Дом-оборотень попал в каталог
2019-02-13 12:31:08, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Каждый коллекционер, заинтересовавшись темой, так или иначе связанной с архитектурным обликом Москвы, не может обойти вниманием архитектурную серию 1937 года, выпущенную в ознаменование Первого Всесоюзного съезда архитекторов.
И уж тем более не обойдет стороной те экземпляры, которые гасились специальным штемпелем в почтовом отделении того съезда.
Во время выпуска серии марок в свет большинство москвичей (а уж архитекторы-участники съезда точно) без всяких уточняющих записей прекрасно знали, что изображено на этих миниатюрах.
Потому что:
– гостиница «Москва» на Охотном ряду в 1937 году уже вовсю принимала постояльцев:
– полным ходом шло строительство Центрального театра Красной Армии:
– о Дворце Советов говорила вся страна, а в скором времени о нем должен был узнать и весь мир – макет самого высокого на тот момент здания в мире, на фоне панно «Новая Москва» и огромной карты СССР из уральских самоцветов, через два года должен был стать центральным в советской экспозиции на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
– на площади Маяковского возводили здание ГОСТиМа – театра Всеволода Мейерхольда. Сам Театр в июне 1937 года, когда марки вышли в свет, еще не распустили, а Мейерхольд был на свободе:
В конечном итоге здание приобрело вид, во многом отличавшийся от первоначального проекта и лишилось своей высотной части, как и скульптуры на ней (по проекту Щусева, на башне должна была стоять статуя В. Маяковского). Маяковский все же появился на площади своего имени, правда, уже в ином варианте:
Что же касается башни, то она стала неактуальной после того, как Всеволод Мейерхольд оказался под арестом, а его новаторский театр прекратил свое существование. Башня, собственно, была его идеей и в проекте именовалась «творческой башней». В ней должны были располагаться мастерские режиссера, художников, композиторов и, что для Мейерхольда было очень важным, конструкторов – его новаторские постановки требовали новаторских технических подходов.
Подходы Мейерхольда и к организации сценического пространства будущего театра, зрительному залу тоже были настолько новаторскими, что после того, как его театр перестал существовать (стройка же тем временем продолжалась), было принято решение преобразовать здание в концертный зал. В 1940 году он открылся для торжественного празднования 100-летнего юбилея со дня рождения П.И. Чайковского.
Что касается последнего, так и нереализованного проекта, запечатленного сразу на двух марках серии 1937 года, то для нынешних филателистов его «идентификация» представляет загадку, хотя, если судить по каталогам, с ним все предельно ясно – это как бы возможная будущая штаб-квартира ТАСС.
Вот только так ли это на самом деле?
Продолжение следует - можно предположить, что на почтовой миниатюре запечатлен некий другой проект здания телеграфного агентства. Но вся интрига заключается в том, что автор его все тот же Илья Голосов, и ни к РОСТА, ни к ТАСС, не имеет никакого отношения!
Сергей Шаров