ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Филателия - это динамичное хобби

ТОП-7 русских поэтов

Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев

История одного конверта


Главная  /  В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года

Поиск по статьям:

В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года

2019-01-25 17:13:58, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня москвичам невозможно представить свою жизнь без метро. Миллионы горожан и гостей столицы ежедневно спускаются под землю, чтобы без пробок добраться в другой конец мегаполиса. Поездки в тоннелях стали делом настолько повседневным, что сообщения об открытии новых станций воспринимаются всеми как нечто само собой разумеющееся.

Но в 1935 году, когда открывали первую линию метрополитена, все было иначе. И об этом рассказывают марки серии «Строительство первой очереди Московского метрополитена», выпущенные в феврале, в преддверии выпуска на линию первого пробного поезда столичной подземки – пассажирское движение на «красной» линии началось спустя три месяца, 15 мая.

Идея проложить в Москве метро, а точнее «внеуличную железную дорогу», была не новацией – вполне реализуемый проект Московской городской Думе предлагался еще в начале ХХ века представителем американского банкирского дома «Мери Вернер и Ко» П. Балинским. Идея поначалу казалась заманчивой, тем более, что сулила немалые барыши. «От речей инженера Балинского несло соблазном: как истинный демон, он обещал опустить Москву на дно морское и поднять на облака», – писала газета «Русское слово». Но стольких денег в городской казне не было, а отдавать будущие доходы американцам не хотелось. К тому же против подземки выступила церковь: архиерей Сергий писал московскому Митрополиту: «Не унизит ли себя человек, созданный по образу Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? И что там есть ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит». В итоге Дума порешила «отказать господину Балинскому в его домогательствах».

К идее запуска в Москве альтернативного пассажирского транспорта вернулись в 1931 году: столичные трамваи тогда перевезли миллиард пассажиров и было очевидно, что город в ближайшее время встанет перед большими проблемами. Бюро МК и МГК ВКП(б) определило перечень мероприятий, они предусматривали сооружение городских железных дорог, соединенных с железнодорожными магистралями. Но комиссия Политбюро ЦК ВКП(б), которая должна была утвердить представленный проект, по инициативе И. Сталина пошла дальше и постановила разработать проект подземного метрополитена. На это было отведено … три месяца – срок по нынешним временам немыслимый. Но он был выдержан и на свет появился проект первой очереди: от Сокольников до будущего места строительства Дворца Советов и от Смоленского рынка до библиотеки им. Ленина. А 10 декабря на Русаковской улице появились первые семь рабочих Метростроя с лопатами и подводами и начали копать траншею под первый тоннель между будущими станциями «Сокольники» и «Гаврикова улица» (так в проекте именовалась будущая станция «Красносельская»). Местные жители поначалу встретили «копателей» в штыки, но потом смирились с неудобствами.

Работы метростроевцев на перегоне от «Сокольников» до «Комсомольской» не нашли своего отражения на почтовых марках – проектом здесь предусматривалось сооружение станций и тоннелей мелкого заложения открытым способом, буквально «под колесами» трамваев. А вот дальше метростроевцам предстояло «зарыться» на несколько десятков метров под землю, и на вопрос о том, что там ожидало, даже ученые и инженеры могли сказать лишь с большой долей условности – точных исторических и гидрологических карт «подземной» Москвы на руках у проектантов не было, все приходилось делать «с колес». И советские, и зарубежные специалисты, которых привлекли к работе над проектом, были едины только в одном: в таких сложных условиях не строилась ни одна подземка в мире. …

Если бы мне довелось где-нибудь представлять историю московского метро в советских почтовых марках, я бы обязательно включил в свой обзор две миниатюры:

  

И вот почему. В общей сложности на первую ветку московского метро работали свыше полутысячи советских заводов и фабрик. В Новокузнецке делали рельсы, Москва, Харьков, Ленинград посталяли электрооборудование, облицовочный мрамор шел из Корелии, Крыма, с Урала и Кавказа. Но проект был бы неосуществим без участия шахтеров Донбасса и инженеров и рабочих-бетонщиков, до этого трудившихся над возведением Днепрогэс. Во многом благодаря им удалось «пройти» самый сложный подземный участок строившейся ветки, к которому нас отправляет первая марка серии 1935-го года номиналом 5 копеек.

Работая над ней, художник И. Соколов взял на основу фотографию Леонида Великжанина, сделанную в 1933 году и опубликованную в «Вечерней Москве». Фотокорреспондент ТАСС Л. Великжанин был «летописцем» московского метро, и, как истинный летописец, фиксировал на фотопленку каждый этап работы.

Пример тому – тоннель под тогдашней улицей Кирова, ныне Мясницкой. На почтовой марке запечатлен момент его строительства, на следующем фото того же автора – уже в окончательном виде.

15-копеечная карминовая марка серии 1935 года, как и предыдущая, отсылает нас к участку «красной» линии в районе Мясницкой улицы, а если точнее, под Лубянскую площадь.

Сегодня далеко не каждый узнает в изображенной на марке станции нынешнюю «Лубянку». Но это она, правда, в то время она еще именовалась «Дзержинской» и не была основательно перестроена.

Почему именно «Дзержинская» была удостоена чести быть запечатленной на почтовой марке? Скорее всего, потому что ее судьба была едва ли не самой драматичной из всех станций возводившейся линии, и об этом знали не только москвичи, но и вся страна..

Главным препятствием для метростроевцев тогда были подземные воды. Бороться с ними приходилось постоянно: плывуны, когда-то засыпанные болота изолировали расплавленным стеклом, замораживали, а когда это не помогало, приходилось использовать кессоны: сегодня мы спокойно спускаемся на перроны станций по эскалаторам, а проходчикам прежде чем выйти на поверхность, приходилось, как водолазам, сидеть в барокамерах.

Когда подземная река Ольховка хлынула в котлован на Комсомольской площади, оседание грунта удалось остановить буквально в десяти метрах от стены Казанского вокзала.

А далее произошло самое невероятное... станция «Дзержинская» поплыла в сторону «Охотного ряда»...

Сергей Шаров

Продолжение следует



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателия - это динамичное хобби
  • ТОП-7 русских поэтов
  • Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев
  • История одного конверта
  • Филателистическая история одной семьи
  • Молодые филателисты Новой Зеландии
  • Опережая Илона Маска
  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru