ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Филателия - это динамичное хобби

ТОП-7 русских поэтов

Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев

История одного конверта


Главная  /  Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва

Поиск по статьям:

Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва

2019-02-20 14:20:45, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

«Он готов, наш канал! Скоро наша Москва будет портом пяти морей!». Почему о канале «Волга-Москва» вспомнили только через десять лет?

*  *  *

2 мая 1937 года был открыт канал «Волга-Москва». Сталин на церемонии отсутствовал. Практическое судоходство по нему началось позднее, летом. Но главная задача, ради которой он, собственно, сооружался, была решена – столица теперь гарантированно обеспечивалась питьевой водой. И сегодня, по каналу, в Москву поступает порядка 60% воды, потребляемой горожанами, а в середине 1930-х эта цифра была еще выше. Но для большинства филателистов тема «Канала имени Москвы» берет начало с серии почтовых марок 1947 года, выпущенной уже в ознаменование его 10-летия:

Почему отечественная филателия обратилась к этой теме лишь после войны? 1936-й и 1937-е годы были вообще не слишком богаты на новые оригинальные почтовые миниатюры. Многие, значимые для страны события, остались, скажем так, «за кадром».

На почтовых марках канал «отметился» лишь в начале 1941 года, и то за счет своей флотилии – имеется в виду двадцатикопеечная марка из серии «Индустриализация в СССР», на которой, на заднем плане, изображен (более крупный) один из пассажирских кораблей, построенных на заводе «Красное Сормово» специально к открытию пассажирского судоходства по каналу.

Причина "невнимания" к каналу на официальных почтовых выпусках отчасти может быть объяснена следующим образом. Тема нашла свое отражение на непочтовых, агитационных марках, и это - благодаря Коминтерну.

Аббревиатура AUS в левом нижнем углу марки означает Amigos de la Union Sovietica – Общество друзей СССР, действовавшее на тот момент в Испании. Общество занималось продвижением советских идей среди иностранных рабочих и служащих. Его работу курировал Коминтерн.

Одним из важных направлений работы AUS был выпуск агитационных непочтовых марок. Это было объяснимо – визуальной информации о том, что происходит в первой стране победившего пролетариата на Западе явно недоставало. Придумывать что-то особенное не приходилось, работа строилась на основе фотоматериалов, которые поступали из Советского Союза: 

или:

Особенно в этой работе преуспело испанское Общество друзей СССР: в период Гражданской войны в этой стране было выпущено порядка десяти подобных агитационных серий. Но сейчас нас интересует одна из них:

 

Точнее, одна из марок этой серии – в середине 1970-х годов, когда я впервые увидел ее в коллекции одного из моих знакомых, ходило мнение, что изображенный на ней человек не кто иной, как глава НКВД Н. Ежов (понятное дело, что фотографий самого Ежова в «свободном доступе» тогда было не найти). Кроме того, эта, пусть и непочтовая миниатюра являлась едва ли не первой, на которой «вживую», а не в виде барельефа, был запечатлен И. Сталин.

Точно известен день, когда был сделан снимок, который лег в ее основу – 22 апреля 1937 года. Тогда И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов и Н. Ежов объезжали Икшинский и Центральный районы строительства канала «Волга-Москва». В общей сложности это был третий приезд Сталина на стройку – он пожелал собственными глазами увидеть, как построенный канал заполняют водой. У шлюза №4, в поселке Деденево, под Дмитровом и была сделана фотография.

 

Поездку «вождя народов» освещала пресса, в первую очередь, газета «Правда»:

Возможно, эта заметка как раз и внесла некоторую сумятицу в головы филателистов, некоторые из которых высказывали мнение, что на марке испанского Общества друзей СССР, рядом с К. Ворошиловым, запечатлен Н. Ежов. «Масла в огонь» подлила и открытка, выпущенная через некоторое время, в 1938-м году, на которой, стараниями ретушеров, один из людей исчез «из кадра»:

Известна еще одна фотография, сделанная в тот же день, уже начальником охраны И. Сталина Н. Власиком. Власик, как известно, отлично фотографировал и был своего рода «личным фотографом» вождя и его семьи. Неудивительно, что собираясь на канал 22 апреля 1937 года, он захватил с собой и свой ФЭД.

На ней, за спинами И. Сталина и Н. Ежова, мы видим того же «человека с марки».

Кокарда на фуражке и петлица на левом лацкане шинели выдают в нем работника НКВД, но кто конкретно из руководящего состава комиссариата в этот день был вместе с руководителями партии и государства на шлюзе, мне, сколько я не пытался, выяснить не удалось. Может, это известно кому-нибудь из филателистов?

В том, что человек «с марки» оперативно «исчез» на открытке, нет ничего удивительного. Вояж руководства на канал состоялся практически сразу после известного февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), фактически положившего начало «большому террору», который, отчасти, коснулся и руководства канала. 

Скорей всего Сталин из-за этого и не поехал в Химки на речной вокзал встречать первую флотилию. А ведь в Москву на ней приплыли лучшие из лучших – передовики стройки, рабочие многих советских заводов, создававших для канала оборудование. Корабелы из Нижнего Новгорода специально к этому событию построили четыре новых лайнера – «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов» и «Вячеслав Молотов». Их отличал совершенно новый дизайн (это отметили даже за рубежом), а внутренние помещения были отделаны по высшему разряду и ценными породами дерева.

Теплоход «Иосиф Сталин», впрочем, все же остался запечатленным на двух других, более поздних советских почтовых марках: 

 

И кроме того - в замечательной кинокартине «Волга-Волга»:

…Судьба распорядилась таким образом, что эти корабли, порой уже под другими названиями, можно было видеть на канале еще в 1970-е годы. Правда, «Иосиф Сталин» к этому времени стал «Михаилом Фрунзе», но в памяти по-прежнему оставался флагманским кораблем первой флотилии, прошедшей по каналу Волга-Москва спустя несколько дней после события, оставшегося запечатленным на марке AUS испанского Общества друзей СССР.

Сергей Шаров




Комментарии к статье:
2019-02-22 17:07:43, александр
это - скорее всего, Семен Фирин, начальник Дмитлага.
2019-02-25 15:31:08, Михаил
А мне, кажется, что на марке Семен Фирин, а на фото Лазарь Коган в свите Сталина.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателия - это динамичное хобби
  • ТОП-7 русских поэтов
  • Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев
  • История одного конверта
  • Филателистическая история одной семьи
  • Молодые филателисты Новой Зеландии
  • Опережая Илона Маска
  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru