ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев

История одного конверта

Филателистическая история одной семьи

Молодые филателисты Новой Зеландии


Главная  /  Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других

Поиск по статьям:

Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других

2018-10-30 11:59:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Люди делятся на 2 категории. Те, кто знает про «Малыгина». И, к сожалению, много тех, кто не знает ничего. В первой же категории большинство составят филателисты. Но даже они узнают сейчас много нового интересного. Была ли «подводная лодка»? Как почтовые отправления помогали открывать острова? О чем расскажет портфель и поможет ли он найти место гибели легендарного ледокола?

А еще....стоит ли посвящать современные марки РФ таким забытым для нынешних поколений, но таким значимым для старших поколений событиям?

Уверен, что все филателисты, интересующиеся темой освоения северных широт, мечтают заполучить в свои коллекции серию советских  почтовых марок 1931 года, посвященную встрече в Арктике ледокола «Малыгин» и немецкого дирижабля «Граф Цеппелин».

Почтовые миниатюры, тогда еще молодого художника Ивана Дубасова, созданные им буквально за несколько дней и получившие позднее шуточное название «Свидание трех друзей», признаны «одними из лучших за все время существования советской филателии по выразительности и оригинальности композиции». «Эта великолепно удавшаяся миниатюра, принадлежит к числу самых изысканных «цеппелиновых» марок, которые вообще когда-либо издавались», — писал журнал Sammler-Express (№ 1, 1958).

  

Непосредственно о самой «филателистической программе» конца июля 1931 года написано немало. Скажем только, что почтовым отделением на «Малыгине» заведовал тогда Иван Папанин, а командиром «ЛЦ 127» был Хуго Эккенер, за два года до этого совершивший на нем же первый кругосветный перелет.

Безусловно, главной целью экспедиции «Графа Цеппелина» в Арктику был не столько обмен почтовой корреспонденцией, а географические и геофизические наблюдения, аэрофотосъемка малоисследованных районов Заполярья. Утром 25 июля 1931 года дирижабль вылетел из Берлина и в тот же день благополучно достиг Ленинграда.

Встречали воздухоплавателей почти 100 тысяч горожан и среди них тогдашний президент Академии наук СССР Александр Карпинский, Отто Шмидт, немецкий посол Герберт фон Дирксен. Выступая на банкете в честь участников экспедиции, командир дирижабля доктор Эккенер даже сказал: «Мы рады, что находимся в стране, которая производит социальный опыт всемирно-исторического значения, работает не покладая рук, чтобы поднять материальный и культурный уровень трудящихся. Мы отдаем себе отчет в огромных успехах, достигнутых СССР».

Дозаправившись, загрузив на борт почту (более 300 кг!) и подарки от ОСОАВИАХИМа — свежую ветчину, икру, минеральную воду и прочее, дирижабль продолжил путь и 26 июля был уже кружил над Архангельском. Как впоследствии вспоминал участник экспедиции Рудольф Самойлович: «Все наши арктические станции давали систематические сведения о состоянии погоды в Арктике, а бюро погоды трижды в день — общую сводку. Это обстоятельство чрезвычайно помогло экипажу в полете».

Спустя сутки, 27 июля «Граф Цеппелин» был уже над бухтой Тихой у земли Франца-Иосифа. Там дирижабль, предварительно закачав на борт водяной балласт, впервые совершил посадку на воду неподалеку от стоявшего ледокола «Малыгин». «Едва дирижабль приводнился, как от «Малыгина» отвалила шлюпка. Вскоре она подошла к дирижаблю, и по шторм-трапу в гондолу поднялись несколько полярников. Среди прибывших оказались Умберто Нобиле и тогда еще мало кому известный Иван Папанин.

После коротких приветствий начался обмен почтой, и тут нежданно-негаданно в бухте появилась огромная льдина. Она быстро дрейфовала по направлению к «Цеппелину». Медлить было опасно. Эккенер проводил гостей в шлюпку и отдал команду подниматься. Дирижабль взял направление к Земле Александры, одному из главных островов архипелага. Этот район считался одним из наименее изученных в архипелаге. В кают-компании царило невероятное возбуждение. Научную часть экспедиции страшно взбудоражил поток информации, который так и плыл в руки, как галушки в рот гоголевскому Пацюку. Буквально каждые пять минут фотоаппараты дирижабля фиксировали новый, еще неизвестный географии остров. Эккенер шутил, что Самойлович падает в обморок от этого неслыханного урожая маленьких, но до этого неизвестных земель», — вспоминал позднее будущий участник полярной экспедиции «Северный полюс-1», а тогда член советской группы ученых на «Цеппелине»  Эрнст Кренкель.

