ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Дом-оборотень. Расставим точки над «и»

Поиск по статьям:

Дом-оборотень. Расставим точки над «и»

2019-02-14 11:47:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, остановились мы на двух марках серии 1937 года, с изображением здания, «идентификация» которого для нынешних филателистов представляет загадку, хотя, если судить по каталогам, с ним все предельно ясно – это как бы возможная будущая штаб-квартира ТАСС. Можно предположить, что на почтовой миниатюре запечатлен некий другой проект здания телеграфного агентства. Но вся интрига заключается в том, что автор его, все тот же Илья Голосов, и ни к РОСТА, ни к ТАСС не имеет никакого отношения!

*  *  *

Для начала – немного московской городской истории советской поры. Пушкинская площадь в 1930-е годы представляла собой непривычное для сегодняшнего глаза зрелище:

И она, в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, должна была измениться! Смысловой ключ к ее «реновации» лежал, как считалось, на поверхности: здесь сходились «информационные нервы» Страны Советов: свое новое здание обжила редакция газеты «Известия», в доме Сытина сидели «правдисты», здесь же находилось здание Всесоюзного радио, неподалеку, на Сретенском бульваре – редакция самого популярного в стране журнала «Огонек». Поэтому решение о том, чтобы сюда же «переехало» и информационное агентство РОСТА было очевидным. Встать новое здание агентства должно было на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Место это, к слову, оказалось запечатленным на советских марках:

Именно на месте изображенного на ней дома, по проекту архитектора Ильи Голосова, и должен был встать двадцатиэтажный небоскреб телеграфного агентства. В нижней части высотки планировалось разместить столовую и технические службы, а выше – рабочие помещения сотрудников.

Проект был утвержден, старые здания, что стояли на этом месте, снесли, на стройплощадке начались работы, но почти сразу возникли серьезные технические сложности, связанные, в первую очередь, с особенностями грунта – это была общая проблема для всей Тверской улицы. В конце концов городские власти приняли кардинальное решение и вообще запретили строить на этом месте высотное здание, Архитектор предложил было новый проект, но информационное агентство не стало дожидаться и переехало в здание ниже по Тверскому бульвару.

Можно, конечно, было бы предположить, что на почтовой миниатюре запечатлен некий другой проект здания телеграфного агентства. Но вся интрига заключается в том, что автор его, все тот же Илья Голосов, и ни к РОСТА, ни к ТАСС не имеет никакого отношения! Хотя информационно-идеологический «стержень» в нем тоже присутствует. Это проект Дома книги в Орликовом переулке и у него своя интересная история.

В 1930 году в СССР было образовано Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). Тогда же в объединенную систему государственной книжной торговли перешли и все книжные магазины страны. В соответствии с этим и было решено построить в Москве Дом книги. Архитекторы взялись за дело: проект И. Голосова стал одним из наиболее ярких и выразительных. В «высотке» должны были, по его соображениям, расположиться не только полтора десятка новых специализированных советских издательств, здесь должен был открыться и самый большой книжный магазин, и постоянно действующая выставка книжных новинок. На момент выхода в свет почтовых миниатюр в 1937 году окончательного решения по Дому книги городские власти еще не приняли. Но уже через год они посчитали, что проект И. Голосова чересчур «помпезен» для Дома книги и решили реализовать другой проект, автором которого был архитектор Л. Великовский.

Правда, и его настолько основательно «оптимизировали», что в итоге сегодня мы имеем следующее:

Но, как оказалось, Илья Голосов обладал каким-то удивительным чувством предвидения, иначе чем можно объяснить, что именно в этом районе Москвы, неподалеку от его несостоявшегося Дома книги, сегодня стоят сразу две «сталинские» высотки. Это:

– гостиница «Ленинградская»

– здание бывшего Министерства транспортного строительства (ныне «Трансстрой»):

Летом 1937-го, когда серия марок предстала перед взорами членов архитектурного творческого сообщества, вопроса о том, что на них изображено, не возникло – авторы состоявшихся и несостоявшихся проектов были еще живы. Неразбериха началась позднее – в конце 1950-х годов, когда в каталоге почтовых марок СССР, выпущенном Главной филателистической конторой Дом книги вдруг «оборотился» Домом ТАСС.

Что стояло за этим – простая халатность, недогляд или что-то «политическое», сегодня, честно говоря, не важно. Сам Илья Александрович Голосов к тому времени уже скончался и поправить издателей не мог, но удивительно, что никто из его учеников (а Голосов много лет преподавал в МАРХИ) не обратил внимания на досадную путаницу, которая уже много лет присутствует в отечественной филателистической литературе и продолжает тиражироваться из издания в издание.

Может, пришло время ее все-таки исправить?

Сергей Шаров

PS  Михаил Бернер, в своем комментари, рассказал историю еще одного интересного дома, расположенного на Тверской. В народе его прозвали «Дом под юбкой. 

«Дом под юбкой» на Тверской улице.

Так выглядела скульптура балерины на башне дома на Тверской.

Так выглядит дом сейчас.

Так выглядело кафе «Стойло Пегаса».




Комментарии к статье:
2019-02-22 20:29:30, Сергей Аркадьевич
Понравились статьи об истории архитектуры строительства облика столицы, сравнивая её проекты с действительностью. Увлекательно и познавательно.
2019-02-23 22:22:42, Вячеслав
"...в доме Сытина сидели «правдисты», здесь же находилось здание Всесоюзного радио,.." Не знаю, не знаю, но "правдисты" не сидели в доме Сытина, там всегда располагались журналисты "Труда". Об этом писал еще М.Кольцов. А сотрудники Всесоюзного радио располагались в Путинковском переулке, за кинотеатром "Россия", до 57 или 59 года. Потом они переехали на Пятницкую , 25.
2019-02-26 11:55:31, Михаил Бернер
Хочется привести еще одну историю, связанную с реконструкцией Тверской улицы. Здесь, по адресу Тверская, 17, расположен знаменитый «Дом под юбкой». Когда-то, на его месте стояла церковь Дмитрия Солунского, а рядом кафе, с необычным названием «Стойло Пегаса» и соответствующей вывеской, созданной художником Якуловым, на которой был изображен крылатый конь. Это заведение было своего рода литературным клубом, завсегдатаями которого были С. Есенин и А. Дункан. После утверждения Генерального плана социалистической реконструкции Москвы 1935 года, церковь снесли, а на ее месте, по проекту архитектора Мордвинова, был построен этот дом – с эркерами, балконами и другими архитектурными изысками, в том числе статуями. Одна из которых украшала угловую башню. Это была балерина - творение скульптора Г.И. Мотовилова. В руке она держала серп и молот. Несмотря на свои масштабы – статуя не смотрелась громоздко. Она была неотъемлемой частью ансамбля и, благодаря ей, дом имел законченный вид. Бытует мнение, что прототипом статуи была Ольга Лепешинская, прима Большого театра. В 1952 году, когда памятник Пушкину перенесли на противоположную сторону от Тверского бульвара, было придумано даже шуточное четверостишье: « ... Над головою у поэта Воздвигли даму из балета, Чтоб Александр Сергеич мог Увидеть пару стройных ног ... ». После войны статую с крыши убрали. По официальной версии – из-за появившихся трещин в стенах дома. Дальнейшая ее судьба, увы, неизвестна. Кстати, активисты предлагают вернуть балерину на место, они даже готовы организовать сбор средств на ее восстановление.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru