ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?

Катар 2022

Вечер в петербургской библиотеке

Филателистическая экспозиция в ЦАГИ


Главная  /  Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение

Поиск по статьям:

Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение

2019-02-07 10:45:22, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, продолжаем рассказ о филателистической истории Тверской улицы. Во второй части мы расскажем, как народный артист  спас целое историческое здание и как передвигали дом с подвалом, в котором работали люди.

За гостиницей «Националь» расположено четырехэтажное здание. Оно и поныне стоит на Тверской, в нем расположился Театр им. М.Н. Ермоловой.

Здесь, с начала 1930-х годов, работала труппа театра В. Мейерхольда. Работала временно, рассчитывая в скором будущем перебраться выше по улице Горького, на Триумфальную площадь, где для театра предполагалось построить новое здание.

Строительство затягивалось, и бывший Постниковский пассаж на Тверской все больше и больше приспосабливался под театральные нужды. В 1937 году Мейерхольда арестовали, его театр закрыли, а здание законсервировали. И неизвестно, какова была бы его дальнейшая судьба, если бы не прославленный артист и режиссер Николай Хмелев, возглавлявший тогда труппу театра имени Ермоловой.

Народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии, он на самом высоком уровне (а ему благоволил сам И. Сталин, отмечавший – объективно – его актерский талант) «пробил» эту сцену для своей труппы, сохранив дом на Тверской до наших дней.

Следующий за театром Ермоловой дом, изображенный на почтовой миниатюре 1939 года, можно смело считать «отправной точкой» в филателистической истории, тогда еще Тверской, а с момента ее переименования в 1932 году, улицы Горького. Я имею ввиду здание Центрального телеграфа, впервые появившееся на стандартных марках третьего выпуска:

Октябрьскую революцию Тверская встретила с огромным недостороем между Газетным и Никитинским переулками. До конца XIX века на этом месте располагался Московский университетский благородный пансион, воспитанниками которого были и М. Лермонтов, и А. Грибоедов, и Е. Баратынский, и генерал А. Ермолов. Перед Первой мировой войной этот земельный участок, как и участок выше по улице, до гостиницы «Националь», купило страховое общество «Россия» и затеяло на нем строительство грандиозного комплекса доходных домов.

Часть Тверской, от Охотного ряда до Никитского переулка, акционеры «России» оставили, как говорится, «на потом» (собственно, благодаря этому здание Театра имени Ермоловой и дожило до наших дней), а следующий за ним квартал снесли до основания. Но с началом Первой мировой войны «работы на объекте» остановились на уровне первого этажа. Затем грянула Октябрьская революция и стройка оставалась заброшенной до второй половины 1920-х годов: народ тащил с нее все, что мог: кирпичи, доски, гвозди. В конце концов, на этом месте решили возвести здание Центрального телеграфа.

Сегодня как-то сложно себе представить, что архитектурное сообщество того времени воспринимало автора реализованного проекта Ивана Рерберга едва ли не ретроградом, и окажись городские власти более «продвинутыми» в части архитектурных новаций того времени, на месте нынешнего Центрального телеграфа могло бы вполне оказаться здание, возведенное хотя бы по проекту «мэтра» А. Щусева: 

Но Моссовет и заказчик работ, строительный отдел Наркомпочтеля, остановили свой выбор на проекте Рерберга и именно отсюда с 1927 года Наркомат вел в том числе и «филателистическую политику» Страны Советов. К слову, в этом же здании располагались эфирные студии Всесоюзного радио, именно отсюда 22 июня 1941 года Юрий Левитан сообщил о нападении немецкой армии на СССР, а в мае 1945-го — о капитуляции Германии (это на заметку тем филателистам, которые интересуется военной темой). Сегодня сложно себе представить, но в «механизированном Дворце связи», как тогда называли здание Центрального телеграфа, трудились 5 тысяч человек!

С тех пор здание телеграфа практически не претерпело изменений, разве что изначальный наборный стеклянный глобус на фасаде с серпом и молотом заменили на пластиковый. Он, спору нет, ярче и нагляднее, но выглядит так, как будто его только что украли из школьного кабинета географии. Прежний, оригинальный вариант, смотрелся в привязке к зданию намного гармоничнее.

Центральный телеграф и гостиница «Националь» давали старт «красной» линии обновляемой улицы, а вот дальше старая Тверская не просто уходила в гору, она еще и довольно круто изгибалась. И это проектировщиков никак не устраивало. Было очевидно, что старые дома здесь пойдут под снос и на их месте надо будет строить новые. Правда, позднее, потому что все силы пока были брошены на противоположную сторону улицы. Собственно, поэтому на миниатюре Н. Шевырдяева дальнейшая застройка левой стороны Тверской смотрится абстрактной и безадресной. Исключение проектировщики сделали только для двух зданий, стоявших по соседству друг с другом - дома Гудовичей и здания Моссовета.

Дом Гудовичей, точнее, его часть, в итоге «перекочевала» с Тверской в Брюсов переулок и сегодня дом известен в основном, благодаря одному из его жильцов – Александру Сухово-Кобылину:

Хотя сам Сухово-Кобылин вспоминал его в страшных снах: квартиру в нем снимала его любовница, французская модистка, Луиза Симон-Деманш, в убийстве которой его обвиняли. Моссовет в 1930-е года занимал здание бывшего дворца московских генерал-губернаторов на Советской площади и выходило так, что располагался он едва ли не на проезжей части будущей трассы. О его сносе вопрос даже не вставал, более того, было несколько «вводных»: передвигать дом нужно было вместе с подвалом и работниками внутри, которые ни на минуту не должны были отвлекаться от своих государственно важных дел.

Строение, которому на тот момент исполнилось почти полтораста лет, необходимо было передвинуть почти на 14 метров. Для начала здание «стянули» металлическим поясом, чтобы оно не рассыпалось по дороге. Во-вторых, чиновники Моссовета, в отличие от простых советских граждан, уже переживших подобную «передвижку», не должны были страдать от подготовительных работ, поэтому все работы по выемке грунта, подводке рельсов и балок проводились подземным способом — здесь пригодился опыт метростроевцев. Работы заняли несколько месяцев, а сам процесс передвижения здания весом более чем в 20 тыс. тонн – всего 40 с небольшим минут. Это был мировой рекорд по скорости таких работ.

Справедливости ради стоит сказать, что передвинутый дом был несколько меньше того, который мы видим сегодня и который запечатлен на почтовой марке 1947 года в ознаменование 30-летия Моссовета. Работы по надстройке здания - ему добавили еще два этажа, завершились за несколько месяцев до ее выхода из типографии Гознака. К слову, как раз надстройка сказалась на его целостности – по стенам пошли трещины и их пришлось срочно укреплять.

О передвижении домов на новые места говорила вся Москва, люди специально приезжали посмотреть как это делается, Агния Барто даже написала стихотворение:

Захотим — и в море синем,
В синем небе поплывем!
Захотим —
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!

Вот вкратце история, скрытая только за левой частью рисунка марки 1939 года. О том, что «скрывает» ее правая часть – другой разговор.

Сергей Шаров

от редакции:

Трещины пошли не только на здании. Филателисты знают, какие курьезы возникали с этой маркой Моссовета, то небо голубое исчезнет, а то и здание само вырастало, как бы продолжая свою реконструкцию



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Катар 2022
  • Вечер в петербургской библиотеке
  • Филателистическая экспозиция в ЦАГИ
  • Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru