилась, и с тех пор каждый конверт имел специальную метку – оплату. Позже такие «наклейки» появились и в других странах. Таким образом, новая реформа привела к улучшению работы почтовой службы и росту ее популярности.

В России первые марки появились в 1857 году. Первая экземпляры оценивались в 10 копеек, а в качестве изображении был выбран двуглавый орел. Во времена СССР роль марок только усилилась. Стали печатать тиражи, посвященные определенному событию, например, первому полету человека в космос.

Первые открытки

Поздравительные послания появились сравнительно недавно. Первые открытки были напечатаны в Австро-Венгрии в 1869 году. После публикации тиража они сразу же стали популярными. Особенно этому поспособствовала Франко-прусская война 1870-1871г.г. Французские солдаты активно приобретал иллюстрированные карточки, чтобы отправить весточку родным домой.

Позже фронтовую моду на открытки оценили коммерсанты, и уже спустя несколько месяцев открытки стали активно продаваться в Англии, Бельгии и Нидерландах. Что же касается России, то первая почтовая карточка с изображением была выпущена в 1872 году.

Факты

- Первый конверт был изобретен в Великобритании в 1820 году.

- Первые бандероли появились в 1850 году.

- К середине 19-го века письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней.

- В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и Всемирный почтовый кодекс, который регулировал почтовую систему в 22 странах.

- К концу 19-го века письменную почту постепенно стала заменять электронная версия за счет развития компьютерных технологий.

- В 1965 годцу, с развитием Интернета, появилась электронная почта, которая доставляет все письма прктически мгновенно. Для удобства передачи адресов в строке имени пользователя (адресата)  ставится значок @ - собака.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года
  • ФилОбзор от наших читателей. Народное ополчение
  • Приглашаем к обсуждению. Кругобайкальская железная дорога
  • От гонцов до онлайн-сервиса: о чём может рассказать Музей истории тамбовской почты
  • Виртуальная выставка. Шелковые конверты. Великобритания
  • Филателия Бориса Огли
  • Советский Новый год глазами юных филателистов
  • Марий Эл на почтовых марках
  • ФилОбзор от наших читателей. В хоккей играют настоящие мужчины
  • Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
  • Виртуальная выставка. Связь времен
  • Приглашаем к обсуждению. Итоги филателистического года
  • Готовим пироги с марками
  • Конкурс: И я здесь был… Байкал
  • История рождественской открытки
  • Как я из «хроника» стал «тематиком»
  • Филателия – это не только хобби, искусство, но и наука
  • Филобзор. Маршалы Победы
  • Самая красивая марка Аландских островов 2021 года
  • Филателист, почта, кинокадр
  • Самая старая марка в коллекции
  • А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления
  • Календарь филателиста. Ноябрь 2021 года
  • Марки не горят, или Зачем человеку память?
  • Приглашаем к обсуждению. Два взгляда на один вопрос
  • Фил.обзор от наших читателей. Туризм в Арктической зоне
  • Грациозность Эжена Грассе
  • Арктический туризм
  • Как не ошибиться при покупке? Ценные советы опытного филателиста
  • Что такое чернодрук?
  • Фальшивые трюки
  • К юбилею Н.А. Некрасова
  • Фил. обзор от наших читателей. 300 лет прокуратуре
  • Семнадцать тысяч открыток для музея
  • Подарок для Дарьи
  • Образ святого Георгия Победоносца в филателии
  • Пушкиниана. Пушкинские места России
  • Художник Отто Экман глазами филателиста
  • Фил.обзор от наших читателей. Юбилей Достоевского
  • Искусство силуэта в почтовой графике
  • ФилМарафон. Кто следующий?
  • Читаем Достоевского
  • Американский фил.план на 2022 год
  • Фил. обзор. Часовой завод «Ракета»
  • Фальсификаты массовых марок
  • Заграничный обмен, или Как это было 100 лет назад
  • Мастерство фальсификации, или Как не дать провести Вас за нос?
  • Лимонка – поучительная история одной марки
  • Дружба в альбомах филателиста
  • Картины, написанные точками
  • Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
  • Календарь филателиста. Октябрь 2021 года
  • Фил. обзор от наших читателей. Создатель советской нефтяной геологии
  • Магия Рождества Марджалисы Питкяранта
  • Приглашаем к обсуждению. Российская марка по программе «Европа»
  • Разбираем архивы. Мультики-пультики
  • Искусство Бердслея: филателистический взгляд
  • Филобзор от наших читателей. Георгиевский зал
  • Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
  • РЕЗОЛЮЦИЯ ХII научно-практического семинара по истории почты и филателии 2021
  • Мифы и легенды о совах и филинах
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии. Окончание
  • ХII научно-практический семинар. Программа
  • Филобзор от наших читателей. Маяки России
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии
  • И невозможное возможно!
  • Приглашаем к обсуждению. Кто поддержит молодежь?
  • Письма в жизни Рериха. Окончание
  • Приглашаем к обсуждению. Какие планы на 2022 год?
  • По следам наших публикаций. Варианты оформления коллекции
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций
  • Фил.обзор от наших читателей. Дом-музей Чехова в Ялте
  • Как прошел ХII научно-практический семинар. Подробности
  • Первая городская выставка филателистов и посткроссеров Воронежа
  • Разбираем архивы. От голубя до «соб@ки»
  • Неделя почтовых коллекций
  • Письма в жизни Рериха
  • Приглашаем к обсуждению. Новогодняя марка
  • Филобзор от наших читателей. История отечественного тракторостроения
  • Необычный подход к маркам
  • Статья отмечена медалями
  • Об обычных страстях и старом дефиците
  • Филобзор от наших читателей. История Российского мундира
  • Мальта - сладкий мед
  • Пушкиниана. Сказка о царе Салтане
  • Новая жизнь старых открыток
  • Незатейливые истории. Способы отправки марок за границу
  • Филобзор от наших читателей. Ништадтский мирный договор
  • Вам привет из Таганрога
  • Разбираем архивы. Право выбора
  • Какая ты, самая красивая марка Европы? Ждем результатов
  • Далеко не этнографическая серия
  • Филобзор от наших читателей. Города трудовой доблести
  • Музей Земства
  • Филателия Узбекистана. Новая история
  • Выставка, резиновая марка и открытки из юрты
  • Недоступный QR-код
  • Фил.обзор от наших читателей. Гордость отечественного танкостроения
  • Разбираем архивы. Несломленный город
  • Фантики или будущее филателии?
  • Писал солдат на Цыганскую Поляну… Окончание
  • Самая популярная книга о филателии
  • Введение нумерации и дерзкие ограбления. К 150-летию Тульской городской почты
  • Почтовые марки СССР. Дефекты перфорации и печати на дефектной бумаге
  • К юбилею великого клоуна
  • Упрощение культуры
  • Разбираем архивы. Марки разные читать
  • С Днем шахтера
  • Фил.обзор от наших читателей. Образ современной России
  • От царского штемпеля - до советского
  • День тельняшки
  • Триколор в филателии
  • Филобзор от наших читателей. Путешествие Афанасия Никитина

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru