Сувенирная буклетия
2018-09-07 14:46:14, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Вам марки? Или в подарок?...
В 2016 году, к 50-летию государственному историко-архитектурному и этнографическому музею-заповеднику «Кижи», АО Марка презентовала сувенирный блок. Он был выполнен на дизайнерской бумаге «под бересту» и оформлен в раму с подложкой из настоящей бересты.
50 лет государственному историко-архитектурному и этнографическому музею-заповеднику «Кижи»
Это была «первая ласточка», за которой последовали блоки из искусственного камня и пластика, на мольбертах и в футлярах, с современными «заморочками» типа стерео-варио, с соответствующей стоимостью. Не каждому желающему по карману. Как говорится: Хоть видит око, да зуб неймет.
Объемная открытка с маркой «Чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 в России. Стадион «Лужники». Москва»
Сувенирный набор в футляре «100 лет Бахчисарайскому историко-культурному и археологическому музею-заповеднику»
Это и стало поводом некоторых волнений в кругах рядовых филателистов. И в адрес нашей редакции вновь пришло письмо:
«Здравствуйте, филателисты. Мне интересно Ваше мнение:
- можно ли считать продукцию такого типа почтовой?
Ведь её не наклеишь на конверт и не поставишь штемпель. Так можно "доиграться" до "марок" изо льда, карамели, силикона или тополиного пуха...
Я за чистую филателию, без вязаных марок, марок из кожи трески и шоколада».
В принципе-то, уже «доигрались». Марки из различных материалов давно пререстали быть чудом. Дерево, керамика, песок с корта, пепел, который выбрасывается при извержении вулканов – и это далеко не полный перечень материалов, пригодных для выпуска марок.
Существуют даже вышитые марки.
Однажды, дизайнеру текстиля из города Сент-Галлен, пришла в голову идея – создать марку, которой еще не было. Сказано – сделано. Так как «новатор» работал в местном музее, где главным экспонатом было кружево, то и дизайн марки долго разрабатывать не пришлось.
Фото из буклета
И летом 2000 года швейцарская почтовая служба презентовала уникальные марки, которые были… вышиты. Естественно, ими нельзя отплачивать отправку корреспонденции и особой филателистической ценности они не представляют, но в качестве сувенира смотрятся очень даже ничего. Каждая марка выпускается в буклете, из которого можно узнать, как именно она создавалась.
Все это называется филпродукция, которая включает в себя сувенирные листы и блоки, наборы, объемные открытки, карточки, почтовые марки, выполненные не из бумаги.
Но давайте без паники! Любая сувенирная и рекламная продукция способствует популяризации и продвижению.
И все новое - это хорошо забытое старое.
В СССР первый сувенирный блок - знаменитая «Картонка», вышел аж в 1932 году. Выпустили его специально к филателистической выставке. И сегодня он является самым дорогим филателистическим раритетом периода СССР (ну наравне с "лимонкой") и в каталогах значится как сувенирный блок (сувенирный листок).
Об отношении к нему в те годы ходят различные байки среди коллекционеров. Одни рассказывают, что этот блок рассматривали как билет на выставку, и выходя с выставки, некоторые посетители выбрасывали его в корзину. Другой рассказ я слышал о том, как его складывали пополам и клали в карман. Кстати, один такой расправленный и отглаженный мне довелось видеть воочию.
У такой продукции есть свои «почитатели». Неким коллекционером по фамилии Казин был введен такой термин – «Эриннофилия» (Erinnophilie), объединяющий собирателей непочтовых марок, рекламных марок, авиа-марок, сувенирных листов и блоков.
В филкругах серьезные коллекционеры эту самую «эриннофилию» принимать не хотят. А англоязычные филателисты предпочитают для подобных вещей употреблять термин «EPHEMERA» (преходящий, недолговечный, однодневный), и вносят эту продукцию в свои каталоги.
И ее не надо списывать со счетов. Не стоит забывать, что средства от почтово-благотворительных блоков, помимо всего прочего, идут и на развитие Филателии.
Здесь к месту напомним истории наших недавних сувенирных выпусков, приуроченных к самым известным в стране событиям.
4 марта 2012 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Победу одержал В.В. Путин, занимавший пост премьер-министра РФ. На сайте АО Марка опубликован выпуск марки, изданной в виде листа уменьшенного формата 3х3.
А вот сувенирный блок мало кто из рядовых филателистов видел «вживую».
Это - Специальный почтовый выпуск. Уникальный подарочный буклет для членов Правительства во время инаугурации В.В. Путина. В наборе блок с маркой , погашенный красным спец штемпелем, МЛ с 4-мя марками и два конверта с оригинальной маркой, погашенные красной штемпелями "Первого дня" в Москве и Санкт-Петербурга. Общий тираж - 400 экземпляров.
Филателистам он, естественно, не достался.
7 мая 2018 года в почтовое обращение вышла марка, посвященная вступлению В.В. Путина в должность Президента Российской Федерации. Естественно, по поводу такого неординарного события, выпуском только марки не ограничились.
А вот тражом в 3000 экземпляров был издан сувенирный буклет с номерным блоком и конвертом с гашением.
И пока вновь избранный Президент, перед лицом страны и 5000 приглашенных, присягал на верность, филателисты сравнили цифры и поняли, что математика получается весьма неутешительная. Сразу все вспомнили историю с инаугурацией Д.М. Медведева, когда подобный блок, кроме его создателей и лиц приближенных к ним, никто никогда не видел, так как предположительно, тираж был всего (на минуточку!!!) 100 экземпляров.
К счастью, сувенирный буклет с блоком достался некоторым счастливчикам из числа филателистов, но уже через неделю «путинский» блок в салонах купить было невозможно.
Но, не все так плохо. Например, к 200-летию художника Айвазовского вышел необычный блок, который напечатали на самоклеящейся дизайнерской бумаге с тиснением под холст. Вот где чудо из чудес. Удивлялись этому все, даже «видавшие виды» филателисты.
А вот сувенирный набор с надпечаткой на малом листе Титова «55 лет первому продолжительному космическому полету». Буклет оформлен в виде звездного неба. Кстати, на этот набор такой большой спрос у филателистов, что приходится даже часть листов разрывать на отдельные марки. И уже существуют его подделки.
Вообще-то сувенирная продукция в филателии довольно распространена. Приведем некоторые примеры, что остаются в памяти.
Буклет «Музеи Московского Кремля» 2006 год
Оформлен даже очень ничего…
Много отечественной сувенирной фил.продукции посвящено спорту...
...и Олимпиаде в Сочи.
Историко-культурное наследие России представлено буклетом «Валаам»...
... и 300 лет Царскому Cелу.
В большинстве своем - это официальные выпуски марок или блоков, уложенные в сувенирные обложки. Иногда к ним добавляются конверты со спец гашением, или непочтовые марки, красиво выпущенные к теме.
А как с этим дела обстоят в других странах?
Очень красивая сувенирная продукция у китайцев. Китай в последнее время в некоторых вопросах, что называется, «впереди планеты всей». Филателистическая продукция у них очень популярна в качестве подарков, поэтому получило распространение огромное количество сувенирных наборов. По исполнению некоторые выглядит так солидно, если не сказать - дорого, что не случайно они использовались и в качестве "взяток"...до тех пор, пока борьба с коррупцией в Китае не вышла на самую высокую орбиту.
Вот, к примеру, четыре марки, а одного только оформления - на целый альбом.
Одна из любимых китайских тем - зодиакальная филателистическая продукция. Ниже приводим пример с маркой «Лунный Год собаки». Уникальный дизайн, яркие цвета, разные по форме собачки, приносящие, по мнению китайцев, гармонию и стабильность. Рука сама тянется, чтобы купить.
А вот еще пример филателистической продукции, на этот раз посвященной Ариэлю Шарону – Премьер-министру Израиля. В сувенирный набор входят - буклет, содержащий отрывки из речей и сочинений Шарона, а также редкие фотографии из семейного архива, документальный фильм на DVD и лист, состоящий из девяти марок.
В марте 2017 года в филателистическом мире произошло, по мнению иностранных специалистов, экстраординарное событие, которое расценивается как филателистическое достижение. Четыре страны - Люксембург, Португалия, Польша и Словакия презентовали совместный выпуск 4-х сувенирных листов, с одинаковым дизайном, посвященных 100-летию явления Фатимы.
Люксембург выпустил свой сувенирный лист 7 марта 2017 года
Польша выпустила марку 12 марта 2017 года
Португалия и Словакия выпустили памятные листы 13 марта 2017 года
А вот это - серебряная копия марки, выпущенной к 25-летию комикс-фестиваля в Контерне (Люксембург).
Конечно, это все красиво и цели производитель преследует коммерческие. И в качестве оригинального и солидного подарка сувенирная продукция подходит идеально. Такой презент вызовет только положительные эмоции и у дарящего, и у того, кто его принимает. А есть люди, которые подобные фил. экземпляры даже коллекционируют.
Что можно сказать в заключении? Выпуск сувенирной филателистической продукции - это не альтернатива настоящей Филателии. Это скорее всего, полезное дополнение. И пожалуй, следует приветствовать все действия и проявления, что способствуют популяризации филателии.
P.S. пока мы готовили эту заметку, к нам обратилось несколько человек с просьбой посоветовать что-нибудь для презента. Одна женщина заказала сразу аж три подарочных варианта марок по годам, полагаем, дней рождения ее сослуживцев, а может и начальника. Марку изо льда она не спрашивала..., а "обжигающей" марки в защитной оболочке у нас под рукой не нашлось. Будем ждать ее выпуска.