ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам


Главная  /  Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть II

Поиск по статьям:

Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть II

2018-12-06 13:56:50, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Часть 2

В 1924 году, практически одновременно с выпуском почтовых марок, к печати были подготовлены новые, «послеунгеровские» монгольские доллары. Но Богдо-гэгэгн VIII умер и в обращение новые купюры не пошли, а в 1925 году началась денежная реформа и на ее территории начали хождение тугрики и мунгу.

Сами марки первой монгольской серии, как и особенности их хождения в стране были достаточно подробно описаны С. Головкиным в статье, опубликованной еще в 1927 году в журнале «Советский коллекционер» №9. Добавлю только, что из каталоге Александра Водяницкого (М. ЦФА «Союзпечать» 1981), по каким-то причинам «пропала» 5-центовая марка с зубцовкой 11,5. Ну и еще: от монгольских коллекционеров я слышал, что наряду с «каталогизированными» беззубцовыми марками номиналов 10, 50 центов и 1 долл, в страну в 1924 году поступили и 2- и 20-центовые беззубцовки. Но своими глазами я их, в отличие от первых трех, не видел.

Тираж марок серии «Элдэв-очир» был и так невелик (к опубликованным в разных источниках цифрам я бы относился осторожно, поскольку корректно проверить их вряд ли представляется возможным), а из-за того, что их зачастую использовали еще и в качестве служебных, спустя некоторое время стало очевидным, что до выхода марок, номинированных уже в новой национальной валюте, министерство почт и телеграфов «не доживет». И оно обратилось за поддержкой в министерство финансов с просьбой использовать для почтовых целей фискальные марки, которые к тому времени были подготовлены и отпечатанны непосредственно в Монголии.

В отечественных каталогах эти фискальные марки присутствуют уже в качестве почтовых – с соответствующей надпечаткой разного цвета, и коллекционеры, ориентируясь, главным образом, на них, как-то оставляют «за скобками» собственно сами эти миниатюры. А между тем они, пусть и очень простые на современный взгляд, могут поведать о многом.

Для начала – это авторская работа знаменитого и очень интересного монгольского художника Балдугийна Шарава. Другое дело, что эти марки - вообще первый опыт монгольских полиграфистов, а сам Шарав до этого момента вообще не имел дела с почтой и марками. Он был знаменит совсем иными работами.

Балдугийна Шарава (1869 - 1939) еще называют «монгольским Брейгелем», и его творчество сегодня хорошо известно не только в Монголии, но и за ее пределами. Иконописи Шарав учился в небольшом провинциальном монастыре, а потом, покинув его стены, несколько лет странствовал по стране. Оказавшись в Урге, он отправился к Богдо-гэгэну с расчетом, если удастся, получить у него заказ. Тот, если верить легендам, попросил художника показать его наброски, а затем, чтобы убедиться в его профессионализме, выдал вершок полотна и поросил изобразить на нем тысячу разных слонов. Шарав принялся за работу, на пятисотом Богдо-гэгэн сбился со счета и дал «добро» на открытие мастерской. Мировую известность Шараву принесли, конечно, не слоны, а работы, так или иначе отражающие повседневную жизнь кочевников, условно называемые в каталогах «Один день Монголии» и «Праздник кумыса». Первая (на ней действуют почти полтысячи персонажей) показывает обыденную жизнь в самых разнообразных проявлениях: обряды свадьбы и похорон, освящения жертвенника Духу горы на перевале, занятия скотоводов - дойка, стрижка, приручение животных к упряжке, разделка туш, изготовление войлока, заготовка сена. При этом картина буквально вся наполнена юмором, массой комических деталей – за эту особенность стиля Балдугийн Шарав получил свое прозвище «Марзан» - «Насмешник». В общем, если окажетесь в Улан-Баторе, загляните в Национальную художественную галерею – получите огромное удовольствие.

После революции Шарав приступил к работе в ургинской типографии, занялся оформлением первых газет, журналов, книг. И первых почтовых марок, отпечатанных на территории послереволюционной Монголии. Вернемся после «лирического отступления» к фискальным маркам, чтобы найти ответ на два вопроса: когда же они были выпущены (не марки с надпечатками, с ними все ясно: в 1926 году, а сами фискальные марки) и почему их номиналы прописаны по-русски, при том, что на кириллицу страна перешла только в 1940-х годах? Ответ на первый вопрос можно попробовать найти, как мне кажется, при помощи марки в 1 доллар.

Если приглядеться, то мы обнаружим, что наряду со знаком «Соембо», который еще с XVII века служил символом монгольского народа, и традиционного растительного орнамента на ней присутствуют две детали – цветок лотоса и звезда внизу и вверху этого знака.

В этом «дополненном» виде «Соембо» в ноябре 1924 г. он был утвержден Великим Народным Хуралом страны в качестве символа государственной независимости: лотос должен был символизировать чистоту помыслов, а пятиконечная звезда – освещать путь в будущее. А уже в феврале 1925 года было объявлено о грядущей денежной реформе и введении в оборот новой национальной валюты. Таким образом, можно сделать вывод, что первый тираж упомянутых фискальных марок был подготовлен и выпущен именно в этот период.

А появление на них текста на русском языке объяснить несложно: российский бизнес плотно «обосновался» на территории Монголии еще с XIX века, активно оперировал он в стране и в середине 1920-х годов, в первую очередь Сибгосторг и Центросоюз. Тогда же в условиях НЭПа на рынок Монголии потянулись акционерные общества «Шерсть», «Хлебопродукт», «Всероссийский Кожсиндикат», «Дальгосторг» и другие. Они-то, в основном, тогда и являлись главными плательщиками налогов и сборов. Отсюда и русскоязычные надписи на фискальных марках (к слову, и на монгольских долларах образца 1921 года стояла надпись по-русски «Краткосрочное обязательство Монгольской государственной казны»).

«Переформатирование» фискальных марок в почтовые происходило довольно оригинально: четырех работников конторы, отвечавших за это, вооружили деревянными штемпелями с надписями на английском и старомонгольском языках и в свободное от основной работы время они «штемпелевали» листы фискальных марок. Сами эти марки продавались неподалеку в Министерстве финансов всем без разбору, и люди шли с ними в контору, бывало что даже со своими штемпельными подушечками (работники-то могли быть заняты своими неотложным делами) и просто просили дать им штемпели, чтобы самим проставить печати). Отсюда и невероятный цветовой разброс, который присутствует на этих почтовых марках. На каком-то этапе филателисты еще пытались их систематизировать по оттенкам, но со временем махнули на это рукой и стали их классифицировать по основным цветам: фиолетовые, черные, красные и синие. Да и о каких оттенках могла идти речь, если даже известны случаи, когда штемпель ставили масляной краской!

Истинных «оригинальных» тиражей этих марок, скорее всего, не знает никто – в ноябре того же 1926 года из типографии вышел тираж уже стопроцентно почтовых марок, номинированных в новой национальной валюте. Сам же этот «двуязычный» штемпель (вернее, его точный и тоже деревянный аналог) можно было, при желании, за вполне разумную плату приобрести в Улан-Баторе еще в 1970-е годы. Так что, вознамерившись заняться поиском этих любопытных в историческом контексте марок, предпочтение стоит отдавать оригинальным почтовым отправлениям той поры. Но они, увы, встречаются сегодня крайне редко.

Напоследок – еще одна то ли быль, то ли небылица. Еще в Улан-Баторе я слышал, что в фискальной серии была марка достоинством аж в 25 долларов. Отпечатали их несколько сот, но в обращение они так и не вышли. Потом, уже в упомянутой статье встретилась и цифра этого тиража - 300 штук. Но никто, с кем я ни беседовал, их в глаза не видел. А вдруг они есть на самом деле? Интрига… Каких, впрочем, в марках времен Советской Монголии достаточно. Но о них – в следующий раз.

Сергей Шаров

Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть I



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru