ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Истории с провенансом. Филателист-зоолог

Жизнелюбие и образ советского человека

Как филателия помогла разоблачить военных преступников

От рекламы Kodak до детского журнала


Главная  /  История рождественской открытки: ангелы и Дед-Мороз в космосе

Поиск по статьям:

История рождественской открытки: ангелы и Дед-Мороз в космосе

2019-01-05 10:13:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Что люди желали друг другу на Рождество и Новый год до революции, во время войны, или, например, в мирном, но советском 1950-м году? 

Первая рождественская открытка Хорсли по заказу Генри Коула (1840)

Первая в мире

В 1840 году лондонский чиновник, то ли ленясь собственноручно подписывать поздравление знакомым с Рождеством, то ли желая обратить на себя внимание, попросил друга и художника Джона Хорсли сделать на визитке небольшой акварельный коллаж с подписью: Веселого Рождества и Счастливого Нового года! Хорсли создал триптих, где в центре изобразил семью Коула, а по бокам разместил композиции, рисующие милосердие и сострадание, которыми отличалось это английское семейство.

Визитка имела необычайный успех среди друзей и знакомых Коула. Это натолкнуло его на мысль отпечатать в 1843 году оригинал (тираж 1000 экз.) и продавать по шиллингу. Не исключено, что Коул (член Общества поощрения художеств, производств и коммерции) рассчитывал на коммерческий успех, во всяком случае, ему удалось серьезным образом повлиять на промышленный дизайн в Англии и как минимум войти в анналы истории как родоначальнику поздравительных открыток.

С 1860-х годов открытки разного рода начинают массово печать в Европе. Лидирует Германия. Именно там в период Франко-прусской войны появились первые открытки без картинки с маркой на оборотной стороне, а вскоре в моду входит и иллюстрированная открытка.

Открытое письмо. До 1894 года на одной стороне позволялось писать только адрес, на другой только текст

Примерно в это же время европейская поздравительная открытка появляется в России. Предприимчивые купцы сначала скупали красочные карточки (без надписей), делали подпись «С Рождеством!» и продавали по рублю за штуку. Позже были налажены прямые поставки из иностранных издательств под заказ отечественных книжных лавок.

Почтовая карточка

Художник и принцесса

Открытки собственного производства появляются в России лишь в 1871 году. Это были открытки без картинок, с маркой, и назывались «открытыми письмами». Выпуск «открытых писем» вначале был государственной прерогативой. Только почтовое ведомство могло печатать и продавать открытки.

Художественная открытка появляется в России десятью годами позже. Поводом стала почти романтическая история: студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время русско-турецкой кампании (1877–78) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств и крыши над головой. Художника так потрясла история нищенствующей героини, что вернувшись в Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия.

Инициатива художника была подхвачена на «верху»: создается «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (Община св. Евгении), с больницей, приютом для пожилых сестер милосердия и — издательством, которое занялось выпуском печатных альбомов, календарей и художественных открыток.

Опекала Комитет внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Говорят, именно принцессе пришла в голову мысль об издании альбомов и открыток.

Именно с Рождественской открытки в исполнении лучших художников началась в России история поздравительной открытки. 

Однако до 1894 года открытки могло издавать только государственное почтовое ведомство. Даже для принцессы не сделали исключения. Монополия на печать была снята лично решением министра внутренних дел Тимашева: настаивали русское купечество и книгоиздатели, кивая на опыт Европы. С 1894 года в России можно было не только выпускать открытки, изданные частными издателями, но и делать их иллюстрированными.

Издательство «Общины св. Евгении» в числе первых запустило и выпуск почтовых художественно оформленных конвертов. Они быстро получили популярность, так как использовались для рассылки визитных карточек, что было удобно, модно и прогрессивно.

Оборотная сторона открыток со штампом общество св. Евгении

Открытка в исполнении Бакста, Сомова, Бенуа

Российская художественная открытка конца 19 века была настоящим произведением искусства: издательство «Общины св. Евгении» привлекало и классиков, и «модернистов»: Илью Репина, Константина Маковского, Елизавету Бем, Сергея Соломко, Николая Самокиша и других. К Рождеству 1898 года была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам. 

Е. Бем, «Сердце сердцу весть подаёт»

Художник-иллюстратор Елизавета Бем создала серию открыток, каждая из которых была снабжена короткой подписью. Одно из самых известных пожеланий на Новый год на ее открытке звучало так: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».

Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж.

И хотя открытки не имели привычной нам сегодня надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными открытками. Именно с Рождественской открытки в исполнении выдающихся художников началась в России история поздравительной открытки.

Чуть позже «Общиной св. Евгении» к изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст. 

И. Е. Репин. Запорожец

Почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи. Здесь сыграл роль высокий маркетинг: выставки, аукционы оригинальных рисунков для открыток, издание журнала с открытками, размещение торговых киосков «Общества св. Евгении» на железнодорожных станциях, где каждый мог купить красивую открытку и отправить ее по адресу. 

В. Овсянников. Головка

К изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст

Е. Самокиш-Судковская. В саду

Многие европейские издательства, наблюдая возросший интерес к поздравительным открыткам в России, в начале XX века наряду с традиционными европейскими сюжетами начали выпуск репродукций с работами русских художников и видами городов России. Так, в шведском издательстве Гранберг (Стокгольм) печатались работы художника Бориса Зворыкина. 

Издательства Гранберг В.Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом! 

Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е — 1910-е

Открытка самому большому начальнику

Чем дальше развивалась издательская деятельность, тем больше и разнообразнее была продукция. В дореволюционной России хождение имели открытки на самые разные темы, среди которых главной всегда оставался зимний пейзаж и семейные сцены у рождественской елки, а также сцены катания на санях и коньках.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого. 

Вплоть до революции Рождество в России отмечалось 25 декабря по юлианскому календарю. Праздник плавно перетекал в отмечание Нового года, поэтому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год. 

Издательства Гранберг В.Зворыкин

Не менее популярными, чем зимние пейзажи, на Рождественских открытках были сцены праздничных церковных служб.

Качество и сюжет открытки сильно зависел от получателя, а были они на любой вкус: рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромсеребряные и даже с золотым обрезом.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Если же речь шла о поздравлении коллег по службе или вышестоящего начальства, то сюжет и оформление были строже. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.

Согласно законам чинопочитания, чиновник должен был в праздничный день собственноручно засвидетельствовать почтение своему начальнику, посетив его приемную и оставив поздравительную запись в специальной книге. Отправить открытку зачастую было менее хлопотно и вскоре даже стало более престижно.

Открытка как предмет буржуазного быта

Когда после революции Россия вслед за Европой перешла на григорианский календарь, а Русская Православная Церковь этого перехода не признала, Рождество стало приходиться на 7 января. Праздновать Рождество стало опасно, запрещались любые поздравления с ним, и устные, и письменные. Поздравительные открытки объявлялись предметом буржуазного быта. О Рождестве так и говорилось в материалах антирелигиозной пропаганды: «скоро будет Рождество — гадкий праздник буржуазный».

Пропагандистский советский лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов»

Издательство «Общины св. Евгении» еще как-то существовало до 1920 года. Но в 1920 году были ликвидированы все организации сестер милосердия Красного Креста, а издательство, получив название «Комитет популяризации художественных изданий» (КПХИ), передали в ведение Государственной Академии Материальной Культуры.

Антирождественский плакат

Однако уже в 1928 году выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. В 1927 году, после выступления Сталина на очередном партсъезде, в стране поднялась новая волна антирелигиозной кампании, в которую решили включить и детей, лишив их традиционной рождественской елки. Ее лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». В истории открыток наступили темные времена.

Антирождественский плакат 

 

Реабилитация елки и народный Новый год

Правда времена эти продолжались недолго. «Выселить» из квартир елки оказалось нелегко. Верующие, несмотря на запреты, продолжали отмечать Рождество и устраивали праздник детям. Тогда в 1935 году было решено реабилитировать елку, но не Рождество! В декабре 1935 года в «Комсомольской правде» вышла статья «Давайте организуем детям хорошую елку». Декретом Совнаркома было введено празднование Нового года, разработаны новогодний ритуал и символика. Были созданы сценарии празднований новогодних елок в детских садах.

Лучшие писатели трудились над образами Деда Мороза, Снегурочки и снеговика. Началось массовое производство елочных игрушек, соответствовавших нуждам нового строя. Восьмиконечную рождественскую звезду ловко преобразили в пятиконечную кремлевскую и стали украшать ею елки. А в 1942 году, во время ВОВ (!) возобновилось массовое производство поздравительных открыток, которые теперь украшали танки и кремлевские звезды. 

Душевно-патриотическая тематика в духе сталинских «братьев и сестер» имела смысл и пользовалась спросом. Все чаще открытки снабжались самостоятельными текстом, часто стихотворным:

«Врага с пути сметающий,

К победе приведет Великий, Наступающий, Народный славный год!»

«С Новым годом, товарищи бойцы, командиры, политработники!

Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!»

 После Великой отечественной войны в страну буквально хлынули поздравительные открытки. Сотнями тысяч их отправляли солдаты из освобожденных европейских городов. Советская власть решила двигаться по течению, начав массовое производство поздравительных открыток, которые к 1953 году стали одним из основных средств пропаганды. В деле были задействованы сразу несколько издательств: Изогиз, Министерство связи СССР, издательство Советский художник, входившее (с 1964 года) в систему Комитета Совета Министров СССР по печати.

Постепенно в открытки вернулись и старые забытые сюжеты, переосмысленные советскими художниками-иллюстраторами: Дед Мороз и Снегурочка со сказочными героями, сценки с румяными детьми, занимающимися зимними видами спорта, птицы — синицы и снегири стали символами Нового года, появлялись и отвлеченные композиции с бокалами искрящегося шампанского и часами, которые вот-вот пробьют полночь.

Даже освоение космоса нашло отражение в новогодних открытках, на которых в небо на ракете взмывал Дед Мороз или его напарник — молодой мальчик Новый год. Олимпиада, трудовые подвиги, освоение космических пространств — все это находило отражение в открытках, которые выходили миллионами тиражами, стоили копейки и были непременными участниками новогодних праздников.

Рождественская открытка в СССР

Однако отправление Деда-Мороза в космос не значило, что Рождество ушло из жизни советских граждан.

В Тульском историко-архитектурном музее 19 декабря 2015 года открылась уникальная выставка «Рождественское письмо». Представленная коллекция рождественских открыток протоиерея Ростислава Лозинского из фондов ТИАМ свидетельствует о том, как развивалось религиозное искусство в советское время

— Куратор выставки, историк Алексей Панин. — Лозинский Ростислав Романович (1912 – 1994) протоиерей, доктор богословия и Почетный гражданин города Тулы. Он был знаком со множеством людей, прежде всего священниками, назначенными в приходы РПЦ за рубеж, со многими из которых годами вел переписку и, конечно же, получал поздравительные открытки. Свое служение он начинал в Эстонии, где его помнили вплоть до начала 1990-х годов.

После смерти о. Ростислава в музей ТИАМ были переданы его архивы, в том числе альбомы «художественных поздравлений» с Пасхой и Рождеством за период 1957 – 1989 годов, позволяющие проследить динамику религиозного искусства в советское время.

Конечно же, открытки с религиозным сюжетом в СССР официально не издавались. Но так как был спрос, были верующие, которые продолжали отмечать религиозные праздники, то существовало и предложение. Использовались дореволюционные открытки с религиозной символикой; аналогичные открытки, изданные за рубежом; фотооткрытки и литографии, выпущенные нелегально в государственных фотомастерских и распространявшиеся потом преимущественно в поездах «глухонемыми».

Ну и, конечно, в ход шли имевшиеся под рукой видовые, художественные и поздравительные открытки с нейтральной тематикой. Иногда такие открытки переделывали. Обычную вполне «атеистическую» открытку, дополненную «церковной» надписью, могли вручить на Рождество или Пасху.

 

В коллекции отца Ростислава представлены практически все виды открыток, которые могли использоваться в СССР в качестве поздравительных. 

Лубок, почтовая открытка и религиозное искусство

Условно рождественские открытки в СССР можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это открытки, изданные по инициативе Церкви в 1970–80 годы (дореволюционные и репринтные переиздания). Учитывая отсутствие выходных данных, скорее всего такие открытки выпускались не издательским отделом РПЦ, а каким-либо крупным приходом или монастырем, потому что являют нечто среднее между ручной и печатной работой, предполагающей использование технических приспособлений и некоторое тиражирование.

По качеству печати практически неотличимы от поздравительных фотооткрытки, изготавливавшиеся в СССР полулегально (1949 — 1975 гг.). Производились эти открытки без участия советского государства (Церковью, кустарями-фотографами, часто изготавливались вручную).

Другой значительной частью коллекции являются открытки «иностранного происхождения». Некоторые из поздравлений, хотя и изданы за рубежом, содержат поздравительные тексты на русском языке. Например, вполне «католическая» открытка, изданная в Нью-Йорке, которую просто использовали для отправки поздравлений в Россию. Или открытка с репродукцией картины «Рождество Христово» (1523 г., Государственная галерея в Вашингтоне). Автор картины — венецианский живописец Лоренцо Лотто (1480 — 1556).

Несмотря на то, что изображение не имеет ничего общего с православной традицией, а сама картина скорее всего была неизвестной в СССР, на лицевой и оборотной стороне она имеет текст на русском языке. С большой долей вероятности мы можем предположить, что это открытка, изданная в США для нужд верующих в СССР.

Среди поздравительных открыток есть и обычные, советские новогодние или видовые открытки, изданные вполне легально. Поздравительный текст на обороте делает и эти скромные образцы почтовых карточек уникальными открытками, поздравляющими с православными праздниками.

Наибольший интерес в коллекции представляют шесть открыток пасхального цикла 1982 – 1987 гг. Это авторские работы, принадлежащие кисти московского художника и иконописца Владислава Низова. Каждая из таких работ обозначена как «Офорт с подкрашиванием акварелью и гуашью» однако имеет на обороте текст поздравительного содержания, что превращает эти «офорты» в особый вид пасхальных и рождественских открыток.

Интересно проследить, как со временем меняется стилистика подобных открыток. Первое, что обращает на себя внимание – использование религиозной символики, которая становиться более «каноничной» по мере нормализации отношений Церкви и государства – вплоть до использования иконографических образов в 1980-е годы.

Что до тем сюжетов, то они кажутся достаточно произвольными и скорее говорят о возможностях отправителя, чем о сознательном предпочтении той или иной темы. Лишним подтверждением ограниченности выбора открыток с религиозными сюжетами является наличие самодельных (или переделанных открыток).

В целом на основании «художественных поздравлений» о. Ростислава можно прийти к выводу, что сюжеты рождественских открыток стали более разнообразными по сравнению с дореволюционными аналогами, а требования к форме снизились – в качестве открыток используются и полукустарные фотокопии, и обычные советские праздничные открытки и авторские офорты.

По сути, если попытаться объединить все эти разнородные образчики жанра, то мы увидим, что перед нами новый вид прикладного искусства – сам отец Ростислав называл коллекцию «художественными поздравлениями». В этих «поздравлениях» в одно соединились народный лубок, почтовая карточка и религиозное искусство.

Источник: www.miloserdie.ru

Фото: filokartist.net



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка
  • Русские забавы. Масленица
  • Возвращение нашего Беринга
  • Без кота и жизнь не та
  • Наши соседи, белые медведи
  • Самсон Гамлетович, Мямлик и кот манул
  • История с провенансом. Гиганты филателии: Альфред Лихтенштейн
  • Сергей Филатов: Наша цель - возродить былые традиции
  • Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва
  • Жизнь Гренландии во время войны
  • Латвия. Лучшая марка 2018 года
  • Salon de Mai. Совместная реальность
  • Повод для подарков
  • Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
  • Дом-оборотень попал в каталог
  • Менделеев. Тайна гениальности
  • Литература в марках: Жюль Верн
  • Памятная марка малой Родины
  • «Космонавт N…». История одной марки
  • Марки из вашей коллекции
  • Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение
  • Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
  • Иудаика в филателии Молдовы
  • Цены "УРА В КОСМОС"
  • Нарцисс. Трагедия любви
  • За давностью лет
  • От царского штемпеля - до советского
  • ТОП-10 самых выдающихся марок Канады
  • Такси на почтовых марках
  • Вторая мировая: блокада Ленинграда
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
  • Истории с провенансом. Пять писем для семьи Рамсей
  • Эрос и Психея. Вечная любовь
  • Марки - это о том, что мы живем...
  • Гайдар шагает впереди!
  • ТОП-10. Самые эффектные марки 2018 года
  • Судьба коллекции в руках коллекционера
  • Певцы и марки
  • Португальские сладости - фасоль, с горькой ноткой миндаля
  • Как оформляют свои собрания марок
  • Как остановить фальшивки?
  • Он - не читатель, он - писатель
  • Любовь на почтовых марках
  • Cамая красивая марка SEPAC 2018
  • Как собирать Россию?
  • История рождественской открытки: ангелы и Дед-Мороз в космосе
  • Лучшая марка Кыргызстана 2018 года
  • Башни с часами
  • Ожившая история
  • Рождественское перемирие
  • «Перекоп» в филателии
  • Как в прошлом веке поздравляли друг друга с Рождеством
  • Рождественская карточка: мать новогодней открытки
  • Магазин почтовых марок
  • Лучшая марка 2018 года
  • Хроники Нарнии. Взрослые тоже читают сказки
  • Ульяновск поздравляет с Новым годом
  • Будут ли публично сжигать марки?
  • Визитная карточка Монголии
  • Время чудес и акций
  • Филокартия от Гиппократа
  • Американская история с провенансом
  • Зачем нужны рождественские марки
  • Дед Мороз к нам мчится, скоро все случится
  • До чего дошел прогресс - до невиданных чудес
  • Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть II
  • Филателистический вальс
  • Марки ценой в баранов и верблюдов
  • От «марки Кохера» до компьютерной графики
  • Реклама - двигатель филателии
  • С пинцетом и лупой
  • Гиганты неба. Куда улетела «ленинская эскадра»
  • Почему Медный всадник смотрит в другую сторону
  • В одном ряду с Пушкиным
  • 100 лет тому назад
  • Истории с провенансом. Председатель Совета надзирателей
  • Владимир Лязгин: Мне было бы скучно, если бы в моей жизни не было марок
  • Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»
  • Дмитрий Зимин: Мной движет чувство долга
  • «Обрезание» снижает цену
  • Хранители марок
  • День победы филателии
  • Гиганты неба. Курс на Арктику
  • Под крылом пеликана
  • Удивительные приключения цеппелина в России
  • Коллекция дедушки, или Судьба марок
  • Приглашаем к обсуждению. Дополнения к плану 2019 года
  • Билет в один конец
  • Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках
  • Мосты-победители
  • Маленькие картинки с историей
  • Золотая медаль за один цент
  • Коллекция для внуков
  • Коллекции жутких марок
  • Предлагаем обсудить. Требования к почтовым маркам
  • Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других
  • Это наша с тобой биография
  • Профессор и его марки
  • МХТ. Предлагаемые обстоятельства
  • История почты. «Пони-экспресс»
  • Письмо Президенту Рузвельту
  • Рубиновые тайны, или Откуда дует ветер
  • С.С.С.Р. пострадавшему от наводнения Ленинграду
  • Альфред Нобель. Он знал зачем родился
  • Приключения «Почты Донбасса»

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru