Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
2019-02-14 11:47:27, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Итак, остановились мы на двух марках серии 1937 года, с изображением здания, «идентификация» которого для нынешних филателистов представляет загадку, хотя, если судить по каталогам, с ним все предельно ясно – это как бы возможная будущая штаб-квартира ТАСС. Можно предположить, что на почтовой миниатюре запечатлен некий другой проект здания телеграфного агентства. Но вся интрига заключается в том, что автор его, все тот же Илья Голосов, и ни к РОСТА, ни к ТАСС не имеет никакого отношения!
* * *
Для начала – немного московской городской истории советской поры. Пушкинская площадь в 1930-е годы представляла собой непривычное для сегодняшнего глаза зрелище:
И она, в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, должна была измениться! Смысловой ключ к ее «реновации» лежал, как считалось, на поверхности: здесь сходились «информационные нервы» Страны Советов: свое новое здание обжила редакция газеты «Известия», в доме Сытина сидели «правдисты», здесь же находилось здание Всесоюзного радио, неподалеку, на Сретенском бульваре – редакция самого популярного в стране журнала «Огонек». Поэтому решение о том, чтобы сюда же «переехало» и информационное агентство РОСТА было очевидным. Встать новое здание агентства должно было на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Место это, к слову, оказалось запечатленным на советских марках:
Именно на месте изображенного на ней дома, по проекту архитектора Ильи Голосова, и должен был встать двадцатиэтажный небоскреб телеграфного агентства. В нижней части высотки планировалось разместить столовую и технические службы, а выше – рабочие помещения сотрудников.
Проект был утвержден, старые здания, что стояли на этом месте, снесли, на стройплощадке начались работы, но почти сразу возникли серьезные технические сложности, связанные, в первую очередь, с особенностями грунта – это была общая проблема для всей Тверской улицы. В конце концов городские власти приняли кардинальное решение и вообще запретили строить на этом месте высотное здание, Архитектор предложил было новый проект, но информационное агентство не стало дожидаться и переехало в здание ниже по Тверскому бульвару.
Можно, конечно, было бы предположить, что на почтовой миниатюре запечатлен некий другой проект здания телеграфного агентства. Но вся интрига заключается в том, что автор его, все тот же Илья Голосов, и ни к РОСТА, ни к ТАСС не имеет никакого отношения! Хотя информационно-идеологический «стержень» в нем тоже присутствует. Это проект Дома книги в Орликовом переулке и у него своя интересная история.
В 1930 году в СССР было образовано Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). Тогда же в объединенную систему государственной книжной торговли перешли и все книжные магазины страны. В соответствии с этим и было решено построить в Москве Дом книги. Архитекторы взялись за дело: проект И. Голосова стал одним из наиболее ярких и выразительных. В «высотке» должны были, по его соображениям, расположиться не только полтора десятка новых специализированных советских издательств, здесь должен был открыться и самый большой книжный магазин, и постоянно действующая выставка книжных новинок. На момент выхода в свет почтовых миниатюр в 1937 году окончательного решения по Дому книги городские власти еще не приняли. Но уже через год они посчитали, что проект И. Голосова чересчур «помпезен» для Дома книги и решили реализовать другой проект, автором которого был архитектор Л. Великовский.
Правда, и его настолько основательно «оптимизировали», что в итоге сегодня мы имеем следующее:
Но, как оказалось, Илья Голосов обладал каким-то удивительным чувством предвидения, иначе чем можно объяснить, что именно в этом районе Москвы, неподалеку от его несостоявшегося Дома книги, сегодня стоят сразу две «сталинские» высотки. Это:
– гостиница «Ленинградская»
– здание бывшего Министерства транспортного строительства (ныне «Трансстрой»):
Летом 1937-го, когда серия марок предстала перед взорами членов архитектурного творческого сообщества, вопроса о том, что на них изображено, не возникло – авторы состоявшихся и несостоявшихся проектов были еще живы. Неразбериха началась позднее – в конце 1950-х годов, когда в каталоге почтовых марок СССР, выпущенном Главной филателистической конторой Дом книги вдруг «оборотился» Домом ТАСС.
Что стояло за этим – простая халатность, недогляд или что-то «политическое», сегодня, честно говоря, не важно. Сам Илья Александрович Голосов к тому времени уже скончался и поправить издателей не мог, но удивительно, что никто из его учеников (а Голосов много лет преподавал в МАРХИ) не обратил внимания на досадную путаницу, которая уже много лет присутствует в отечественной филателистической литературе и продолжает тиражироваться из издания в издание.
Может, пришло время ее все-таки исправить?
Сергей Шаров
PS Михаил Бернер, в своем комментари, рассказал историю еще одного интересного дома, расположенного на Тверской. В народе его прозвали «Дом под юбкой.
«Дом под юбкой» на Тверской улице.
Так выглядела скульптура балерины на башне дома на Тверской.
Так выглядит дом сейчас.
Так выглядело кафе «Стойло Пегаса».
2019-02-26 11:55:31, Михаил Бернер
Хочется привести еще одну историю, связанную с реконструкцией Тверской улицы. Здесь, по адресу Тверская, 17, расположен знаменитый «Дом под юбкой».
Когда-то, на его месте стояла церковь Дмитрия Солунского, а рядом кафе, с необычным названием «Стойло Пегаса» и соответствующей вывеской, созданной художником Якуловым, на которой был изображен крылатый конь. Это заведение было своего рода литературным клубом, завсегдатаями которого были С. Есенин и А. Дункан.
После утверждения Генерального плана социалистической реконструкции Москвы 1935 года, церковь снесли, а на ее месте, по проекту архитектора Мордвинова, был построен этот дом – с эркерами, балконами и другими архитектурными изысками, в том числе статуями. Одна из которых украшала угловую башню. Это была балерина - творение скульптора Г.И. Мотовилова. В руке она держала серп и молот.
Несмотря на свои масштабы – статуя не смотрелась громоздко. Она была неотъемлемой частью ансамбля и, благодаря ей, дом имел законченный вид. Бытует мнение, что прототипом статуи была Ольга Лепешинская, прима Большого театра.
В 1952 году, когда памятник Пушкину перенесли на противоположную сторону от Тверского бульвара, было придумано даже шуточное четверостишье:
« ... Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтоб Александр Сергеич мог
Увидеть пару стройных ног ... ».
После войны статую с крыши убрали. По официальной версии – из-за появившихся трещин в стенах дома. Дальнейшая ее судьба, увы, неизвестна. Кстати, активисты предлагают вернуть балерину на место, они даже готовы организовать сбор средств на ее восстановление.