ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других

Поиск по статьям:

Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других

2018-10-30 11:59:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Люди делятся на 2 категории. Те, кто знает про «Малыгина». И, к сожалению, много тех, кто не знает ничего. В первой же категории большинство составят филателисты. Но даже они узнают сейчас много нового интересного. Была ли «подводная лодка»? Как почтовые отправления помогали открывать острова? О чем расскажет портфель и поможет ли он найти место гибели легендарного ледокола?

А еще....стоит ли посвящать современные марки РФ таким забытым для нынешних поколений, но таким значимым для старших поколений событиям?

Уверен, что все филателисты, интересующиеся темой освоения северных широт, мечтают заполучить в свои коллекции серию советских  почтовых марок 1931 года, посвященную встрече в Арктике ледокола «Малыгин» и немецкого дирижабля «Граф Цеппелин».

Почтовые миниатюры, тогда еще молодого художника Ивана Дубасова, созданные им буквально за несколько дней и получившие позднее шуточное название «Свидание трех друзей», признаны «одними из лучших за все время существования советской филателии по выразительности и оригинальности композиции». «Эта великолепно удавшаяся миниатюра, принадлежит к числу самых изысканных «цеппелиновых» марок, которые вообще когда-либо издавались», — писал журнал Sammler-Express (№ 1, 1958).

  

Непосредственно о самой «филателистической программе» конца июля 1931 года написано немало. Скажем только, что почтовым отделением на «Малыгине» заведовал тогда Иван Папанин, а командиром «ЛЦ 127» был Хуго Эккенер, за два года до этого совершивший на нем же первый кругосветный перелет.

Безусловно, главной целью экспедиции «Графа Цеппелина» в Арктику был не столько обмен почтовой корреспонденцией, а географические и геофизические наблюдения, аэрофотосъемка малоисследованных районов Заполярья. Утром 25 июля 1931 года дирижабль вылетел из Берлина и в тот же день благополучно достиг Ленинграда.

Встречали воздухоплавателей почти 100 тысяч горожан и среди них тогдашний президент Академии наук СССР Александр Карпинский, Отто Шмидт, немецкий посол Герберт фон Дирксен. Выступая на банкете в честь участников экспедиции, командир дирижабля доктор Эккенер даже сказал: «Мы рады, что находимся в стране, которая производит социальный опыт всемирно-исторического значения, работает не покладая рук, чтобы поднять материальный и культурный уровень трудящихся. Мы отдаем себе отчет в огромных успехах, достигнутых СССР».

Дозаправившись, загрузив на борт почту (более 300 кг!) и подарки от ОСОАВИАХИМа — свежую ветчину, икру, минеральную воду и прочее, дирижабль продолжил путь и 26 июля был уже кружил над Архангельском. Как впоследствии вспоминал участник экспедиции Рудольф Самойлович: «Все наши арктические станции давали систематические сведения о состоянии погоды в Арктике, а бюро погоды трижды в день — общую сводку. Это обстоятельство чрезвычайно помогло экипажу в полете».

Спустя сутки, 27 июля «Граф Цеппелин» был уже над бухтой Тихой у земли Франца-Иосифа. Там дирижабль, предварительно закачав на борт водяной балласт, впервые совершил посадку на воду неподалеку от стоявшего ледокола «Малыгин». «Едва дирижабль приводнился, как от «Малыгина» отвалила шлюпка. Вскоре она подошла к дирижаблю, и по шторм-трапу в гондолу поднялись несколько полярников. Среди прибывших оказались Умберто Нобиле и тогда еще мало кому известный Иван Папанин.

После коротких приветствий начался обмен почтой, и тут нежданно-негаданно в бухте появилась огромная льдина. Она быстро дрейфовала по направлению к «Цеппелину». Медлить было опасно. Эккенер проводил гостей в шлюпку и отдал команду подниматься. Дирижабль взял направление к Земле Александры, одному из главных островов архипелага. Этот район считался одним из наименее изученных в архипелаге. В кают-компании царило невероятное возбуждение. Научную часть экспедиции страшно взбудоражил поток информации, который так и плыл в руки, как галушки в рот гоголевскому Пацюку. Буквально каждые пять минут фотоаппараты дирижабля фиксировали новый, еще неизвестный географии остров. Эккенер шутил, что Самойлович падает в обморок от этого неслыханного урожая маленьких, но до этого неизвестных земель», — вспоминал позднее будущий участник полярной экспедиции «Северный полюс-1», а тогда член советской группы ученых на «Цеппелине»  Эрнст Кренкель.

В «почтовой программе» лета 1931 года, как и на миниатюрах Ивана Дубасова, вполне мог присутствовать и еще один «друг» – подводная лодка под многообещающим именем «Наутилус». Австралийский полярный исследователь Хьюберт Уилкинс еще в 1928 году предложил организовать арктическую экспедицию на подводной лодке. Правительство США, не слишком веря в эту затею, все же передало Уилкинсу списанную субмарину. Уилкинс ее отремонтировал и, в начале июня 1931 года, направился было к берегам Европы. Но во время перехода через Атлантику его «Наутилус» потерпел аварию, так что в Англию лодку доставили на буксире. Из-за этого к Северу «Наутилус» отправился только в августе. Попытка пройти к Северному полюсу подо льдами ожидаемо закончилась неудачей, но свое отражение в филателии эта экспедиция все же нашла.

Позднее Уилкинс принял активное участие в поисках пропавшего самолета Сигизмунда Леваневского. Поисковые полеты австралийца высоко оценили не только с точки зрения их качества – Уилкинс работал в районах Аляски, но и с человеческой точки зрения: единственное, о чем он попросил Советское правительство, это по возможности выплачивать жене пенсию в случае его гибели.

С тех минули десятилетия. «Два приятеля» с марок 1931 года ­ «Граф Цеппелин» и белый медведь, еще не раз оказывались на почтовых миниатюрах. Ледоколу же «Малыгин» повезло меньше, он появился на них всего дважды — в 1981 году в серии «Ледокольный флот СССР» и в 2003 году на марке, посвященной столетию Эрнста Кренкеля, хотя, бесспорно, заслужил бОльшего внимания. И не потому, что, по сути, открыл эру весьма популярного сегодня арктического туризма: в «почтовом рейсе» 1931 года на его борту находились и Умберто Нобиле, чью экспедицию на дирижабле «Италия» спасал и «Малыгин», и семья американского автопромышленника, и американка-миллионерша, и известный немецкий журналист. История «Малыгина» — драматическая, трагическая, героическая — яркая страница в истории освоения Севера.

В российских северных водах этот пароход появился в 1915 году, во многом критическим для страны. Армия испытывала огромную нехватку боеприпасов и снаряжения, все острее вставал вопрос их безотлагательной поставки из стран-союзников. Сделать это было возможно только через северные порты — черноморские проливы контролировала союзник Германии Турция, на Балтике хозяйничали немецкие подводные лодки. Поэтому было принято решение закупить в Канаде ледокольный пароход «Брюс», за два года до этого спущенный на воду в Великобритании и курсировавший в качестве почтово-пассажирского парома между островом Ньюфаундленд и провинцией Новая Шотландия. По прибытии в Россию «Брюсу» дали новое имя «Соловей Будимирович» и он начал заниматься проводкой судов в Архангельск и Мурманск.

…22 января 1920 года «Соловей Будимирович» с восьмисуточным запасом угля был послан белым «правительством Севера России» в устье реки Индиги — генерал Миллер потребовал доставить для белогвардейских войск заготовленные там по осени рыбу и мясо. Зимнее плавание на Индигу было делом обычным, ничто не предвещало развернувшейся впоследствии драмы. Поэтому помимо судовой команды на борт судна поднялись и направлявшиеся в Мурманск 32 пассажира, в том числе женщины и дети. На третий день пути, когда до Индиги оставалось всего 14 миль, корабль затерли ледяные торосы. Своим ходом «Соловей» выбраться не мог (такое случалось и раньше), и капитан телеграфировал, что им требуется помощь более мощного ледокола, чтобы выйти на чистую воду. Но в Архангельске было не до «Соловья» — Красная Армия начала стремительное наступление на Северном фронте и везде царила неразбериха. А ледоколом, который был под рукой, воспользовался сам генерал Миллер: на нем он и еще 800 военных и гражданских служащих бежали в Норвегию.

Ледокол «Соловей Будимирович»

В Архангельске работа по организации и проведению спасательной экспедиции началась с первых же дней установления Советской власти, и тем не менее они заняла почти четыре с половиной месяца. Рассматривались различные варианты и способы оказания помощи судну, вплоть до отправки оленьих упряжек. На «Соловье», который к тому времени уже вынесло в Карское море, посчитали эту затею нереальной и ввели строжайшую экономию. Работы по организации спасательной экспедиции продолжались всю весну. Наконец, ночью 19 июня спасательные корабли подошли к «Соловью». Первый в истории Советского государства зимний дрейф завершился, к счастью, без жертв.

В том же году «Соловей» переименовали в «Малыгин», и в историю Советской Арктики он вошел уже под этим именем. Выбор нового имени не был случайным, Степан Малыгин был не просто одним из первых исследователей русской Арктики, в середине XVIII века он дошел до низовий реки Кара, давшей название Карскому морю, в котором дрейфовал «Соловей».

 

Через год на борту «Малыгина» в первый экспедиционный рейс отправились сотрудники только что созданного ПЛАВМОРНИНа – только что созданного Плавучего морского научного института, предшественника нынешнего академического Института океанографии.  Экспедиция продолжалась немногим менее двух месяцев, но она фактически стала первой океанографической экспедицией молодого советского государства, а «Малыгин» — первым научно-исследовательским судном нашей страны. В 1928 году, как мы уже упоминали, «Малыгин» принял участие участвовал в спасении членов экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия»(поэтому он с волнением принял участие в «почтовой экспедиции»1831 года). Через год после встречи с «Графом Цеппелином» на острове Рудольфа, экспедицией на «Малыгине» была основана самая северная в мире полярная станция, в том же году ледокол достиг рекордной для того времени широты — 82°27‘.

… В свою последнюю экспедицию «Малыгин» отправился в 1939 году. Гидрографической экспедиции предстояло совершить сквозное плавание Северным морским путем. На следующий год работы были продолжены в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, в том числе у знаменитых и загадочных Новосибирских островов,  интерес к которым в 1926 году «подогрел» геолог и палеонтолог, академик Владимир Обручев своим романом «Земля Санникова», вышедшим в 1926 году. Экспедицию возглавлял тридцатитрехлетний ученый-гидрограф Яков Смирницкий.

Завершив работы и забрав смену зимовщиков с острова Генриетты «Малыгин» прибыл в бухту Провидения на юго-востоке Чукотки ­ 23 октября ледоколу предстояло отплыть в Петропавловск-Камчатский и далее во Владивосток. На борту корабля находились 85 человек – команда, полярники, члены экспедиции Смирницкого. На Чукотке на борт вошли еще 14 пассажиров. В общей сложности на корабле оказались 98 человек, в том числе 12 женщин. Синоптики обещали спокойное плавание.

Через четыре дня радиостанция в Петропавловске и находящиеся в регионе суда получили с «Малыгина» сигнал SOS. Внезапный ураган настиг ледокол у восточного побережья Камчатки. Сильнейшим порывом ветра буквально «срезало» палубную горловину угольного бункера. Очень быстро вода залила кочегарку, судно потеряло управление. Попытки каким-то образом заделать «пробоину» в палубе были безуспешными: мешали огромные волны и крен судна – он быстро он достиг 20 градусов. В последних радиограммах капитан сообщал, что вода стремительно прибывает, ломаются переборки, рушатся надстройки, якоря не достают дна, а все спасательные средства уничтожены ураганом. Около 2 часов ночи 28 октября «Малыгин» резко лег на борт и затонул.

На помощь из Петропавловска срочно вышли пограничные сторожевые корабли, но прибыв в предполагаемый район бедствия, они никого не нашли. На поиски влетели самолеты с наиболее опытными экипажами. Почти полтора месяца летчики вели поиск, оставалась надежда, что кому-то из экипажа ледокола удалось спастись. Летчики нашли разбитую шлюпку с ледокола, остатки надстроек. Поисковые партии обнаружили труп девушки, входившей в состав научной экспедиции. И еще портфель начальника экспедиции Якова Смирницкого с документами его экспедиции. Предвидя неизбежный конец, ученый обернул их в клеенку, сложил в портфель, набил его пробкой, тщательно увязал и выбросил за борт в надежде, что океан вынесет его на берег. Самоотверженность не покинула Смирницкого даже в трагические минуты. В память о замечательном ученом его именем назвали бухту Новосибирского архипелага, исследовательское судно.

Точное место гибели «Малыгина» не найдено до сих пор. Но память о легендарном ледоколе живет – в сердцах полярников и на почтовых марках.

Сергей ШАРОВ




Комментарии к статье:
2021-11-26 15:08:20, вадим хижняков
Спасибо Малыгин!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru