ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок

Вселенная Эдвина Хаббла


Главная  /  В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года

Поиск по статьям:

В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года

2019-01-25 17:13:58, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня москвичам невозможно представить свою жизнь без метро. Миллионы горожан и гостей столицы ежедневно спускаются под землю, чтобы без пробок добраться в другой конец мегаполиса. Поездки в тоннелях стали делом настолько повседневным, что сообщения об открытии новых станций воспринимаются всеми как нечто само собой разумеющееся.

Но в 1935 году, когда открывали первую линию метрополитена, все было иначе. И об этом рассказывают марки серии «Строительство первой очереди Московского метрополитена», выпущенные в феврале, в преддверии выпуска на линию первого пробного поезда столичной подземки – пассажирское движение на «красной» линии началось спустя три месяца, 15 мая.

Идея проложить в Москве метро, а точнее «внеуличную железную дорогу», была не новацией – вполне реализуемый проект Московской городской Думе предлагался еще в начале ХХ века представителем американского банкирского дома «Мери Вернер и Ко» П. Балинским. Идея поначалу казалась заманчивой, тем более, что сулила немалые барыши. «От речей инженера Балинского несло соблазном: как истинный демон, он обещал опустить Москву на дно морское и поднять на облака», – писала газета «Русское слово». Но стольких денег в городской казне не было, а отдавать будущие доходы американцам не хотелось. К тому же против подземки выступила церковь: архиерей Сергий писал московскому Митрополиту: «Не унизит ли себя человек, созданный по образу Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? И что там есть ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит». В итоге Дума порешила «отказать господину Балинскому в его домогательствах».

К идее запуска в Москве альтернативного пассажирского транспорта вернулись в 1931 году: столичные трамваи тогда перевезли миллиард пассажиров и было очевидно, что город в ближайшее время встанет перед большими проблемами. Бюро МК и МГК ВКП(б) определило перечень мероприятий, они предусматривали сооружение городских железных дорог, соединенных с железнодорожными магистралями. Но комиссия Политбюро ЦК ВКП(б), которая должна была утвердить представленный проект, по инициативе И. Сталина пошла дальше и постановила разработать проект подземного метрополитена. На это было отведено … три месяца – срок по нынешним временам немыслимый. Но он был выдержан и на свет появился проект первой очереди: от Сокольников до будущего места строительства Дворца Советов и от Смоленского рынка до библиотеки им. Ленина. А 10 декабря на Русаковской улице появились первые семь рабочих Метростроя с лопатами и подводами и начали копать траншею под первый тоннель между будущими станциями «Сокольники» и «Гаврикова улица» (так в проекте именовалась будущая станция «Красносельская»). Местные жители поначалу встретили «копателей» в штыки, но потом смирились с неудобствами.

Работы метростроевцев на перегоне от «Сокольников» до «Комсомольской» не нашли своего отражения на почтовых марках – проектом здесь предусматривалось сооружение станций и тоннелей мелкого заложения открытым способом, буквально «под колесами» трамваев. А вот дальше метростроевцам предстояло «зарыться» на несколько десятков метров под землю, и на вопрос о том, что там ожидало, даже ученые и инженеры могли сказать лишь с большой долей условности – точных исторических и гидрологических карт «подземной» Москвы на руках у проектантов не было, все приходилось делать «с колес». И советские, и зарубежные специалисты, которых привлекли к работе над проектом, были едины только в одном: в таких сложных условиях не строилась ни одна подземка в мире. …

Если бы мне довелось где-нибудь представлять историю московского метро в советских почтовых марках, я бы обязательно включил в свой обзор две миниатюры:

  

И вот почему. В общей сложности на первую ветку московского метро работали свыше полутысячи советских заводов и фабрик. В Новокузнецке делали рельсы, Москва, Харьков, Ленинград посталяли электрооборудование, облицовочный мрамор шел из Корелии, Крыма, с Урала и Кавказа. Но проект был бы неосуществим без участия шахтеров Донбасса и инженеров и рабочих-бетонщиков, до этого трудившихся над возведением Днепрогэс. Во многом благодаря им удалось «пройти» самый сложный подземный участок строившейся ветки, к которому нас отправляет первая марка серии 1935-го года номиналом 5 копеек.

Работая над ней, художник И. Соколов взял на основу фотографию Леонида Великжанина, сделанную в 1933 году и опубликованную в «Вечерней Москве». Фотокорреспондент ТАСС Л. Великжанин был «летописцем» московского метро, и, как истинный летописец, фиксировал на фотопленку каждый этап работы.

Пример тому – тоннель под тогдашней улицей Кирова, ныне Мясницкой. На почтовой марке запечатлен момент его строительства, на следующем фото того же автора – уже в окончательном виде.

15-копеечная карминовая марка серии 1935 года, как и предыдущая, отсылает нас к участку «красной» линии в районе Мясницкой улицы, а если точнее, под Лубянскую площадь.

Сегодня далеко не каждый узнает в изображенной на марке станции нынешнюю «Лубянку». Но это она, правда, в то время она еще именовалась «Дзержинской» и не была основательно перестроена.

Почему именно «Дзержинская» была удостоена чести быть запечатленной на почтовой марке? Скорее всего, потому что ее судьба была едва ли не самой драматичной из всех станций возводившейся линии, и об этом знали не только москвичи, но и вся страна..

Главным препятствием для метростроевцев тогда были подземные воды. Бороться с ними приходилось постоянно: плывуны, когда-то засыпанные болота изолировали расплавленным стеклом, замораживали, а когда это не помогало, приходилось использовать кессоны: сегодня мы спокойно спускаемся на перроны станций по эскалаторам, а проходчикам прежде чем выйти на поверхность, приходилось, как водолазам, сидеть в барокамерах.

Когда подземная река Ольховка хлынула в котлован на Комсомольской площади, оседание грунта удалось остановить буквально в десяти метрах от стены Казанского вокзала.

А далее произошло самое невероятное... станция «Дзержинская» поплыла в сторону «Охотного ряда»...

Сергей Шаров

Продолжение следует



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru