От «марки Кохера» до компьютерной графики
2018-12-03 14:50:46, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
«В целях содействия широкому распространению продукции промышленности и оповещения населения о различных государственных начинаниях, рекламно-издательское и коммерческое агентство «Связь», при НКПиТ, приступило к выпуску рекламных марок, которые подлежат распространению через почтово-телеграфные предприятия среди населения путем наклейки на них обычных знаков почтовой оплаты, вместе с коими они продаются по цене обыкновенных марок. Предлагается начальникам почтово-телеграфных предприятий беспрепятственно принимать рекламные марки с наклеенными на них червонными почтовыми марками в оплату всех видов почтовых отправлений, выпуская их в продажу в первую очередь». Бюллетень НКПиТ, 1923 год.
* * *
В 1923 году, в самый разгар НЭПа, экономика страны, в основном, была в руках буржуазии. На долю частников приходилось более 80% товарооборота. И чтобы сохранить командные высоты пролетариата нужно было как-то популяризировать государственную промышленность, товары и услуги. И реклама здесь могла иметь не только хозяйственное значение, но и политическое. Большую роль в этом сыграл выпуск рекламно-почтовых марок.
Почтово-рекламная марка СССР с рекламой продукции Донской государственной табачной фабрики и наклеенной маркой «Золотого стандарта», 1923 год
Почтово-рекламные марки в СССР выпускались в течение 1923-1926 годов и были широко распространены до конца 1920-х годов. Несмотря на огромные тиражи – до 800 тысяч, таких марок сохранилось очень мало. Благодаря им было прорекламировано порядка 60 предприятий. Кстати, впоследствии в филателистической литературе об этом периоде мало кто упоминал.
* * *
Почтово-рекламные марки изначально имели собственную терминологию. Первый и самый старый термин из профессионального лексикона – «марка Кохера», который вошел в обиход в Швейцарии.
Впрочем, если говорить о Великобритании, то в этой стране тоже существовало свое понятие – «эдвертайзинговые круги». На конверт впечатывали виньетки круглой формы, а в их центр клеили почтовые знаки. Вся композиция была продумана до мелочей и выглядела довольно целостно и оригинально, даже рекламный текст идеально вписывался в концепцию.
В Германии также ввели не менее удачные маркетинговые решения. Кто стал инициатором – сейчас сказать трудно. Но это нововведение имело огромный успех, не меньше, чем «марки Кохера». Пик рекламного искусства на марках был в 20-м веке. Все началось в Европе, в частности в той же Германии. Яркие миниатюры наклеивали на конверты вместе со стандартными марками. Одним из ведущих художников-оформителей был Людвиг Хольвайн. Он создал уникальные и востребованные рекламные коллекции, а его плакат с изображением животных из зоопарка вошел в историю маркетингового рисунка.
Несмотря на то, что яркое сочетание цветов было привычнее видеть на огромных плакатах, марки были их миниатюрным аналогом. Ту художественную гармонию и композицию, которую сумели создать художники, стали относить больше к культурному проявлению, нежели к рекламному.
Австралия. Реклама продукции местного производства
В период Второй мировой войны маркетинговые марки цензура перестала пропускать. Любые тексты или изорбражения считались шпионскими донесениями.
Новый виток развития данное направление получило в 60-х годах прошлого столетия. Спрос на рекламные марки был вызван развитием международного туризма.
Хэмптон-Корт— дворцово-парковый ансамбль в Лондоне
Достопримечательности Мальты
Рекламная филателия в наше время – довольно яркое и знаменательное событие. Дизайнеры усовершенствовали шаблоны 20-х годов прошлого столетия и добавили безграничные возможности компьютерной графики. Это все привлекло внимание филателистов и стало предметом коллекционирования.
Испания. Гарри Поттер
Великобритания. Гарри Поттер
Выставка в Монако
Международный цирковой фестиваль в Монте-Карло
Австрия. Кристаллы Сваровски
В современной России реклама на марках тоже присутствует. И она не нуждается в комментариях.
В 1998 году, к 10-летию банка МЕНАТЕП, были выпущены марка и малый лист.
Малый лист стал сразу редкостью, и быстро многократно вырос в цене. Причина - почти весь тираж малого листа забрал сам Банк, который возможно и оплачивал его тираж. Забрал якобы для своих сотрудников, на память. Память действительно получилась долгая, попала во все каталоги. Чего не скажешь о самом Банке, почившем в бозе....
В 2007 году, к 50-летию Библио-Глобуса, был выпущен блок. Торговый дом - коммерческое предприятие. Хотя полувековой юбилей - хороший повод напомнить о своем существовании. Да и деятелньость - социально значимая. И блок - симпатичный.
Купить>>>
В 2014 году нефтяная компания ЛУКОЙЛ отмечала свое 25-летие. Сие собитие так же нашло свое отражение на марках.
2018 год стал юбилейным для телекомпании НТВ.
Сегодня рекламные марки являются одним из ведущих направлений маркетинга. При этом это далеко не новшество, а возрождение старых традиций, с акцентом на яркий и стильный дизайн.
PS. Так Вы приветствуете подобные выпуски?