Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
2019-02-06 11:23:54, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Отечественным, да и зарубежным филателистам, прекрасно известна серия советских почтовых марок 1939 года «Реконструкция Москвы».
В определенном смысле являясь продолжением темы, посвященной обновлению архитектурного облика советской столицы, которую открыл выпуск, посвященный 1-му Всесоюзному Съезду архитекторов, она была призвана продемонстрировать, что слова большевиков не расходятся с делом, что даже самые смелые проекты в стране Советов претворяются в жизнь и задачи, намеченные постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции Москвы», страна решает в ударном темпе.
К тому же архитектурный облик Москвы будущего был одной из центральных тем советской экспозиции на Всемирной выставке в Нью-Йорке, открытие которой было намечено на апрель 1939 года, и серия марок должна была, по мнению Наркомата связи СССР, подстегнуть интерес к этой теме не только у отечественных, но и у зарубежных коллекционеров.
Сегодня практически каждая из этих марок может послужить отличной отправной точкой для самых разнообразных тематических коллекций – от связанных с историей советской литературы до истории развития речного транспорта СССР или футбола, поскольку все они несут в себе богатую и интереснейшую историческую память. Возьмем, к примеру, первую из них – 10-копеечную, с изображением обновленной улицы Горького. Честно говоря, мне она ближе просто потому, что именно по ней я несколько лет кряду, каждый день, ездил на троллейбусе из дома на занятия в университет на Моховой.
До своей коренной реконструкции в 1930-х годах улица Горького (а прежде и ныне Тверская) хотя и считалась главной улицей столицы, являла собой довольно узкую извилистую улицу с эклектичной, по большей части 2-3 этажной, но при этом очень плотной, застройкой. Причина этого крылась именно в ее «центральном» статусе: «строительный бум» здесь начался раньше, чем в других районах города, когда отсутствие нормального водопровода и канализации накладывали жесткие ограничения на высотность новых домов.
Поэтому перед архитектурно-планировочной мастерской Моссовета, которой было поручено разработать новый облик главной улицы столицы, стояла непростая задача – не просто решить транспортную проблему – Тверская, как и сегодня, регулярно вставала в пробках, но и создать единый архитектурный ансамбль, своего рода «витрину» социалистической страны. Непреложных «вводных» было две: на улице не должно было закрываться движение и в будущем главная улица столицы не должна превратиться в «бюрократический заповедник», эдакий «социалистический Сити», а стать своеобразной витриной заботы о человеке труда, витриной советского жилищного строительства.
Реконструкцию улицы было решено проводить в несколько этапов. И первый из них включал в себя отрезок от Охотного ряда до Советской площади и здания Моссовета. Собственно, этот отрезок и оказался запечатленным на 10-копеечной марке 1939 года. В правой части гравюры художника Н. Шевырдяева ясно, вплоть до деталей, «читаются» знакомые всем торец здания, в котором сегодня располагается Государственная Дума РФ, и первый из жилых домов на Тверской – их и сегодня можно видеть в начале улицы. А вот левая, нечетная сторона, изображена довольно условно.
Почему? Да потому, что работы по нечетной стороне улицы к моменту выхода в свет почтовых марок только набирали оборот и реальный ее облик был разве что в проектах. Так что сегодня единственное, что на марке детально совпадает с тем, что мы видим в действительности, это башня здания Центрального телеграфа за первым переулком. Изначально перед проектировщиками была поставлена задача сохранить на этой стороне три постройки: гостиницу «Националь», здание Центрального телеграфа и бывшую резиденцию московских генерал-губернаторов, в которой разместился Моссовет.
В начале 1930-годов гостинице «Националь» (просматривающейся слева на переднем плане миниатюры, но по воле художника ставшей выше на два этажа), после революции превращенной в общежитие для советских функционеров и представителей Коминтерна, вернули ее прежний лоск, обставили мебелью из дворцов бывших аристократов (вплоть до Царскосельского дворца), и она стала самым фешенебельным отелем Москвы. Правда, чтобы у постояльцев не возникало никаких иллюзий, в напоминание о том, что они находятся в столице страны победившего пролетариата, прежнее панно на аттике с Аполлоном и музами заменили на новое - с трактором, колосьями, дымящими трубами и линиями электропередач.
Сразу, за «подросшей» гостиницей «Националь», на почтовой миниатюре просматривается некое четырехэтажное здание. Оно и поныне стоит на Тверской, в нем расположился Театр им. М.Н. Ермоловой.
И в том, что это здание сохранилось в ходе реконструкции, москвичи во многом обязаны Всеволоду Мейерхольду...
Продолжение следует - о филателистической истории Тверской улицы, как народный артист спас целое историческое здание, и как передвигали дом с подвалом, в котором работали люди.
Сергей Шаров