ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Милькин и его марки

Антарктида. Неведомая земля

История британских памятных марок

История Минина и Пожарского


Главная  /  Реклама - двигатель филателии

Поиск по статьям:

Реклама - двигатель филателии

2018-11-30 14:03:36, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К концу XIX века использование почтовых марок было повсеместным и естественным. Даже самые отсталые и отдалённые государства выпускали марки – причём как дефинитивные (сугубо для оплаты отправлений), так и коммеморативные (в честь различных событий, в первую очередь для коллекционеров).

Объём почтовых перевозок в мире рос не по дням, а по часам. И в 1880-х годах какой-то умный рекламный менеджер придумал хороший ход, получивший название «рекламных марок» (poster stamps). Собственно, непочтовые марки (cinderella stamps) печатались и раньше, с 1860-х, например, но в 80-е в этом деле появилось то, что дало дальнейший толчок развитию индустрии, – коммерческий интерес.

 

    

Рекламная марка, по сути, – клочок бумаги. Чаще перфорированный. Это связано с тем, что разрезание перфорацией проще и дешевле, чем резка ножами (по крайней мере, была в то время). В отличие от почтовой марки, никаких законов оформления у рекламных марок нет.

    

Вы спросите: зачем вообще такой странный формат рекламы? Как он использовался? Да очень просто. Эти марки клеились на конверты вместе с обычными почтовыми марками – и приходили адресату. По сути, это была реклама на конвертах. Иногда компании договаривались прямо с почтовыми службами, иногда просто предписывали клеить такие марки своим сотрудникам – и так далее. Но спешу заметить, что это лишь один из многих вариантов использования рекламных марок. Помимо того, рекламные марки клеились на журналы, брошюры, коробки - да абсолютно на всё, что может попасть в руки потенциальному покупателю! Посмотрим, что в этой сфере имеется ещё.

Расцвет рекламных марок пришёлся на 1908-14 годы. За этот период, например, одни только немецкие компании (да и государство тоже) выпустили более 50 000 наименований рекламных марок – в разы больше, чем все почтовые марки мира за тот же период, вместе взятые. Германия вообще была лидером в рекламно-эрринофилических делах (эрринофилия – это коллекционирование непочтовых марок, не путать с филателией).

    

Отдельно хотелось бы отметить компании Metzeler (производителя резины – автомобильных шин, оборудования для дирижаблей) и Abadie (сигареты), напечатавших весьма эффектные монохромные серии, причём если у Metzeler марок было что-то около 120, то Abadie зашкалила за 1000.

  

  

С заметным отставанием от Германии по количеству подобной продукции шли США, Франция, Дания, Швеция, Великобритания, Россия. Да-да, Россия тоже входила в ряд самых активных производителей рекламных марок (четвёртая по счёту марка на иллюстрации - рекламно-выставочная, о них будет отдельный пост).

    

 

Как уже говорилось, подобные марки клеились на конверты наряду с почтовыми сёстрами. Но если почтовая марка-дефинитив в первую очередь стремилась к небольшому размеру, чтобы не занимать места на конверте и позволить набрать любую сумму, то рекламные марки как раз были большими и красочными – чтобы сразу быть заметными. Средний размер рекламной марки того периода составлял 4 на 5 сантиметров, но доходило и до 5x7, и даже ещё больше. Самая крупная почтовая марка казалась весьма средненькой по сравнению с рекламными гигантами.

Быстро сообразив, что коллекционеры начнут гоняться за рекламными марками, некоторые производители начали печатать серии. То есть «получи 6 писем, собери полный набор». Или сходи в фирменный магазин, купи там шоколадку и получи марку в подарок.