В «почтовой программе» лета 1931 года, как и на миниатюрах Ивана Дубасова, вполне мог присутствовать и еще один «друг» – подводная лодка под многообещающим именем «Наутилус». Австралийский полярный исследователь Хьюберт Уилкинс еще в 1928 году предложил организовать арктическую экспедицию на подводной лодке. Правительство США, не слишком веря в эту затею, все же передало Уилкинсу списанную субмарину. Уилкинс ее отремонтировал и, в начале июня 1931 года, направился было к берегам Европы. Но во время перехода через Атлантику его «Наутилус» потерпел аварию, так что в Англию лодку доставили на буксире. Из-за этого к Северу «Наутилус» отправился только в августе. Попытка пройти к Северному полюсу подо льдами ожидаемо закончилась неудачей, но свое отражение в филателии эта экспедиция все же нашла.

Позднее Уилкинс принял активное участие в поисках пропавшего самолета Сигизмунда Леваневского. Поисковые полеты австралийца высоко оценили не только с точки зрения их качества – Уилкинс работал в районах Аляски, но и с человеческой точки зрения: единственное, о чем он попросил Советское правительство, это по возможности выплачивать жене пенсию в случае его гибели.

С тех минули десятилетия. «Два приятеля» с марок 1931 года ­ «Граф Цеппелин» и белый медведь, еще не раз оказывались на почтовых миниатюрах. Ледоколу же «Малыгин» повезло меньше, он появился на них всего дважды — в 1981 году в серии «Ледокольный флот СССР» и в 2003 году на марке, посвященной столетию Эрнста Кренкеля, хотя, бесспорно, заслужил бОльшего внимания. И не потому, что, по сути, открыл эру весьма популярного сегодня арктического туризма: в «почтовом рейсе» 1931 года на его борту находились и Умберто Нобиле, чью экспедицию на дирижабле «Италия» спасал и «Малыгин», и семья американского автопромышленника, и американка-миллионерша, и известный немецкий журналист. История «Малыгина» — драматическая, трагическая, героическая — яркая страница в истории освоения Севера.

В российских северных водах этот пароход появился в 1915 году, во многом критическим для страны. Армия испытывала огромную нехватку боеприпасов и снаряжения, все острее вставал вопрос их безотлагательной поставки из стран-союзников. Сделать это было возможно только через северные порты — черноморские проливы контролировала союзник Германии Турция, на Балтике хозяйничали немецкие подводные лодки. Поэтому было принято решение закупить в Канаде ледокольный пароход «Брюс», за два года до этого спущенный на воду в Великобритании и курсировавший в качестве почтово-пассажирского парома между островом Ньюфаундленд и провинцией Новая Шотландия. По прибытии в Россию «Брюсу» дали новое имя «Соловей Будимирович» и он начал заниматься проводкой судов в Архангельск и Мурманск.

…22 января 1920 года «Соловей Будимирович» с восьмисуточным запасом угля был послан белым «правительством Севера России» в устье реки Индиги — генерал Миллер потребовал доставить для белогвардейских войск заготовленные там по осени рыбу и мясо. Зимнее плавание на Индигу было делом обычным, ничто не предвещало развернувшейся впоследствии драмы. Поэтому помимо судовой команды на борт судна поднялись и направлявшиеся в Мурманск 32 пассажира, в том числе женщины и дети. На третий день пути, когда до Индиги оставалось всего 14 миль, корабль затерли ледяные торосы. Своим ходом «Соловей» выбраться не мог (такое случалось и раньше), и капитан телеграфировал, что им требуется помощь более мощного ледокола, чтобы выйти на чистую воду. Но в Архангельске было не до «Соловья» — Красная Армия начала стремительное наступление на Северном фронте и везде царила неразбериха. А ледоколом, который был под рукой, воспользовался сам генерал Миллер: на нем он и еще 800 военных и гражданских служащих бежали в Норвегию.

Ледокол «Соловей Будимирович»

В Архангельске работа по организации и проведению спасательной экспедиции началась с первых же дней установления Советской власти, и тем не менее они заняла почти четыре с половиной месяца. Рассматривались различные варианты и способы оказания помощи судну, вплоть до отправки оленьих упряжек. На «Соловье», который к тому времени уже вынесло в Карское море, посчитали эту затею нереальной и ввели строжайшую экономию. Работы по организации спасательной экспедиции продолжались всю весну. Наконец, ночью 19 июня спасательные корабли подошли к «Соловью». Первый в истории Советского государства зимний дрейф завершился, к счастью, без жертв.

В том же году «Соловей» переименовали в «Малыгин», и в историю Советской Арктики он вошел уже под этим именем. Выбор нового имени не был случайным, Степан Малыгин был не просто одним из первых исследователей русской Арктики, в середине XVIII века он дошел до низовий реки Кара, давшей название Карскому морю, в котором дрейфовал «Соловей».

 

Через год на борту «Малыгина» в первый экспедиционный рейс отправились сотрудники только что созданного ПЛАВМОРНИНа – только что созданного Плавучего морского научного института, предшественника нынешнего академического Института океанографии.  Экспедиция продолжалась немногим менее двух месяцев, но она фактически стала первой океанографической экспедицией молодого советского государства, а «Малыгин» — первым научно-исследовательским судном нашей страны. В 1928 году, как мы уже упоминали, «Малыгин» принял участие участвовал в спасении членов экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия»(поэтому он с волнением принял участие в «почтовой экспедиции»1831 года). Через год после встречи с «Графом Цеппелином» на острове Рудольфа, экспедицией на «Малыгине» была основана самая северная в мире полярная станция, в том же году ледокол достиг рекордной для того времени широты — 82°27‘.

… В свою последнюю экспедицию «Малыгин» отправился в 1939 году. Гидрографической экспедиции предстояло совершить сквозное плавание Северным морским путем. На следующий год работы были продолжены в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, в том числе у знаменитых и загадочных Новосибирских островов,  интерес к которым в 1926 году «подогрел» геолог и палеонтолог, академик Владимир Обручев своим романом «Земля Санникова», вышедшим в 1926 году. Экспедицию возглавлял тридцатитрехлетний ученый-гидрограф Яков Смирницкий.

Завершив работы и забрав смену зимовщиков с острова Генриетты «Малыгин» прибыл в бухту Провидения на юго-востоке Чукотки ­ 23 октября ледоколу предстояло отплыть в Петропавловск-Камчатский и далее во Владивосток. На борту корабля находились 85 человек – команда, полярники, члены экспедиции Смирницкого. На Чукотке на борт вошли еще 14 пассажиров. В общей сложности на корабле оказались 98 человек, в том числе 12 женщин. Синоптики обещали спокойное плавание.

Через четыре дня радиостанция в Петропавловске и находящиеся в регионе суда получили с «Малыгина» сигнал SOS. Внезапный ураган настиг ледокол у восточного побережья Камчатки. Сильнейшим порывом ветра буквально «срезало» палубную горловину угольного бункера. Очень быстро вода залила кочегарку, судно потеряло управление. Попытки каким-то образом заделать «пробоину» в палубе были безуспешными: мешали огромные волны и крен судна – он быстро он достиг 20 градусов. В последних радиограммах капитан сообщал, что вода стремительно прибывает, ломаются переборки, рушатся надстройки, якоря не достают дна, а все спасательные средства уничтожены ураганом. Около 2 часов ночи 28 октября «Малыгин» резко лег на борт и затонул.

На помощь из Петропавловска срочно вышли пограничные сторожевые корабли, но прибыв в предполагаемый район бедствия, они никого не нашли. На поиски влетели самолеты с наиболее опытными экипажами. Почти полтора месяца летчики вели поиск, оставалась надежда, что кому-то из экипажа ледокола удалось спастись. Летчики нашли разбитую шлюпку с ледокола, остатки надстроек. Поисковые партии обнаружили труп девушки, входившей в состав научной экспедиции. И еще портфель начальника экспедиции Якова Смирницкого с документами его экспедиции. Предвидя неизбежный конец, ученый обернул их в клеенку, сложил в портфель, набил его пробкой, тщательно увязал и выбросил за борт в надежде, что океан вынесет его на берег. Самоотверженность не покинула Смирницкого даже в трагические минуты. В память о замечательном ученом его именем назвали бухту Новосибирского архипелага, исследовательское судно.

Точное место гибели «Малыгина» не найдено до сих пор. Но память о легендарном ледоколе живет – в сердцах полярников и на почтовых марках.

Сергей ШАРОВ



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев
  • История одного конверта
  • Филателистическая история одной семьи
  • Молодые филателисты Новой Зеландии
  • Опережая Илона Маска
  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru