Почему Медный всадник смотрит в другую сторону
2018-11-27 12:20:32, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К нам в редакцию пришло письмо от коллекционера Павла Фомина: «У меня вопрос. На марке 1925 года, посвященной восстанию декабристов, номиналом 7 коп., показаны декабристы на Сенатской площади. Почему Медный всадник смотрит в сторону зданий, а не на Неву?».
Мнение редакции: В декабре 1925 года, к 100-летию восстания декабристов, Народный комиссариат почт и телеграфов выпустил серию из трех почтовых миниатюр. На марке номиналом 7 коп., изображена репродукция картины художника Кардовского, с эпизодом восстания на Сенатской площади.
Эта серия имеет свою историю. Марки готовились к выпуску два раза. Первый раз проекты не утвердили. Сейчас они хранятся в Центральном музее имени A.С. Попова. На них рисунки имеют тот же сюжет, что и на выпущенных марках, но занимают всего лишь половину площади почтовой миниатюры. Каждый рисунок заключен в витиеватую овальную рамку, выполненную в виде венка.
На марках, которые все-таки вышли, композиция намного скромнее.
По поводу того, почему Медный всадник смотрит в другую сторону. Возможно, когда печатались марки, картинку перевернули. Или изначально она была такая. По замыслу художника.
Мнение филателиста Сергея Шарова: Дмитрий Кардовский, чей рисунок использован на марке, действительно уделял повышенное внимание пушкинско-декабристским временам. И как художник-профессионал старой школы, прежде чем приступить к работе над серьезной картиной, делал в альбоме множество набросков и рисунков. Саму его картину, на которой в итоге он остановился на теме казни, посвященную восстанию, можно лицезреть на марке 1975 года, посвященной 150-летию восстания декабристов. Она висит у нас в Историческом музее.
Что до рисунка 1925 года, то, скорее всего (времена-то были какие - двадцатые годы!) делал их художник по памяти, поскольку жил в это время не в Питере. Но на окончательных его рисунках, которые затем куда-то предназначались, будь то в печать или на выставки, все в топографическом отношении было правильно.
Я, конечно, не искусствовед, но у меня, когда я гляжу на марку 1925 года, складывается впечатление, что левая и правая ее стороны - просто два наброска, не слишком связанные между собой. На марке много пустоты в центре - а картины и рисунки Кардовского вообще все очень многофигурные, там живого места на листе не остается. Просто взяли в Историческом музее, что под руку попало. Вот такие мысли.
А вы что думаете по этому поводу?