Первая Мировая сильно нарушила развитие рекламной филпродукции. По сути, в 1915-м вся эта история замерла (правда, взамен появились пропагандистские марки – но о них позже). И надо отметить, что после войны она практически не возродилась в том виде, в каком существовала до неё. В России рекламные марки исчезли как явление – Советы не подразумевали такого вида рекламы (да вообще реклама в РСФСР и СССР свелась к государственной монополии). Впрочем, порядка сотни рекламно-коммерческих марок в СССР всё-таки выпустили. Вот такого плана:

Более того, во многих рекламных марках СССР была применена оригинальная методика. За рубежом рекламные марки клеились на конверты рядом с почтовыми марками. У нас же придумали оставлять прямо на рекламной марке место под почтовую, превращая их при склеивании в единый объект. На примерах - чистая и с накленной почтовой маркой.

  

Но в 1920-е рекламные марки во второй раз вышли на пик популярности – и теперь этому способствовала Швейцария. Собственно, швейцарские производители шоколада и до войны печатали, как и все европейские государства, рекламные марки. Но в 20-е начался пик альбомного коллекционирования подобной продукции.

Проще говоря, все шоколадные бренды Швейцарии начали выпускать специальные коллекционные альбомы и марки к ним. Купишь шоколадку – получишь марочку, положишь в альбом. Это был принцип «вкладышей к жевачкам», если говорить просто. Особенно старались, конечно, Nestle, Cailler, Tobler. Один только Tobler (кстати, именно они придумали это дело в 1905 году, но тогда как-то «не пошло») напечатал за несколько лет в 1920-х более 1500 марок! На иллюстрациях – страницы из коллекционных альбомов.

Суммарно количество «шоколадных» марок зашкалило за 20 000, а последние серии допечатывались ещё в 1960-х годах.

Удивительно, но рекламные марки не стали частью истории. По сей день порой можно встретить их на различных фирменных конвертах или бланках. Например, вот блок марок с рекламой Международной академии бизнеса (обратите внимание, на марках оставлено место для наклейки дефинитива, как и на старых советских):

Заказать рекламные марки можно в ряде типографий. Приводить адреса не буду, если нужно, достаточно запросить в Google печать рекламных марок. В принципе, уже к началу Второй мировой войны рекламные марки сошли на «нет» (иногда, повторимся, подобные вещи появляются даже сегодня - крайне редко, лишь случайно). Зато очень активно развились другие направления непочтовой филателии (класса cinderella stamps) – например, пропагандистские марки. Также вплоть до сегодняшнего дня выпускаются выставочные марки к различным экспозициям. Но о них я расскажу как-нибудь в другой раз.

Автор:  Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com

Продолжение следует



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка
  • Русские забавы. Масленица
  • Возвращение нашего Беринга
  • Без кота и жизнь не та
  • Наши соседи, белые медведи
  • Самсон Гамлетович, Мямлик и кот манул
  • История с провенансом. Гиганты филателии: Альфред Лихтенштейн
  • Сергей Филатов: Наша цель - возродить былые традиции
  • Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва
  • Жизнь Гренландии во время войны
  • Латвия. Лучшая марка 2018 года
  • Salon de Mai. Совместная реальность
  • Повод для подарков
  • Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
  • Дом-оборотень попал в каталог
  • Менделеев. Тайна гениальности
  • Литература в марках: Жюль Верн
  • Памятная марка малой Родины
  • «Космонавт N…». История одной марки
  • Марки из вашей коллекции
  • Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение
  • Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
  • Иудаика в филателии Молдовы
  • Цены "УРА В КОСМОС"
  • Нарцисс. Трагедия любви
  • За давностью лет
  • От царского штемпеля - до советского
  • ТОП-10 самых выдающихся марок Канады
  • Такси на почтовых марках
  • Вторая мировая: блокада Ленинграда
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
  • Истории с провенансом. Пять писем для семьи Рамсей
  • Эрос и Психея. Вечная любовь
  • Марки - это о том, что мы живем...
  • Гайдар шагает впереди!
  • ТОП-10. Самые эффектные марки 2018 года
  • Судьба коллекции в руках коллекционера
  • Певцы и марки
  • Португальские сладости - фасоль, с горькой ноткой миндаля
  • Как оформляют свои собрания марок
  • Как остановить фальшивки?

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru