ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение

Поиск по статьям:

Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение

2019-02-07 10:45:22, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, продолжаем рассказ о филателистической истории Тверской улицы. Во второй части мы расскажем, как народный артист  спас целое историческое здание и как передвигали дом с подвалом, в котором работали люди.

За гостиницей «Националь» расположено четырехэтажное здание. Оно и поныне стоит на Тверской, в нем расположился Театр им. М.Н. Ермоловой.

Здесь, с начала 1930-х годов, работала труппа театра В. Мейерхольда. Работала временно, рассчитывая в скором будущем перебраться выше по улице Горького, на Триумфальную площадь, где для театра предполагалось построить новое здание.

Строительство затягивалось, и бывший Постниковский пассаж на Тверской все больше и больше приспосабливался под театральные нужды. В 1937 году Мейерхольда арестовали, его театр закрыли, а здание законсервировали. И неизвестно, какова была бы его дальнейшая судьба, если бы не прославленный артист и режиссер Николай Хмелев, возглавлявший тогда труппу театра имени Ермоловой.

Народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии, он на самом высоком уровне (а ему благоволил сам И. Сталин, отмечавший – объективно – его актерский талант) «пробил» эту сцену для своей труппы, сохранив дом на Тверской до наших дней.

Следующий за театром Ермоловой дом, изображенный на почтовой миниатюре 1939 года, можно смело считать «отправной точкой» в филателистической истории, тогда еще Тверской, а с момента ее переименования в 1932 году, улицы Горького. Я имею ввиду здание Центрального телеграфа, впервые появившееся на стандартных марках третьего выпуска:

Октябрьскую революцию Тверская встретила с огромным недостороем между Газетным и Никитинским переулками. До конца XIX века на этом месте располагался Московский университетский благородный пансион, воспитанниками которого были и М. Лермонтов, и А. Грибоедов, и Е. Баратынский, и генерал А. Ермолов. Перед Первой мировой войной этот земельный участок, как и участок выше по улице, до гостиницы «Националь», купило страховое общество «Россия» и затеяло на нем строительство грандиозного комплекса доходных домов.

Часть Тверской, от Охотного ряда до Никитского переулка, акционеры «России» оставили, как говорится, «на потом» (собственно, благодаря этому здание Театра имени Ермоловой и дожило до наших дней), а следующий за ним квартал снесли до основания. Но с началом Первой мировой войны «работы на объекте» остановились на уровне первого этажа. Затем грянула Октябрьская революция и стройка оставалась заброшенной до второй половины 1920-х годов: народ тащил с нее все, что мог: кирпичи, доски, гвозди. В конце концов, на этом месте решили возвести здание Центрального телеграфа.

Сегодня как-то сложно себе представить, что архитектурное сообщество того времени воспринимало автора реализованного проекта Ивана Рерберга едва ли не ретроградом, и окажись городские власти более «продвинутыми» в части архитектурных новаций того времени, на месте нынешнего Центрального телеграфа могло бы вполне оказаться здание, возведенное хотя бы по проекту «мэтра» А. Щусева: 

Но Моссовет и заказчик работ, строительный отдел Наркомпочтеля, остановили свой выбор на проекте Рерберга и именно отсюда с 1927 года Наркомат вел в том числе и «филателистическую политику» Страны Советов. К слову, в этом же здании располагались эфирные студии Всесоюзного радио, именно отсюда 22 июня 1941 года Юрий Левитан сообщил о нападении немецкой армии на СССР, а в мае 1945-го — о капитуляции Германии (это на заметку тем филателистам, которые интересуется военной темой). Сегодня сложно себе представить, но в «механизированном Дворце связи», как тогда называли здание Центрального телеграфа, трудились 5 тысяч человек!

С тех пор здание телеграфа практически не претерпело изменений, разве что изначальный наборный стеклянный глобус на фасаде с серпом и молотом заменили на пластиковый. Он, спору нет, ярче и нагляднее, но выглядит так, как будто его только что украли из школьного кабинета географии. Прежний, оригинальный вариант, смотрелся в привязке к зданию намного гармоничнее.

Центральный телеграф и гостиница «Националь» давали старт «красной» линии обновляемой улицы, а вот дальше старая Тверская не просто уходила в гору, она еще и довольно круто изгибалась. И это проектировщиков никак не устраивало. Было очевидно, что старые дома здесь пойдут под снос и на их месте надо будет строить новые. Правда, позднее, потому что все силы пока были брошены на противоположную сторону улицы. Собственно, поэтому на миниатюре Н. Шевырдяева дальнейшая застройка левой стороны Тверской смотрится абстрактной и безадресной. Исключение проектировщики сделали только для двух зданий, стоявших по соседству друг с другом - дома Гудовичей и здания Моссовета.

Дом Гудовичей, точнее, его часть, в итоге «перекочевала» с Тверской в Брюсов переулок и сегодня дом известен в основном, благодаря одному из его жильцов – Александру Сухово-Кобылину:

Хотя сам Сухово-Кобылин вспоминал его в страшных снах: квартиру в нем снимала его любовница, французская модистка, Луиза Симон-Деманш, в убийстве которой его обвиняли. Моссовет в 1930-е года занимал здание бывшего дворца московских генерал-губернаторов на Советской площади и выходило так, что располагался он едва ли не на проезжей части будущей трассы. О его сносе вопрос даже не вставал, более того, было несколько «вводных»: передвигать дом нужно было вместе с подвалом и работниками внутри, которые ни на минуту не должны были отвлекаться от своих государственно важных дел.

Строение, которому на тот момент исполнилось почти полтораста лет, необходимо было передвинуть почти на 14 метров. Для начала здание «стянули» металлическим поясом, чтобы оно не рассыпалось по дороге. Во-вторых, чиновники Моссовета, в отличие от простых советских граждан, уже переживших подобную «передвижку», не должны были страдать от подготовительных работ, поэтому все работы по выемке грунта, подводке рельсов и балок проводились подземным способом — здесь пригодился опыт метростроевцев. Работы заняли несколько месяцев, а сам процесс передвижения здания весом более чем в 20 тыс. тонн – всего 40 с небольшим минут. Это был мировой рекорд по скорости таких работ.

Справедливости ради стоит сказать, что передвинутый дом был несколько меньше того, который мы видим сегодня и который запечатлен на почтовой марке 1947 года в ознаменование 30-летия Моссовета. Работы по надстройке здания - ему добавили еще два этажа, завершились за несколько месяцев до ее выхода из типографии Гознака. К слову, как раз надстройка сказалась на его целостности – по стенам пошли трещины и их пришлось срочно укреплять.

О передвижении домов на новые места говорила вся Москва, люди специально приезжали посмотреть как это делается, Агния Барто даже написала стихотворение:

Захотим — и в море синем,
В синем небе поплывем!
Захотим —
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!

Вот вкратце история, скрытая только за левой частью рисунка марки 1939 года. О том, что «скрывает» ее правая часть – другой разговор.

Сергей Шаров

от редакции:

Трещины пошли не только на здании. Филателисты знают, какие курьезы возникали с этой маркой Моссовета, то небо голубое исчезнет, а то и здание само вырастало, как бы продолжая свою реконструкцию



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru