В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
2019-01-25 17:13:58, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Сегодня москвичам невозможно представить свою жизнь без метро. Миллионы горожан и гостей столицы ежедневно спускаются под землю, чтобы без пробок добраться в другой конец мегаполиса. Поездки в тоннелях стали делом настолько повседневным, что сообщения об открытии новых станций воспринимаются всеми как нечто само собой разумеющееся.
Но в 1935 году, когда открывали первую линию метрополитена, все было иначе. И об этом рассказывают марки серии «Строительство первой очереди Московского метрополитена», выпущенные в феврале, в преддверии выпуска на линию первого пробного поезда столичной подземки – пассажирское движение на «красной» линии началось спустя три месяца, 15 мая.
Идея проложить в Москве метро, а точнее «внеуличную железную дорогу», была не новацией – вполне реализуемый проект Московской городской Думе предлагался еще в начале ХХ века представителем американского банкирского дома «Мери Вернер и Ко» П. Балинским. Идея поначалу казалась заманчивой, тем более, что сулила немалые барыши. «От речей инженера Балинского несло соблазном: как истинный демон, он обещал опустить Москву на дно морское и поднять на облака», – писала газета «Русское слово». Но стольких денег в городской казне не было, а отдавать будущие доходы американцам не хотелось. К тому же против подземки выступила церковь: архиерей Сергий писал московскому Митрополиту: «Не унизит ли себя человек, созданный по образу Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? И что там есть ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит». В итоге Дума порешила «отказать господину Балинскому в его домогательствах».
К идее запуска в Москве альтернативного пассажирского транспорта вернулись в 1931 году: столичные трамваи тогда перевезли миллиард пассажиров и было очевидно, что город в ближайшее время встанет перед большими проблемами. Бюро МК и МГК ВКП(б) определило перечень мероприятий, они предусматривали сооружение городских железных дорог, соединенных с железнодорожными магистралями. Но комиссия Политбюро ЦК ВКП(б), которая должна была утвердить представленный проект, по инициативе И. Сталина пошла дальше и постановила разработать проект подземного метрополитена. На это было отведено … три месяца – срок по нынешним временам немыслимый. Но он был выдержан и на свет появился проект первой очереди: от Сокольников до будущего места строительства Дворца Советов и от Смоленского рынка до библиотеки им. Ленина. А 10 декабря на Русаковской улице появились первые семь рабочих Метростроя с лопатами и подводами и начали копать траншею под первый тоннель между будущими станциями «Сокольники» и «Гаврикова улица» (так в проекте именовалась будущая станция «Красносельская»). Местные жители поначалу встретили «копателей» в штыки, но потом смирились с неудобствами.
Работы метростроевцев на перегоне от «Сокольников» до «Комсомольской» не нашли своего отражения на почтовых марках – проектом здесь предусматривалось сооружение станций и тоннелей мелкого заложения открытым способом, буквально «под колесами» трамваев. А вот дальше метростроевцам предстояло «зарыться» на несколько десятков метров под землю, и на вопрос о том, что там ожидало, даже ученые и инженеры могли сказать лишь с большой долей условности – точных исторических и гидрологических карт «подземной» Москвы на руках у проектантов не было, все приходилось делать «с колес». И советские, и зарубежные специалисты, которых привлекли к работе над проектом, были едины только в одном: в таких сложных условиях не строилась ни одна подземка в мире. …
Если бы мне довелось где-нибудь представлять историю московского метро в советских почтовых марках, я бы обязательно включил в свой обзор две миниатюры:
И вот почему. В общей сложности на первую ветку московского метро работали свыше полутысячи советских заводов и фабрик. В Новокузнецке делали рельсы, Москва, Харьков, Ленинград посталяли электрооборудование, облицовочный мрамор шел из Корелии, Крыма, с Урала и Кавказа. Но проект был бы неосуществим без участия шахтеров Донбасса и инженеров и рабочих-бетонщиков, до этого трудившихся над возведением Днепрогэс. Во многом благодаря им удалось «пройти» самый сложный подземный участок строившейся ветки, к которому нас отправляет первая марка серии 1935-го года номиналом 5 копеек.
Работая над ней, художник И. Соколов взял на основу фотографию Леонида Великжанина, сделанную в 1933 году и опубликованную в «Вечерней Москве». Фотокорреспондент ТАСС Л. Великжанин был «летописцем» московского метро, и, как истинный летописец, фиксировал на фотопленку каждый этап работы.
Пример тому – тоннель под тогдашней улицей Кирова, ныне Мясницкой. На почтовой марке запечатлен момент его строительства, на следующем фото того же автора – уже в окончательном виде.
15-копеечная карминовая марка серии 1935 года, как и предыдущая, отсылает нас к участку «красной» линии в районе Мясницкой улицы, а если точнее, под Лубянскую площадь.
Сегодня далеко не каждый узнает в изображенной на марке станции нынешнюю «Лубянку». Но это она, правда, в то время она еще именовалась «Дзержинской» и не была основательно перестроена.
Почему именно «Дзержинская» была удостоена чести быть запечатленной на почтовой марке? Скорее всего, потому что ее судьба была едва ли не самой драматичной из всех станций возводившейся линии, и об этом знали не только москвичи, но и вся страна..
Главным препятствием для метростроевцев тогда были подземные воды. Бороться с ними приходилось постоянно: плывуны, когда-то засыпанные болота изолировали расплавленным стеклом, замораживали, а когда это не помогало, приходилось использовать кессоны: сегодня мы спокойно спускаемся на перроны станций по эскалаторам, а проходчикам прежде чем выйти на поверхность, приходилось, как водолазам, сидеть в барокамерах.
Когда подземная река Ольховка хлынула в котлован на Комсомольской площади, оседание грунта удалось остановить буквально в десяти метрах от стены Казанского вокзала.
А далее произошло самое невероятное... станция «Дзержинская» поплыла в сторону «Охотного ряда»...
Сергей Шаров
Продолжение следует