ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам


Главная  /  Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках

Поиск по статьям:

Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках

2018-11-07 15:36:38, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 1991 году в киосках Союзпечати появилась новая серия из пяти почтовых марок «Дирижабли». Миниатюры, выполненные в стилистике своего времени, в информационном плане, откровенно говоря, мало чем выделялись на фоне остальной советской филателистической продукции той поры. Но просто вышло, что именно им выпала судьба «подвести черту» под темой «Дирижабли в СССР» - темой удивительно интересной, волнительной и по сей день оставляющей немало простора для профессиональных исследователей и филателистов, интересующихся историей.

Безусловно «главные герои» упомянутого выпуска марок -  дирижабли «Норвегия» и «Граф Цеппелин» (их «российские вояжи» и история дирижабля «Победа» - тема следующей заметки). Сейчас же остановимся на двух других дирижаблях - «Альбатросе» и GA 47, впервые на тот момент удостоившихся права появиться на наших почтовых марках.

Однокопеечный «Альбатрос» вызывает сразу ворох вопросов. Во-первых, почему выбор пал именно на этот дирижабль; во-вторых, почему на почтовой марке упомянута дата «1910»?

«Альбатрос», спору нет, был в числе первых дирижаблей, построенных в Царской России, но никак не «первенцем» - таковым был дирижабль «Учебный», совершивший первый полет в 1908-м году. Многие могут воскликнуть: вот он, пример отсталости России от передового Запада, Европа в это время уже «клепала» дирижабли десятками! Все не так однозначно: к этому времени в России уже производилось практически все необходимое для выпуска подобных летательных аппаратов. Но в правительстве решили, что тратить казенные деньги на собственные конструкторские разработки нет резона, дешевле будет воспользоваться наработками своих тогдашних «партнеров», в первую очередь французов. И когда контуры дирижабля, пригодного для адаптации к использованию на территории России начали вырисовываться, в 1906 году Главное инженерное управление Российской Империи командировало во Францию делегацию специалистов. Ход оказался удачным.

На упомянутый на почтовой марке 1910-й год в России пришлось начало активного строительства отечественных дирижаблей. То, что на континенте назревает серьезный вооруженный конфликт, уже не оставляло сомнений - Российский Генеральный штаб регулярно получал тревожную информацию. При этом использование дирижаблей в предстоящей войне виделось военным стратегом делом очень перспективным: теоретически такие гиганты, как жесткие дирижабли Цеппелина, одним бомбовым ударом могли смешать с землей целый полк или разнести порт. Центром российского дирижаблестроения стал Ижорский завод в Колпино. Кроме него, их выпуском занялись московский завод «Дукс», Балтийский завод.

За два года на «Учебном» прошла подготовку целая группа воздухоплавательных экипажей, и Россия приступила к производству своих дирижаблей. Именно 1910 год стал в этом отношении поворотным: в небо поднялась «стая» отечественных аппаратов: «Кречет», «Голубь», «Ястреб». Ее дополнили закупленные за границей «Беркут», «Чайка», «Коршун», «Гриф». Но где же «Альбатрос»?

В 1910-м году он был разве что в проекте – решение о его изготовлении было принято только спустя год. А из цехов Ижорского завода он вышел (или выплыл) в 1912 году.

Что же было такого особенного было в «Альбатросе», почему именно он оказался на почтовой марке 1991 года, да еще не под «своей» датой рождения? Да и тот ли самый «Альбатрос» запечатлен над нарисованным художником военным пейзажем?

По своим летным характеристикам «Альбатрос» 1912 года ни в чем не превосходил французские или немецкие дирижабли подобного класса. Другое дело, что это был первый российский дирижабль, уже изначально полностью ориентированный на решение военных задач. Он развивал скорость до 68 км/ч, имел достаточный потолок, мощные двигатели. Аллюминированная оболочка, предохраняла его от чрезмерного нагревания на Солнце и параллельно маскировала дирижабль. На носу гондолы, которая на почтовой марке на первый взгляд выглядит так, как будто срисована из книг Жюля Верна, размещалась специальная пулеметная площадка, рассчитанная на три «максима». Дирижабль оснастили бомбодержателями. В общем, грядущую войну «Альбатрос» готовился встретить во всеоружии. Но до полей сражений этот «Альбатрос» не «долетел». Он вообще летал недолго – после одного из пробных полетов на стоянке в эллинге у него лопнула оболочка. Дирижабль изрядно пострадал, но его не списали в утиль м переделали, дав ему, прада, новое имя «Альбатрос-II». С ним он встретил Первую мировую войну и, по идее, должен был бы фигурировать на упомянутой советской марке.

… На этой марке, если к ней внимательнее приглядеться, помимо конной упряжки, артиллерийского лафета и пары сменных лошадей на заднем плане вырисовывается пара строений, своими очертаниями напоминающие те, что и по сей день можно увидеть на рыночной площади польского города Белосток. Собственно, в тех краях и окончил свой короткий боевой путь «Альбатрос II». В начале лета 1914 года дирижабль находился в батальоне Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине, но с началом военных действий поступил приказ о перелете в Белосток – там начинала свое неподготовленное наступление, впоследствии закончившееся трагическим поражением, армия генерала Самсонова.

  

Боевая биография «Альбатроса II» сложилась не слишком удачно: только один раз дирижабль отправили на ночную бомбардировку, но дело не задалось - помешал туман. А на обратном пути его вдобавок обстреляли свои же солдаты Сибирского корпуса, не предупрежденные о том, что через их позиции будет пролетать свой дирижабль. Он получил множество пробоин. Экипаж по счастливой случайности не пострадал, и аппарат сумели привели в порядок. Попыткам использовать «Альбатрос II» в разведывательных целях опять же мешала погода – как нарочно, осень 1914-го выдалась на редкость дождливой и туманной. В конце концов один из «полуслепых» вылетов окончился ожидаемой аварией – дирижабль напоролся на деревья на вершине холма. Повреждения на этот раз оказались слишком серьезными.

Собственно, такова вкратце история  первого из дирижаблей, запечатленных на советских почтовых марках 1991 года. История, которая с натяжкой сопрягается с годом, упомянутым на почтовой марке, ла и с ее оформлением тоже. Если год 1910-й, то почему изображен не «Ястреб» или, в конце концов «Голубь»? Если Первая мировая война и артиллерийские лафеты, то почему «Альбатросъ», а не «Альбатросъ II»»? Если речь идет о военных действиях той поры, то почему выбор пал на «Альбатроса II», а не на другой дирижабль русской армии - «Астру»?

Последний действительно участвовал в боевых действиях, даже один раз провел ночную бомбардировку. И пусть был он построен во Франции, но дорабатывался, дооборудовался и облетывался в России, а после революции оказался едва ли не единственным, способным подняться в воздух уже под новым именем – «Красная звезда», ознаменовав тем самым новую страницу в истории отечественного дирижаблестроения - советсткую. В истории, в которую позднее вписали свои имена остальные герои упомянутой серии - и «Норвегия», и «Граф Цеппелин», и «Победа».

Что же до марки номиналом в 3 коп., то она вызывает один, но очень большой вопрос: почему на ней оказался изображенным мало кому известный даже в то время английский дирижабль GA-42, да еще с надписью «Аэрофлот» на боку? С каких пор государственная компания, занимавшаяся пассажирскими перевозками, взялась эксплуатировать двухместные, полуприватные дирижабли?

Скажем сразу: этот летательный аппарат «Аэрофлотом» никогда не эксплуатировался. Он вообще не эксплуатировался ни одной крупной авиакомпанией. В упомянутом на марке 1987-м году GA-42 только-только прошел сертификацию. А СССР в этом случае просто побежал, как говорят, «впереди паровоза»: кое-кто, вероятно, всерьез полагал, что за подобными аппаратами будущее. В чем-то они оказались правы, но к гражданской авиации это имеет мало отношения.

Чем так привлек советских специалистов этот небольшой (всего 28 метров в длину и 12 в высоту) летательный аппарат? Прежде всего тем, что это был полностью гелиевый дирижабль, а производство гелия в этот период времени переживало в СССР ренессанс: новые технологии значительно его удешевили, а газовые месторождения работали на полную катушку. Кроме того, он был оснащен всеми современными приборами контроля полета, принятыми в авиации, и это значительно упрощало как его пилотирование, так и подготовку экипажей. К тому же в конце 1980-х – начале 1990-х годов GA-42 активно «оплывал» Европу, демонстрируя отличную маркетинговую «школу»: легко садился на лужайки частных французских замков, разрисованный разной рекламой, красовался в небе то Англии, то Испании, то Финляндии. О нем писали газеты, его показывали по телевидению.

В перерывах дирижабль шел на рекорды: самый легкий, самый маневренный, способный на самый продолжительный полет без дозаправки в своем классе. Красота, да и только! В общем, до 1991 года аппарат по большей части использовался для рекламы да осмотра достопримечательностей, что, естественно, «Аэрофлот» заинтересовать никак не могло. В чем же было дело? А в том, что его создатель и разработчик убеждал, что GA-47 - это только начало. что дело не в размерах и назначении, а в принципе, что новые технологии (а они есть, их можно и увидеть, и пощупать) обязательно приведут к тому, что появятся и большие пассажирские, грузовые дирижабли, что они снова завоюют небо.

И ему верили! Верили и на Западе, и в СССР! Потому что это был (и остается по сей день) знаменитый Пер Линдстранд, авиационный инженер, профессиональный военный и гражданский пилот, покоритель небес и стратосферы на воздушных шарах, успешный бизнесмен и по складу характера авантюрист в лучшем понимании этого слова. Он уже был известен своими трансокеанскими перелетами на воздушных шарах собственной конструкции, на них он устанавливал рекорды и в одиночку, и на пару с другой знаменитой личностью - Ричардом Брэнсоном. Линдстранду до сих пор принадлежит рекорд по подъему на теплом воздухе – почти 20 километров, а на пару с Брэнсоном еще и скорости полета на воздушном шаре – свыше 300 км/час. Газетчики в 1990-е годы утверждали: «Для Линдстранда в небе нет ничего невозможного, как он скажет, так и будет».

Самое интересное, что сам Линдстранд никогда не собирался строить ни пассажирские, ни грузовые дирижабли. Ему это было не интересно. GA-47 был для него скорее «игрой ума». Спустя некоторое время проект плавно трансформировался в аппарат AS-300. Сработан он был по заказу французских ботаников, которым предстояло работать в тропических лесах, где шли постоянные дожди. Заказ полностью соответствовал мироощущению Линстранда, и в итоге на свет появился дирижабль, главной задачей которого было … транспортировать огромный навес, его размещали на кронах деревьев в качестве своеобразной крыши. Когда ботаники заканчивали работу в одном месте, дирижабль просто переносил навес на другое.

Знаменитая аспидка в квартблоке - редчайшая вещь! знатоки знают, что у этой марки часто сбита центровка, и присутствует небольшой отскок в одном ряду зубцов. Марка из серии номиналом в 50 коп символизировала роль дирижабля в исследовании малоизвестных областей земного шара. Марка должна была напечатана в темно -коричневом цвете, но часть тиража (около 3000 штук) была ошибочно отпечатана черно-синей краской.

Весной 2004 года компания Линдстранда разработала и поставила министерству обороны Испании первый в мире полностью беспилотный дирижабль. Миссия дирижабля состояла в ведении наблюдения. По сей день он практически ежедневно поднимается в воздух. Успех этого проекта подстегнул разработчиков во многих странах к работе над дирижаблями-беспилотниками. Сегодня они ведутся и в современной России. Так что марку с GA-42 из серии «Дирижабли» 1991 года с высоты прошедших двух с лишним десятилетий вполне можно считать своего рода «посланием потомкам».

Продолжение следует.

Сергей Шаров



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru