ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Держите марку

По следам наших публикаций. Исторические поселения и малые города России

Королева индийской филателии

Приглашаем к обсуждению. Темы для выпуска марок


Главная  /  В одном ряду с Пушкиным

Поиск по статьям:

В одном ряду с Пушкиным

2018-11-26 13:55:30, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Однажды, будучи в гостях у своей невесты, один молодой художник, то ли в шутку, то ли всерьез, похвалился, что умеет предсказывать по руке будущее. От желающих узнать судьбу не было отбоя. Его невеста Лена тоже спросила: «А мне что скажете?». Он взял ее руку и с испугом промолвил: «Через полгода вы умрете». Наступила гробовая тишина. Родители девушки очень рассердились на жениха и выгнали его прочь.

Этим художником был Кузьма Петров-Водкин.

Он ушел, но Лену не забыл. Вскоре Кузьма получил большой заказ – панно «Богоматерть с младенцем», для церкви травматологической клиники в Петербурге. Образу «Богоматери» художник придал черты любимой. Инцидент был исчерпан. Молодые люди не расставались. Девушка вдохновляла Петрова-Водкина, помогала чем могла. За работой они мечтали о будущем. Но, ровно через полгода, Лена заболела скарлатиной и умерла. Кузьма считал себя невольным виновником ее смерти. Чтобы не впасть в депрессию, он с головой окунулся в работу, а вскоре уехал в Париж.

*  *  *

Обладал ли художник неким даром судить сложно, но некоторые факты из его биографии поражают мифическими совпадениями.

Город, где родился и рос будущий мастер, стоял на Волге и, естественно, все ребята постоянно бегали на речку купаться. Однажды Кузьма заплыл на середину и стал тонуть. С берега его заметил лодочник, который не мешкая бросился в воду и вытащил мальчика. А через неделю утонул сам. И тогда будущий живописец взял простой кусок жести, на котором нарисовал лодку, людей и небо, а внизу написал: «Погибший за других. Вечная тебе память».  Это и стало его первым шагом в искусстве.

*  *  *

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в провинциальном городе Хвалынске, что недалеко от Саратова. Его странная фамилия появилась благодаря деду, который был сапожником, и, соответственно, сильно пил, из-за чего в городе его прозвали Водкиным. Так и родилась двойная фамилия.

После четырех классов городского училища мальчик начал работать в артели иконописцев. Его работы увидел приезжий архитектор и увез Кузьму с собой в Петербург, где помог поступить в училище барона Штиглица. Затем Петров-Водкин 7 лет учился в училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Серов и Коровин. В 1901 году он уезжает в Мюнхен. Согласно легенде туда он приехал своим ходом, на велосипеде. В 1905 году он уже работает в Париже, а затем в Италии и Африке.

Из этих поездок художник привез много картин и стихи. Кузьма всерьез увлекался не только живописью, но и литературой. Как-то он принес одну свою поэму в редакцию и предложил напечатать. Там его встретил человек, коротко стриженный, небольшого роста и как две капли воды похожий на него самого. Это был Горький. Он довольно грубо сказал Петрову-Водкину: «Куда ты лезешь со своими стихами?», чем напрочь отбил у Кузьмы желание заниматься литературой. И только в 1928 году художник вновь взялся за перо, написав несколько рассказов, пьес и три повести.

Свою собственную, очень оригинальную живописную манеру Петров-Водкин нашел довольно поздно. Когда он писал картину «Памяти Врубеля», ему вдруг пришло в голову, что можно работать всего тремя красками: красной, желтой и голубой. Так родилась знаменитая трехцветная гамма Петрова-Водкина – его фирменный знак. В этой гамме он написал самые знаменитые произведения и, в том числе, - «Купание красного коня». Это удивительная картина. От нее исходит какая-то магия. Но появилась она далеко не сразу. Сначала картина была очень реалистической. Ее он писал с крестьянского жеребца, а для фигуры мальчика позировал его двоюродный брат, который в 1937 году был арестован. 

И когда картина уже была почти закончена, Петров-Водкин случайно попал на выставку древнерусской иконы, после чего он решил переписать «Красного коня». Картина сразу же приобрела другой смысл: символический и даже пророческий. Во всяком случае, считалось, что красный конь – это цвет революции и ее символ. От политики художник был очень далек. И когда разговор заходил на политические темы, он говорил: «Не впутывайте меня в это. Там сам черт ногу сломит!».

*  *  *

Будучи в Париже он познакомился с девушкой Марой, на которой вскоре женился.  Вот как она сама об этом вспоминает: «В начале 1906 года нас посетили две туристов, которые искали недорогое жилье в пригороде Парижа. Серьезное выражение их лиц понравилось моей матери, и она показала им комнату, которая в то время была свободна. Более молодой, шатен серыми глазами, носил бородку и усы, на нем была бархатная курточка и фетровая шляпа. Это был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, который должен был провести у нас три месяца. Он был таким серьезным, что я не могла представит себе, что он заметит меня.

Позднее он мне сказал, что с первого момента, когда он меня увидел, то решил, что я должна стать его женой. Вскоре он предложил написать мой портрет, сказав, что с самого начала нашего знакомства это является его единственным и страстным желанием. Я согласилась позировать. Во время третьего сеанса, в перерыве, он подошел ко мне и неожиданно спросил: «Мадемуазель, вы согласны стать моей женой?».

Портрет жены, 1906 г

Вместе они прожили более 30 лет. Она служила ему музой, поддерживала и помогала ему во всем. В моменты разлуки Петров-Водкин писал: «Думаю о тебе и о своей работе — это все, что у меня есть. Хочу передать тебе немного моей веселости, а когда я печален, мне хочется быть подле тебя, подле твоего сердца и сидеть там тихо-тихо, чтобы забыть все мои печальные думы... Я рад, что у меня есть моя Мара, мой маленький товарищ, моя гордая и честная жена, которая с полной доверчивостью входит в мою необычную и тяжелую жизнь. Знай, что ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях... Я нашел свою Эвридику!».

Почти 16 лет у супругов не было детей. Все их попытки родить ребенка заканчивались неудачей. Петров-Водкин был близок к отчаянию. Он неистово начал рисовать картины, на которых изображал кормящих работниц и мадонн, тем самым прося у неба наследника. И чудо случилось.

К концу беременности у Мары возникли серьезные проблемы со здоровьем. Врачи высказывали опасения по поводу угрозы жизни. На что Петров-Водкин заявил, что в любом случае бороться нужно за жизнь ребенка. От Мары сей факт не скрыли. Но она настолько сильно любила мужа, что поддерджала его и в этом: «Я заявила, что спасать должны не меня, а ребенка,— пишет она в своей книге,— и оформила решение в письменном виде. Муж был потрясен, что я готова была пожертвовать жизнью ради его заветной мечты». Но все закончилось хорошо и счастью супругов не было предела.

Портрет дочери, 1935 год

Но жизнь художника была полна удивительных фактов. Через несколько месяцев Наталья Кальвайц, ближайшая подруга Мары, рожает дочку. Одно время они жили все вместе, в одной квартире. И отцом этого ребенка был тоже Кузьма Петров-Водкин. Естественно, Мара от всего этого не испытывала восторга. Но она была очень слаба. Да и положение иностранки не оставляло ей выбора и она смирилась. Наталья Кальвайц вскоре уехала в Польшу и следы ее затерялись.

*  *  *

В голодные годы Петров-Водкин заболел туберкулезом. Врачи запретили ему заниматься живописью, потому что от запаха красок начинали болеть легкие и он сильно кашлял. Кузьма Сергеевич уехал из Петрограда в Детское село на свежий воздух.  Рисовать ему было нельзя, поэтому он начал писать мемуары.

Незадолго до смерти Петров-Водкин все-таки вернулся к живописи. Он решил написать групповой портрет своих друзей-писателей. Это оказалось не так просто. «Пишу, пишу – ничего не выходит», - жаловался он. И долго не знал, как это сделать лучше.

Пока в один прекрасный день вместо Толстого не решил посадить Пушкина. Такой портрет, в конце концов, и получился: Пушкин, Андрей Белый и Петров-Водкин – невероятное сочетание! Но, согласитесь, автор «Красного коня», может себе позволить находиться в одном ряду с Пушкиным! 

На нашем канале на YouTube можно посмотреть небольшой ролик «Картины К.С.Петрова-Водкина на почтовых марках» >>>

*  *  *

Продолжить тему русских художников хотим новостью о, наверное, самом ярком событии в мире искусства -  выставке картин Архипа Ивановича Куинджи, которая открылась в Третьяковской галерее.

Художник очень самобытный. Сын бедного сапожника-грека, рано остался без родителей. С детства любил живопись и рисовал везде, где только можно – на заборах, обрывках бумаги, стенах. Кстати, точная дата его рождения доподлинно неизвестна. Искусствоведы предполагают, что это 1843 год.  Значит, в 2018 году можно отметить 175 лет со дня его рождения!

Все картины Куинджи буквально пропитаны светом. Вот что писал о нем Репин: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи»

Выставка состоит из 3 разделов: «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности». 

«Тайна ночи». Именно в этих картинах, по мнению экспертов, талант мастера раскрыт полностью – луна, ночные пейзажи, закат. Все это завораживает и притягивает взгляд.

«В просторах вечности». Здесь мы видим морские пейзажи, горы и Крым, который так любил художник.

В разделе «Притяжение земли» представлены картины о природе. В том числе знаменитая «Березовая роща».

Кстати, не все знают, что были разработаны эскизы для серии марок с одноименным названием. Марки так и не выпустили, а эскизы затерялись. Только три из них удалось найти.

Одно можно сказать, что если бы эти марки увидели свет, то ими, без преувеличения, восхищался бы весь мир.

  



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Держите марку
  • По следам наших публикаций. Исторические поселения и малые города России
  • Королева индийской филателии
  • Приглашаем к обсуждению. Темы для выпуска марок
  • Pеставрация марок - спорная тема
  • Незатейливые истории. 23 февраля
  • О чем расскажет старая открытка
  • Незатейливые истории. Санта Клаус из Аляски
  • Леваневский с надпечаткой. Дополнение
  • Марки - это очень красиво
  • Национальные сокровища Индии
  • Ценообразование марок с разным состоянием клеевой стороны
  • Рихард Зариньш. Святой Георгий Победоносец
  • Берег кроликов и бананов
  • История одного экспоната: письмо с войны
  • Эти глаза напротив
  • Леваневский с надпечаткой. Окончание
  • Самые красивые марки Финляндии 2020 года. ТОП-10
  • Окно в старый Геленджик
  • Леваневский с надпечаткой
  • Чем запомнился 2020 год в Филателии?
  • Австрия. Почему здесь нет кенгуру?
  • Природа и филателия: дикие кошки на марках
  • История одного портрета
  • Приглашаем к обсуждению. Антарктида
  • Выставка ботанического искусства
  • Незатейливые истории
  • Лаконичность и минимализм
  • Неудачная марка
  • Все марки рыб в одной коллекции
  • Французский остров Реюньон
  • Вот такие были времена
  • Секрет раскрыли марки
  • Эмблема как оружие филателиста
  • Музеи Ленина
  • Приглашаем к обсуждению. Французские марки: борьба с пандемией
  • Лучшей маркой 2020 года признана...
  • Академик Павлов. Рефлекс цели
  • Самая неудачная марка 2020 года
  • А можно ли обидеть коллекционера?
  • Неповторимый шарм самодельной открытки
  • Новый ботанический сад в Харькове
  • История рождественской открытки. Часть II
  • История рождественской открытки
  • Коллекция - это возможность сжать время, понять его скоротечность и величие
  • Новогодняя сказка на почтовых марках и открытках. Часть II
  • Новогодняя сказка на почтовых марках и открытках
  • Первые автоматные марки
  • Что нужно ребенку для счастья?
  • Все о футболе, и даже больше
  • Джеймс Гамильтон. Филателист и исследователь
  • Гибралтар. Лабрадор?
  • Открытки советского детства
  • Как создаются «визитные карточки страны»
  • Меценаты-филателисты. Где вы?
  • Как Бунин отправил открытку Паустовскому
  • Республика Абхазия: особенности почтовой службы и филателия
  • Мини-выставка. Кошки и филателия
  • Лучшая марка 2020 года
  • Приглашаем к обсуждению. Экспедиция Федора Конюхова
  • Филателисты - не собиратели бумажечек
  • Аскольдова могила
  • Представляет почта Финляндии
  • Филателист года
  • Кибермарки в киберпространстве
  • Таинственное послание Американской почты
  • Фуджейра. Для тех, кто не любит жару
  • История Русского музея
  • Рождество на острове Рождества
  • Радость приобретения, печаль узнавания
  • Территория Росса
  • Гаджеты и филателия. Конкуренция или новые идеи?
  • Нашествие динозавров
  • По следам наших публикаций
  • Разнообразие национального костюма
  • Будущее филателии
  • Словакия. План выпуска марок на 2021 год
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок на 2020 год
  • Почтовая программа ООН на 2021 год
  • Письма Маврикия
  • Марки «призрачных» мероприятий
  • Утраченные марки СССР
  • Cамая красивая марка SEPAC 2020 года
  • Канада. Программа выхода почтовых марок на 2021 год
  • Собаки на марках 2020 года
  • Марки - это часть культуры
  • Исправление дефектов клише
  • Блоки «День космонавтики». 1973 год
  • Сборник статей для филателистов
  • Латвия. План выпуска марок на 2021 год
  • Беларусь. Тематический план выпуска марок на 2021 год
  • Сколько раз ошибается филателист?
  • Почему в школах не преподают филателию?
  • Термины и обозначения, используемые на сайте
  • Заседание Комиссии Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты
  • Приглашаем к обсуждению. Литературная проблема коллекционирования
  • Удивительный мир курского посткроссера
  • Филателия - это огромный мир для познания и изучения
  • Софиевская колокольня и колокол «Мазепа»
  • Приглашаем к обсуждению. Тематический план издания знаков почтовой оплаты на 2021 год
  • Коронавирус коллекционерам не помеха
  • Приглашаем к обсуждению. Национальные проекты
  • Древние почтовые маршруты. Итоги голосования
  • Проблемы филателистов Словакии
  • Лучший в СССР КЮФ
  • Затерянный остров
  • Самые необычные открытки
  • Если у человека есть дух собирателя, то его можно увлечь
  • Филателистический скандал космического масштаба
  • Остров лемуров
  • До чего доводит внимательность. Космос и советика
  • Как я связался с филателией
  • Солнечная Турция
  • Перманентная серия «Флора СССР»
  • Париж. Музей Родена
  • До чего доводит внимательность
  • Иногда началом в клубке Ариадны бывают простые почтовые предметы: марки, открытки, конверты
  • Марки и хобби вашего ребенка
  • Богатый рисунок с эмблемами на марках СССР
  • Волшебное свечение
  • Искусство на марках. Советские художники
  • Оскар Роти - знаковый персонаж в филателии
  • Вершина рассеянности филателии
  • Страна моих детских снов. Окончание
  • Страна моих детских снов
  • Как там у них? Коллекционеры делятся опытом
  • Ученая рассеянность филателии
  • Покорители морей
  • Рассеянность филателистического пространства СССР
  • Бумага - это тоже древесина, или Кому нужны деревянные марки?
  • Филателия должна принадлежать миллионам!
  • Африканские острова
  • Виноделие и филателия
  • Перманентная серия «Русская и советская живопись»
  • Семейная традиция
  • Плагиат в филателии
  • Атомный флот. Они были первыми. Окончание
  • Серия «Деятели искусства народов СССР» (1971-1978)
  • Атомный флот. Они были первыми. Часть II
  • Колыбель цивилизации
  • Серия «Деятели искусства народов СССР» (1965-1969)
  • Атомный флот. Они были первыми
  • Сувенирную буклетию есть смысл собирать - продолжение, год спустя.
  • «Сакура» в цвете. Окончание
  • Города на марках. Приволжский округ
  • Динамика цен на марки за 12 лет
  • «Сакура» в цвете. Часть 2
  • Почтовые дороги России
  • Старый добрый почтовый ящик
  • Мастер пейзажа

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru