ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире


Главная  /  Визитная карточка Монголии

Поиск по статьям:

Визитная карточка Монголии

2018-12-18 00:36:59, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Часть III

Во второй половине 1920-х годов Монголия в выпуске почтовых марок рассчитывала на собственные силы. Весной 1926 года, когда стало очевидным, что дальше обойтись ручным штемпелеванием «долларовых» фискальных марок не получится, улан-баторская типография приступила к выпуску почтовых миниатюр, номинированных в новой национальной валюте - мунгу и тугриках. Их разработка вновь была поручена Балдугийну Шараву.

Как и в случае с фискальными марками за основу композиции Шарав взял знак «Соембо», но с фоном поступил по-другому. Художник к этому времени уже довольно активно работал с типографией и был знаком как с технологическими особенностями полиграфического процесса, так и возможностями предприятия. Поэтому он отказался от фона в виде растительного орнамента в пользу цветного «зерна», и миниатюры в итоге получились более «читемыми» и в целом более гармоничными. В общей сложности двумя «заводами» в ноябре 1926 года из типографии вышли более полумиллиона (по монгольским данным) новых почтовых марок номиналом от 1 мунгу до 5 тугриков. Довольно скоро стало понятно, что с некоторыми номиналами почтовики «переборщили» - с учетом того, что наиболее массовый почтовый тариф в стране составлял 25 мунгу, 1-, 2- и 40-мунговые марки в скором времени «перештемпелевали», соответственно, в 10-, 20- и 25-мунговые.

Спрос на почтовые марки в стране рос достаточно быстро: открывались новые почтовые отделения, «конный» транспорт постепенно уступал место государственным почтовым автомобилям. Неудивительно, что монгольская почта снова столкнулась с нехваткой марок: известны случаи, когда в почтовых отделениях вынуждены были продавать по «половине» марок за половину номинальной стоимости (Балдугийн Шарав оказался человеком прозорливым, поместив номиналы во всех четырех углах – это позволило их разрезать на почте по вертикали). В почтовых отделениях, где разрезать было уже нечего, просто принимали деньги и делали отметки на конвертах, что отправления оплачены. В ход снова пошли фискальные марки (правда, теперь надпечатки наносили не только вручную (это делалось в Улан-баторской почтовой конторе), но и типографским способом.

Почтовики монгольской столицы на этот раз пользовались не деревянными, а каучуковыми штемпелями, и надпечатки выходили более аккуратными. Типографские надпечатки делались черной краской разными шрифтами, с разным наклоном. Вдобавок ко всему, как свидетельствуют монгольские источники, на большей части тиража надпечатка была выполнена вверх ногами.

Кардинально выправить ситуацию удалось при содействии СССР, к которому монгольская сторона обратилась за помощью и содействием. В июле 1932 года из типографии Гознака вышла известная серия марок, ставшая в некотором роде филателистической «визитной карточкой» МНР.

Согласие советской стороны разместить у себя этот заказ, равно как и повышенный интерес СССР к МНР в этот период времени объяснялся несколькими причинами. Ставка на Гоминьдан в Китае как двигатель революции на Востоке не сработала, более того, уже к середине 1929 года советско-китайские отношения обострились настолько, что страны фактически оказались на грани войны после того, как Нанкинское правительство Чай Кайши национализировало КВЖД. Проблему тогда удалось решить за счет решительных действий Красной Армии, но стабильности отношениям между СССР и Китаем это не прибавило. Параллельно с этим Китай категорически отказывался признавать независимость Монголии, вел на ее территории свою пропаганду. Не прибавляла спокойствия и оккупация Маньчжурии Японией. В самой Монголии тоже дела обстояли не гладко: перегибы, допущенные в социалистическом строительстве, вызвали не только масштабную эмиграцию населения из МНР в Китай, но и антиправительственным выступлениям на территории самой Монголии.

В апреле 1932 года в стране вспыхнуло крупное восстание, впоследствии получившее название Хубсугульского. Повстанцев, основную массу которых составляли простые араты, поддержали некоторые армейские гарнизоны. Подавить восстание удалось только к концу осени. Неспокойно было в Туве, Бурят-Монгольской АССР. В общем, жизнь заставляла советское партийное руководство незамедлительно обратить свои взоры на восточные рубежи СССР. В начале 1932 г. в Москве пришли к выводу, что настала пора детально разобраться в «монгольском вопросе».

Страна из Москвы виделась прежде всего как плацдарм для дальнейшей «революционизации» Китая, в том числе за счет идей панмонголизма: на этом фоне становится понятным не только «страноведческий», но и политический подтекст сюжетов «гознаковских» монгольских марок, призванных, по сути, впервые представить социалистическую Народную Монголию миру.

О том, что проект был ориентирован в том числе «на экспорт», свидетельствует не только высокое качество полиграфического исполнения почтовых миниатюр, но и то, что марки были тиражированы большим тиражом (100 тыс. серий вне зависимости от номинала) и на двух видах бумаги – с водяными знаками и без них (последние по большей части использовались монгольской почтой).

Заниматься 13 монгольскими миниатюрами поручили Василию Завьялову. Сегодня его работы – классика советской филателии, но на тот момент за его плечами была лишь серия марок, посвященных первой годовщине смерти В.И. Ленина («Мавзолей», 1925 года). Но Василий Завьялов выступал еще в качестве художника журнала «Советский коллекционер» и был, как сегодня говорят, «в тренде» мирового филателистического спроса.

Миниатюры, по мнению организаторов выпуска, должны были демонстрировать жизнь социалистической Монголии во всем ее многообразии. В итоге на свет появилась серия из 13 разносюжетных марок (такого «разнообразного» заказа Гознак еще не получал) всех мыслимых номиналов – от 1 мунгу до 10(!) тугриков. Причем марки номиналом в 10 тугриков были выпущены в первый и последний раз в истории социалистической Монголии – представить себе невозможно, что можно было переслать за такие деньги в Монголии образца 1931 года. Еще в 1970-е годы в среде монгольских коллекционеров ходили разговоры о том, что «сюжетная канва» серии согласовывалась руководством Коминтерна чуть ли не с ЦК ВКП(б) и лично И. Сталиным. Так ли это было на самом деле, никто не знает. Но то, что к этому вопросу подошли очень ответственно, бесспорно – сюжеты серии охватывали самые разнообразные стороны жизни молодой социалистической страны.

 

«Пролетарский блок» включал в себя три марки – телеграфистов (2 мунгу), столяра за станком (1 мунгу) и работников монгольской типографии. С телеграфом (он вообще, как известно, входил в революционную триаду «почты, мостов и телеграфа») как столярными работами (без деревянных изделий жизнь аратов-кочевников, как, впрочем, и всего трудового люда, представить невозможно), все было очевидно.

А вот 1-мунговая марка с изображением работы монгольской типографии достойна того, чтобы остановить на ней свое внимание.

Бумагорезательная машина, изображенная на ней, и в 1932 году не могла впечатлить полиграфистов из развитых стран. Но для монголов она имела принципиальное значение. Многотиражной ротации в стране до революции не существовало, там действовала лишь одна национальная типография, размещавшаяся в резиденции Богдо-гэгэна VIII и выпускавшая продукцию религиозного содержания для местных монастырей. Когда же пришла пора напечатать первую «революционную газету», делать это пришлось в Иркутске. К книгам в Монголии, стране, где большинство населения было неграмотным, отношение было невероятно уважительное, а сами старые монгольские книги, выпускавшиеся даже в конце XIX века были настоящими произведениями искусства. В Государственной библиотеке мне довелось видеть некоторые из них - вышитые шелковыми нитками по шелку, написанные вручную «девятью драгоценностями» - порошком измельченных золота, серебра, жемчуга, перламутра, коралла, бирюзы, лазурита, меди и стали. На трактат «Сандуйжуд» в десяти томах ушли сотни килограммов серебра. Неудивительно, что появления в стране первой светской типографии было событием воистину выдающимся!

Не менее примечательной, но уже с точки зрения любителей архитектуры, является следующая, 10-мунговая марка с изображением Дома правительства в Улан-Баторе.

Нет ничего удивительного в том, что в «представительскую» монгольскую серию включили марку с этим сюжетом – она была призвана символизировать основательность новой власти. Но сегодня она любопытна еще и потому, что представленное на ней здание, построенное в конце 1920 - начале 1930-х годов несет в себе отчетливые элементы «восточно-сибирского конструктивизма». Масштабы «конструктивистского» строительства в монгольской столице того времени были, по меркам Улан-Батора, весьма значительными. И его примеры были порой очень интересными:

  

Спустя несколько лет Дом правительства надстроили, отделали в духе сталинского «ампира», и он приобрел более фунаментальный и вместе с тем более привычный «советский» вид:

Изменения, произошедшие в социально-культурной жини новой Монголии, были призваны продемонстрировать две следующие марки серии:

  

На марке номиналом 15 мунгу изображен молодой человек, член Революционного Союза Молодежи (аналог нашего комсомола) со знаменем, на котором латиницей выведено, кого он, по идее, должен представлять представлять. Другое дело, что полное монгольское название организации в латинской транскрипции - Хувьсгалт залуучуудын эвлэлийн – на флаг не поместилось, так что в переводе надпись на флаге звучит просто как «революционные ребята», или «революционная молодежь» (кому как нравится»). Но это для «кураторов» серии было не принципиально, главное было сделано и «молодежная тематика» была отработана.

А вот 25-мунговая марка, посвященная «открытым урокам», которые проводились в Монголии, когда страна решила переходить на латиницу, остается интересной как в историческом, так и в культурологическом плане. Плакаты, подобные тому, что изображен на марке, развешивали в людных местах, и активисты пытались втолковать прохожим азы латинского алфавита. Дело это было непростым, потому что подавляющее число простых монголов-аратов не умели ни читать, ни писать.

Проект представленного на обеих марках алфавита на латинской основе был разработан в начале 1930-х годов в СССР. В то время у нас в стране предпринимались попытки внедрить латиницу одновременно для всех монгольских языков, носители которых проживали в сфере влияния Советского Союза. Помимо калмыков и бурят, с небольшим отставанием была сделана попытка внедрить латиницу и для халха-монголов. Цель этого начинания была скорее «внешнеполитической» - руководствуясь идеями революционного панмонголизма объединить монголов МНР и Китая при помощи, или даже при руководящей роли, бурят БМАССР. Но «на земле» в Монголии эта работа столкнулась с трудностями, в первую очередь, из-за того, что территория страны оказалась слишком большой и малонаселенной для подобных экспериментов. Только в феврале 1941 года Монголия официально перешла на модифицированный латинский алфавит, а спустя два месяца это решение отменили. Официально это объяснили тем, что «латинская» система письма оказалась недостаточно продуманной, она не охватывала всех звуков монгольского языка. Народу объявили, что страна будет переходить на кириллицу. Идея же «объединения» монголов МНО и Китая оказалась более живучей - некоторые монголы, являющиеся гражданами КНР, и сегодня пользуются кириллицей, подчеркивая тем самым свою национальную идентичность. «Китайский посыл» прослеживается еще в одной марке серии - 40-мунговой с изображением солдата Монгольской народно-революционной армии.

Суровый цирик, облаченный практически в форму РККА был недвусмысленным напоминанием буржуазному Китаю и японо-маньчжурским властям, регулярно устраивавшим провокации на монгольской границе, о том, что это им даром не пройдет. Для нас в этом изображении нет ничего необычного – красноармеец как красноармеец. Но для Монголии (и для ее соседа) оно имело знаковый смысл – страна в кратчайшие сроки обзавелась кадровыми и боеспособными вооруженными силами, способными отстоять завоевания новой власти. Совсем недавно основу регулярной монгольской армии составляли полупартизанские кавалерийские отряды со своими табунами лошадей, рядовые цирики были одеты в халаты-дэли и были вооружены разве что карабинами, саблями и пиками. С середины 1920-х годов в стране приступили к работе советские военнспецы. Под их руководством и началось строительство регулярной монгольской армии. По инициативе военной миссии были открыты первые промышленные предприятия по производству продукции военного назначения, в томи числе обувные и швейные мастерские. Вслед за этим в монгольской армии была введена и единая униформа по образцу РККА — брюки, гимнастёрки, шинели, сапоги, буденовки. Параллельно с этим шло и обучение военному делу.

«Пропагандистско-политическую» часть «монгольской» серии Гознака завершает пара марок, посвященных вождю монгольской революции Сухэ-Батору. Для 40-мунговой марки за основу была взята фотография Сухэ-Батора времен его «взаимодействия» с большевиками в период совместной борьбы с войсками барона Унгерна.

  

Привлекает внимание безусловно «европеизированный» внешний вид революционера – гимнастерка, фуражка, портупея. При этом совершенно очевидно, что если бы эту задачи решали монгольские художники, то Сухэ-Батора они бы изобразили в более привычном и для него, и для монголов виде, прежде всего, в традиционном национальном халате.

В нем он, к слову, приезжал и к Ленину в Москву и там фотографировался, так что Гознаку было из чего выбирать.

В халате он объявлял и о победе революции в Урге на городской площади, где сегодня и увековечен на постаменте, а впоследствии был запечатлен на монгольских и советских марках. Гимнастерка же с фуражкой на марке 1932 года выступают своего рода «маркерами» для всех остальных сторонников идеи победы мировой пролетарской революции.

50-мунговая марка, наоборот, несет в себе в том числе сакральный смысл, в большей степени ориентированный, так сказать, на внутримонгольскую аудиторию. Речь идет о миниатюре, на которой, как говорится в отечественных каталогах, изображен обелиск Сухэ-Батору.

Это вообще первый светский памятник в стране, и его автор – иркутский художник и скульптор Константин Померанцев, в середине 1920-х годов приглашенный монгольским правительством для художественного оформления столицы и создания музея Монгольской революции.

Приступая к работе над памятником, Померанцев, в первую очередь, руководствовался местными традициями, а они сводились к тому, что до сих пор в Монголии возводили реликварии-субурганы, имевшие для жителей страны вполне конкретное сакральное значение. Их Померанцкв взял, как говорится, за основу обязательные ступени, нижнюю более широкую часть-«дарохранилище» и венчающий шпиль. Субурганы в Монголии ставились подле монастырей – и тут все «сошлось» - площадь, на которой выступал Сухэ-Батор, как раз располагалась подле одного из монастырей. Реликвии, которые, в принципе, полагалось бы вложить внутрь ступы, заменили барельефами – идеи ведь нематериальны. В общем, все сложилось в духе религиозных традиций. Сегодня на том месте стоит всем известный памятник Сухэ-Батору, на месте прежнего монастыря уже новое здание монгольского правительства и мемориал Чингиз-хану. А памятник Померанцева перенесли в один из скверов.

Из четырех марок «этнографического раздела» серии стоит, на мой взгляд, остановиться на трех – караван верблюдов, в целом, ничем не примечателен.

Начнем с марки номиналом 1 тугрик.

Она отсылает к самой высокой монгольской горе Отгон-тэнгер, святой для всех адептов буддизма. Расположена гора на западе страны, служила местом поклонения охранителю Будды Ваджрапани и по-прежнему считалась, несмотря на развернувшуюся в стране борьбу с религией, одним из главных духовных символов страны, к тому же хорошо известным и почитаемым на буддистском Востоке.

Эта гора имела свое священное название Богд Очирваань («Гора земного Бога») - в этих местах родились 13 поколений просветленных лам. Нет ничего удивительного в том, что ее на своих полотнах запечатлел и Николай Рерих. Считается даже, что силуэт Отгон-тэнгер присутствует на его картине «Великий всадник», которую художник преподнес в дар Великому народному хуралу Монголии в 1920-х годах. Потом она куда-то запропостилась и была найдена только в конце 1960-х годов. Работа над 10-тугриковой маркой в полной мере продемонстрировала высочайший профессионализм Завьялова-графика.

Известно, что соответствующих кино- или фотоматериалов, которые можно было бы просто «переложить» в эскиз будущей марки, у него не было. Был иной исходник - картина тогда еще молодого бурятского художника Цыренжапа Сампилова. В конце 1920-х годов в Музее народов Востока в Москве была открыта выставка работ молодых художников, проходивших обучение в московских и ленинградских художественных учебных заведениях, на которой были представлены, в том числе и работы Сампилова. Позднее, уже в 1930-е годы часть из них трансформировалась в его известную картину «Арканщик» и последующие вариации.

Василий Завьялов мастерски уловил не только динамику сцены, но и очень внимательно отнесся к деталям, включая сам аркан и предметы одежды всадника, благо, что все это можно было детально проштудировать в экспозиции Музея народов Востока. Но эта же тщательность сыграла злую шутку, когда он приступил к работе над маркой номиналом 3 тугрика.

К проблеме, о которой идет речь, сегодня можно относиться с улыбкой. Но факт остается фактом – по мнению самих монголов, человек, изображенный на этой марке, явно не монгол-халх. Об этом свидетельствует и его головной убор, совершенно не свойственный народам, проживающим на территории МНР. И его костюм – будь это арат-скотовод, он обязательно бы был в халате-дэли, но никак не в в рубахе навыпуск).

Это был единственный фактический казус при подготовке этой серии. Вторая проблема возникла уже тогда, когда часть тиража поступила в почтовые отделения – марки высоких номиналов оказались, как того и следовало ожидать, невостребованными. И в 1941 году монгольская почта поступила кардинально: марки номиналом 1, 3,5 и 10 тугриков деноминировали и стали продавать, соответственно, по 5, 10, 15 и 20 мунгу, еще раз подтвердив, что монголы – народ очень рачительный.

Сергей Шаров

Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть I

Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть II



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru