ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Истории с провенансом. Филателист-зоолог

Жизнелюбие и образ советского человека

Как филателия помогла разоблачить военных преступников

От рекламы Kodak до детского журнала


Главная  /  В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года

Поиск по статьям:

В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года

2019-01-25 17:13:58, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня москвичам невозможно представить свою жизнь без метро. Миллионы горожан и гостей столицы ежедневно спускаются под землю, чтобы без пробок добраться в другой конец мегаполиса. Поездки в тоннелях стали делом настолько повседневным, что сообщения об открытии новых станций воспринимаются всеми как нечто само собой разумеющееся.

Но в 1935 году, когда открывали первую линию метрополитена, все было иначе. И об этом рассказывают марки серии «Строительство первой очереди Московского метрополитена», выпущенные в феврале, в преддверии выпуска на линию первого пробного поезда столичной подземки – пассажирское движение на «красной» линии началось спустя три месяца, 15 мая.

Идея проложить в Москве метро, а точнее «внеуличную железную дорогу», была не новацией – вполне реализуемый проект Московской городской Думе предлагался еще в начале ХХ века представителем американского банкирского дома «Мери Вернер и Ко» П. Балинским. Идея поначалу казалась заманчивой, тем более, что сулила немалые барыши. «От речей инженера Балинского несло соблазном: как истинный демон, он обещал опустить Москву на дно морское и поднять на облака», – писала газета «Русское слово». Но стольких денег в городской казне не было, а отдавать будущие доходы американцам не хотелось. К тому же против подземки выступила церковь: архиерей Сергий писал московскому Митрополиту: «Не унизит ли себя человек, созданный по образу Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? И что там есть ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит». В итоге Дума порешила «отказать господину Балинскому в его домогательствах».

К идее запуска в Москве альтернативного пассажирского транспорта вернулись в 1931 году: столичные трамваи тогда перевезли миллиард пассажиров и было очевидно, что город в ближайшее время встанет перед большими проблемами. Бюро МК и МГК ВКП(б) определило перечень мероприятий, они предусматривали сооружение городских железных дорог, соединенных с железнодорожными магистралями. Но комиссия Политбюро ЦК ВКП(б), которая должна была утвердить представленный проект, по инициативе И. Сталина пошла дальше и постановила разработать проект подземного метрополитена. На это было отведено … три месяца – срок по нынешним временам немыслимый. Но он был выдержан и на свет появился проект первой очереди: от Сокольников до будущего места строительства Дворца Советов и от Смоленского рынка до библиотеки им. Ленина. А 10 декабря на Русаковской улице появились первые семь рабочих Метростроя с лопатами и подводами и начали копать траншею под первый тоннель между будущими станциями «Сокольники» и «Гаврикова улица» (так в проекте именовалась будущая станция «Красносельская»). Местные жители поначалу встретили «копателей» в штыки, но потом смирились с неудобствами.

Работы метростроевцев на перегоне от «Сокольников» до «Комсомольской» не нашли своего отражения на почтовых марках – проектом здесь предусматривалось сооружение станций и тоннелей мелкого заложения открытым способом, буквально «под колесами» трамваев. А вот дальше метростроевцам предстояло «зарыться» на несколько десятков метров под землю, и на вопрос о том, что там ожидало, даже ученые и инженеры могли сказать лишь с большой долей условности – точных исторических и гидрологических карт «подземной» Москвы на руках у проектантов не было, все приходилось делать «с колес». И советские, и зарубежные специалисты, которых привлекли к работе над проектом, были едины только в одном: в таких сложных условиях не строилась ни одна подземка в мире. …

Если бы мне довелось где-нибудь представлять историю московского метро в советских почтовых марках, я бы обязательно включил в свой обзор две миниатюры:

  

И вот почему. В общей сложности на первую ветку московского метро работали свыше полутысячи советских заводов и фабрик. В Новокузнецке делали рельсы, Москва, Харьков, Ленинград посталяли электрооборудование, облицовочный мрамор шел из Корелии, Крыма, с Урала и Кавказа. Но проект был бы неосуществим без участия шахтеров Донбасса и инженеров и рабочих-бетонщиков, до этого трудившихся над возведением Днепрогэс. Во многом благодаря им удалось «пройти» самый сложный подземный участок строившейся ветки, к которому нас отправляет первая марка серии 1935-го года номиналом 5 копеек.

Работая над ней, художник И. Соколов взял на основу фотографию Леонида Великжанина, сделанную в 1933 году и опубликованную в «Вечерней Москве». Фотокорреспондент ТАСС Л. Великжанин был «летописцем» московского метро, и, как истинный летописец, фиксировал на фотопленку каждый этап работы.

Пример тому – тоннель под тогдашней улицей Кирова, ныне Мясницкой. На почтовой марке запечатлен момент его строительства, на следующем фото того же автора – уже в окончательном виде.

15-копеечная карминовая марка серии 1935 года, как и предыдущая, отсылает нас к участку «красной» линии в районе Мясницкой улицы, а если точнее, под Лубянскую площадь.

Сегодня далеко не каждый узнает в изображенной на марке станции нынешнюю «Лубянку». Но это она, правда, в то время она еще именовалась «Дзержинской» и не была основательно перестроена.

Почему именно «Дзержинская» была удостоена чести быть запечатленной на почтовой марке? Скорее всего, потому что ее судьба была едва ли не самой драматичной из всех станций возводившейся линии, и об этом знали не только москвичи, но и вся страна..

Главным препятствием для метростроевцев тогда были подземные воды. Бороться с ними приходилось постоянно: плывуны, когда-то засыпанные болота изолировали расплавленным стеклом, замораживали, а когда это не помогало, приходилось использовать кессоны: сегодня мы спокойно спускаемся на перроны станций по эскалаторам, а проходчикам прежде чем выйти на поверхность, приходилось, как водолазам, сидеть в барокамерах.

Когда подземная река Ольховка хлынула в котлован на Комсомольской площади, оседание грунта удалось остановить буквально в десяти метрах от стены Казанского вокзала.

А далее произошло самое невероятное... станция «Дзержинская» поплыла в сторону «Охотного ряда»...

Сергей Шаров

Продолжение следует



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка
  • Русские забавы. Масленица
  • Возвращение нашего Беринга
  • Без кота и жизнь не та
  • Наши соседи, белые медведи
  • Самсон Гамлетович, Мямлик и кот манул
  • История с провенансом. Гиганты филателии: Альфред Лихтенштейн
  • Сергей Филатов: Наша цель - возродить былые традиции
  • Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва
  • Жизнь Гренландии во время войны
  • Латвия. Лучшая марка 2018 года
  • Salon de Mai. Совместная реальность
  • Повод для подарков
  • Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
  • Дом-оборотень попал в каталог
  • Менделеев. Тайна гениальности
  • Литература в марках: Жюль Верн
  • Памятная марка малой Родины
  • «Космонавт N…». История одной марки
  • Марки из вашей коллекции
  • Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение
  • Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
  • Иудаика в филателии Молдовы
  • Цены "УРА В КОСМОС"
  • Нарцисс. Трагедия любви
  • За давностью лет
  • От царского штемпеля - до советского
  • ТОП-10 самых выдающихся марок Канады
  • Такси на почтовых марках
  • Вторая мировая: блокада Ленинграда
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
  • Истории с провенансом. Пять писем для семьи Рамсей
  • Эрос и Психея. Вечная любовь
  • Марки - это о том, что мы живем...
  • Гайдар шагает впереди!
  • ТОП-10. Самые эффектные марки 2018 года
  • Судьба коллекции в руках коллекционера
  • Певцы и марки
  • Португальские сладости - фасоль, с горькой ноткой миндаля
  • Как оформляют свои собрания марок
  • Как остановить фальшивки?
  • Он - не читатель, он - писатель
  • Любовь на почтовых марках
  • Cамая красивая марка SEPAC 2018
  • Как собирать Россию?
  • История рождественской открытки: ангелы и Дед-Мороз в космосе
  • Лучшая марка Кыргызстана 2018 года
  • Башни с часами
  • Ожившая история
  • Рождественское перемирие
  • «Перекоп» в филателии
  • Как в прошлом веке поздравляли друг друга с Рождеством
  • Рождественская карточка: мать новогодней открытки
  • Магазин почтовых марок
  • Лучшая марка 2018 года
  • Хроники Нарнии. Взрослые тоже читают сказки
  • Ульяновск поздравляет с Новым годом
  • Будут ли публично сжигать марки?
  • Визитная карточка Монголии
  • Время чудес и акций
  • Филокартия от Гиппократа
  • Американская история с провенансом
  • Зачем нужны рождественские марки
  • Дед Мороз к нам мчится, скоро все случится
  • До чего дошел прогресс - до невиданных чудес
  • Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть II
  • Филателистический вальс
  • Марки ценой в баранов и верблюдов
  • От «марки Кохера» до компьютерной графики
  • Реклама - двигатель филателии
  • С пинцетом и лупой
  • Гиганты неба. Куда улетела «ленинская эскадра»
  • Почему Медный всадник смотрит в другую сторону
  • В одном ряду с Пушкиным
  • 100 лет тому назад
  • Истории с провенансом. Председатель Совета надзирателей
  • Владимир Лязгин: Мне было бы скучно, если бы в моей жизни не было марок
  • Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»
  • Дмитрий Зимин: Мной движет чувство долга
  • «Обрезание» снижает цену
  • Хранители марок
  • День победы филателии
  • Гиганты неба. Курс на Арктику
  • Под крылом пеликана
  • Удивительные приключения цеппелина в России
  • Коллекция дедушки, или Судьба марок
  • Приглашаем к обсуждению. Дополнения к плану 2019 года
  • Билет в один конец
  • Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках
  • Мосты-победители
  • Маленькие картинки с историей
  • Золотая медаль за один цент
  • Коллекция для внуков
  • Коллекции жутких марок
  • Предлагаем обсудить. Требования к почтовым маркам
  • Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других
  • Это наша с тобой биография
  • Профессор и его марки
  • МХТ. Предлагаемые обстоятельства
  • История почты. «Пони-экспресс»
  • Письмо Президенту Рузвельту
  • Рубиновые тайны, или Откуда дует ветер
  • С.С.С.Р. пострадавшему от наводнения Ленинграду
  • Альфред Нобель. Он знал зачем родился
  • Приключения «Почты Донбасса»

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru