Август пахнет хлебом, медом и яблоками
2018-08-16 14:53:14, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Вкус моего детства - горячий батон с кружкой парного молока. Белый хлеб, с хрустящей корочкой, ноздреватый внутри, с таким пьянящим ароматом, от которого сразу начинало "сосать под ложечкой". Неважно, как сейчас называеться вкусный хлеб - французский багет, армянский лаваш, итальянская чиабатта или еврейская хала - если он настоящий, тот самый, из детства, от запаха которого уже сытый. От воспоминаний о котором уже разгорается аппетит и хочется ощутить его вкус.
Достается такой хлеб, что называется кровью и потом, тяжелой работой - посевная, затем уборка. Вот и август неминуемо близится к концу. В полном разгаре страда деревенская. Несмотря ни на что, крестьяне всегда трудились не покладая рук. Ведь то, что будет сделано летом – точно окупится зимой! Главная часть страды заключалась в хлебной жатве. В этом процессе принимали участие все без исключения - и стар, и млад. Работе придавался особый смысл, достаточно вспомнить поговорку: «Хлеб всему голова!».
Главные посевные работы начинались в начале лета. Но прежде чем к ним приступить, крестьяне проводили обряды по очищению души и тела в бане. После этого надевали чистую одежду белого цвета и отправлялись молиться Господу, чтобы он дал богатый урожай. В последний вечер перед посевными работами запрещалось работать. Крестьяне собирались всей деревней, чтобы выбрать женщину для особого таинства. Прочитав все молитвы, избранница отправлялась в поле и при помощи снопов сооружала на поле большой крест, после чего завершала ритуал специальным заговором о помощи высших сил.
Т.Н. Яблонская: Картину "Хлеб" я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу.
Я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни."
Согласно старорусскому календарю существует несколько дат, которые имеют свое отношение к жатве. 26 июля (13 июля) – день памяти Архангела Гавриила – самый главный. В эту дату считается, что небо открыто для просьб, и на заре крестьяне выходили в поле, чтобы с первыми лучами солнца попросить о щедром урожае. Еще одна значимая дата – 2 августа (20 июля) – Ильин день. Согласно поверьям, что именно с этого дня наступает осень. Праздник проводили в молитвах, но выходить на поле запрещалось, так как крестьяне опасались грозы, которая символизировала борьбу Святого Ильи с нечистой силой на небесах.
«Борис и Глеб – поспел хлеб» - еще один день, когда никто не брался за серп. 6 августа крестьяне проводили в покое и молитвах благодарности Богу за то, что он дает им силы и пищу. Символом урожая становится первый сжатый сноп. Честь внести его в дом поручалась главе семьи, который ставил его в «красном углу» - там, где проводились молитвы и висели иконы. Во время полевых работ существовала должность стражей, который следили за полями, а также за капризами природы, ведь внезапная гроза могла вызвать пожар.
Окончание жатвы приходилось на 28 августа (15 августа). В этот день православные почитают Успение Пресвятой Богородицы. Крестьяне складывали серпы кругом на поле, после чего приглашали священника для чтения молитв и окропления орудий труда святой водой. Последние снопы – «дожинки», всегда собирали всем селом. Этому действию соответствовал обряд «завивания бороды Велеса» - языческого божества. Пучок колосьев ставили в центр, поливая вином и водой, а девушки украшали его цветочными композициями. Рядом со снопом укладывали свежеиспеченный хлеб с солью. В этот день также проводили народные гулянья, сопровождающиеся песнями и танцами. Все это олицетворяло окончание трудового лета и благодарность небесам за урожай.
В славянской мифологии имеется немало упоминаний о том, как важно было крестьянам задобрить духов на хлебных полях. Считалось, что хозяином являлся «Полевой». Его представляли в виде старика с бородой и белоснежных одеяниях. Несмотря на то, что он дарил богатый урожай, для местных пьяниц и злых людей нес в себе опасность, если те заходили на его поле с коварными намерениями. «Полевого» можно было встретить только в полдень, когда он выходил, чтобы осмотреть свои владения. Зная это, крестьяне пытались всячески его задобрить. День духов следовал сразу же после понедельника Святой Троицы. В эту ночь жители села выходили в поле и несли с собой куриные яйца и петуха – для «Полевого». Кстати, его помощниками считались «межевички», которых можно было услышать по шуму колосьев в безветренный день.
Но была еще одна «жительница полей» в образе прекрасной молодой девицы. «Полудница» появлялась в середине дня и наказывали тех, кто трудился в это время вместо того чтобы отдыхать, как положено после обеда. При этом, считаясь нечистой силой, крестьяне старались не встретиться с ней, не работая в полдень и не засыпая в полях, и каждый раз, заканчивая работу, обязательно молились Господу.
Полевой труд всегда отнимал много сил, поэтому окончание жатвы несло за собой не только урожай, но и болезни. Крестьяне успешно излечивались от недугов благодаря эффективным и простым способам. Так, например, снять напряжение в спине помогал сон на соломе. Его же прикладывали к пояснице и к голове, чтобы локально избавиться от болевых ощущений. Защитные силы организма укрепляла рожь. Из нее не только пекли хлеб, но и делали целебный напиток – квас. Считалось, что он помогал укрепить иммунитет и восстановить работоспособность, нормализовав обмен веществ.
Первые холода в сентябре знаменовались «осенинами». В конце лета славяне благодарили Бога и небеса за сбор богатого урожая, отмечая окончание жатвы масштабными мероприятиями. «Осенины» условно делятся на несколько этапов, а именно – три Великих Спаса: медовый (14 августа), яблочный (19 августа) и ореховый (29 августа). По православной традиции в каждый из этих дней происходит освящение указанных продуктов в церкви. После чего из них готовят праздничные угощения и идут по гостям. После Орехового Спаса начинается «бабье лето» и Страда – сбор зерновых культур и посев зимних. «Вторые Осенины» приходятся на 21 сентября – День Рождества Пресвятой Богородицы, а также день осеннего равноденствия. Окончание сборы урожая, прощание с летом, благодарность Солнцу, массовые гулянья, почитание родителей и поминание предков – именно так проводили этот праздник крестьяне на Руси.
Медовый спас
Медовый спас является первым из трех Спасов, которые отмечаются в августе. Праздник выпадает на 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. Название это неслучайно: именно в это время созревает в ульях мед и можно начинать его сбор. С раннего утра христиане несли баночки с медом в церковь на службу, чтобы осветить лакомство. Существует поверье, что после этого он становится целебным и помогает излечиться от многих недугов.
Второе название Медового Спаса – Мокрый или Спас на воде. История уходит своими корнями в далеко прошлое в город Константинополь. В древности там началась страшная эпидемия, которая унесла огромное количество жизней. Ни медицина, ни народные способы не могли оставить мор. И тогда местные священники решили вынести на центральную площадь частичку креста, на которой был распят Иисус Христос и, произнеся молитву, осветили ею водоемы. После этого болезнь отступила от жителей города, а больные выздоровели. С тех древних пор славяне верили, что для того чтобы обрести крепкое здоровье и силы, необходимо окунуться в воду. Омываясь, прощались и все совершенные грехи.
Медовый Спас является началом Успенского поста, который длится с 14 по 27 августа. В эти дни исключено из рациона мясо, однако постные сладости разрешается употреблять с медом. Праздник рекомендуется проводить в тишине и молитвах, избегая шумных гуляний. Славяне верили: чем тише и покорнее себя вести в Спас, тем скорее Бог услышит и очистит их душу.
После 14 августа купание в водоемах прекращалось. Считалось, что после этого дня вода становится прохладной и можно запросто простудиться, даже слегка окунувшись. Кстати, в Медовый Спас собирали не только мед, но и мак. Из него готовили праздничные угощения, а также шили тканевые мешочки, чтобы носить его с собой в качестве оберега от сглаза и порчи. Вечерний ужин в православных семьях на Медовый Спас начинался с молитвы и ложки меда. Считалось, что если в этот момент загадать желание, то оно обязательно исполнится.
Яблочный спас
В середине августа христиане отмечают Яблочный спас. Он совпадает с еще одним важным для православных людей днем – Преображением Господня. Такое совпадение неслучайно. В день Преображения Господня у христиан было принято освещать собранные плоды. А так как в конце августа одним из самых крупных урожаев приходился на яблоки, то именно они были в почете.
Достаточно вспомнить библию, где о яблоне говорится как о райском дереве, плод которого внес раздор между Адамом и Евой благодаря проделкам дьявола-искусителя. Поэтому, освещая плоды, православные люди доказывают силу Божьей молитвы и Духа. Считается, что именно в этот день, 19 августа, Иисус Христос явил миру свою божественную сущность. Он поднялся вместе с тремя апостолами на гору Фавор и начал молиться, после чего его одежда и лицо озарились ярким светом, а с небес послышался голос: «Это сын мой! Слушайте его!».
Считается, что именно к этому дню поспевают все яблоки - наливаются соком, становятся сладкими и вкусными.
На Яблочный Спас было принято готовить всевозможные угощения, главным ингредиентом которых, конечно же, были яблоки. Самый популярный рецепт – классический яблочный пирог. Существует поверье, что если загадать желание и съесть кусочек такого пирога, то все обязательно сбудется! На столах в Яблочный Спас плоды присутствуют в самом разном виде: только что сорванные с дерева, печеные, вареные и даже жареные. Верующие собирались корзинки со спелыми яблоками и преподносили их друзьям и близким в качестве подарка. Кстати, у этого праздника имеется второе название – «Весенние осетины». Начиная с конца августа, все больше ощущается приближение осени, поэтому предки верили, что лето необходимо как следует проводить: отблагодарить за щедрый урожай, теплое солнце и хорошую погоду.
Женщинам, которые похоронили детей нельзя было есть яблоки до Спаса, так как, согласно легенде, в этот день Пресвятая Дева на том свете раздает усопшим деткам золотые яблочки. И если мать не смогла выдержать «пост», то ангелочки остаются без угощения.
Существует несколько народных примет, связанных с Яблочным Спасом. Так, например, если в этот день солнечная погода, то и осень не будет жаловать дождями. А если же наоборот, то стоит ожидать хмурые и мокрые прохладные дни в сентябре и октябре. Морозный январь пророчит большое количество скворцов на деревьях. Кстати, по погодными условиям Яблочный Спас всегда совпадает с еще одним православным праздником, который отмечают 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.
Яблочный Спас знаменует окончание лета и, как правило, после 19 августа спадает жара, ночи становятся прохладными, а в воздухе витает аромат яблок.
В народе говорят: «Август пахнет яблоками».
По улицам гуляет прекрасный аромат.
О празднике чудесном он возвестить нас рад.
Спас Яблочный приходит с улыбкой в каждый дом,
Чтоб стало больше радости, добра и счастья в нем!.