ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Милькин и его марки

Антарктида. Неведомая земля

История британских памятных марок

История Минина и Пожарского


Главная  /  Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва

Поиск по статьям:

Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва

2019-02-20 14:20:45, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

«Он готов, наш канал! Скоро наша Москва будет портом пяти морей!». Почему о канале «Волга-Москва» вспомнили только через десять лет?

*  *  *

2 мая 1937 года был открыт канал «Волга-Москва». Сталин на церемонии отсутствовал. Практическое судоходство по нему началось позднее, летом. Но главная задача, ради которой он, собственно, сооружался, была решена – столица теперь гарантированно обеспечивалась питьевой водой. И сегодня, по каналу, в Москву поступает порядка 60% воды, потребляемой горожанами, а в середине 1930-х эта цифра была еще выше. Но для большинства филателистов тема «Канала имени Москвы» берет начало с серии почтовых марок 1947 года, выпущенной уже в ознаменование его 10-летия:

Почему отечественная филателия обратилась к этой теме лишь после войны? 1936-й и 1937-е годы были вообще не слишком богаты на новые оригинальные почтовые миниатюры. Многие, значимые для страны события, остались, скажем так, «за кадром».

На почтовых марках канал «отметился» лишь в начале 1941 года, и то за счет своей флотилии – имеется в виду двадцатикопеечная марка из серии «Индустриализация в СССР», на которой, на заднем плане, изображен (более крупный) один из пассажирских кораблей, построенных на заводе «Красное Сормово» специально к открытию пассажирского судоходства по каналу.

Причина "невнимания" к каналу на официальных почтовых выпусках отчасти может быть объяснена следующим образом. Тема нашла свое отражение на непочтовых, агитационных марках, и это - благодаря Коминтерну.

Аббревиатура AUS в левом нижнем углу марки означает Amigos de la Union Sovietica – Общество друзей СССР, действовавшее на тот момент в Испании. Общество занималось продвижением советских идей среди иностранных рабочих и служащих. Его работу курировал Коминтерн.

Одним из важных направлений работы AUS был выпуск агитационных непочтовых марок. Это было объяснимо – визуальной информации о том, что происходит в первой стране победившего пролетариата на Западе явно недоставало. Придумывать что-то особенное не приходилось, работа строилась на основе фотоматериалов, которые поступали из Советского Союза: 

или:

Особенно в этой работе преуспело испанское Общество друзей СССР: в период Гражданской войны в этой стране было выпущено порядка десяти подобных агитационных серий. Но сейчас нас интересует одна из них:

 

Точнее, одна из марок этой серии – в середине 1970-х годов, когда я впервые увидел ее в коллекции одного из моих знакомых, ходило мнение, что изображенный на ней человек не кто иной, как глава НКВД Н. Ежов (понятное дело, что фотографий самого Ежова в «свободном доступе» тогда было не найти). Кроме того, эта, пусть и непочтовая миниатюра являлась едва ли не первой, на которой «вживую», а не в виде барельефа, был запечатлен И. Сталин.

Точно известен день, когда был сделан снимок, который лег в ее основу – 22 апреля 1937 года. Тогда И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов и Н. Ежов объезжали Икшинский и Центральный районы строительства канала «Волга-Москва». В общей сложности это был третий приезд Сталина на стройку – он пожелал собственными глазами увидеть, как построенный канал заполняют водой. У шлюза №4, в поселке Деденево, под Дмитровом и была сделана фотография.

 

Поездку «вождя народов» освещала пресса, в первую очередь, газета «Правда»:

Возможно, эта заметка как раз и внесла некоторую сумятицу в головы филателистов, некоторые из которых высказывали мнение, что на марке испанского Общества друзей СССР, рядом с К. Ворошиловым, запечатлен Н. Ежов. «Масла в огонь» подлила и открытка, выпущенная через некоторое время, в 1938-м году, на которой, стараниями ретушеров, один из людей исчез «из кадра»:

Известна еще одна фотография, сделанная в тот же день, уже начальником охраны И. Сталина Н. Власиком. Власик, как известно, отлично фотографировал и был своего рода «личным фотографом» вождя и его семьи. Неудивительно, что собираясь на канал 22 апреля 1937 года, он захватил с собой и свой ФЭД.

На ней, за спинами И. Сталина и Н. Ежова, мы видим того же «человека с марки».

Кокарда на фуражке и петлица на левом лацкане шинели выдают в нем работника НКВД, но кто конкретно из руководящего состава комиссариата в этот день был вместе с руководителями партии и государства на шлюзе, мне, сколько я не пытался, выяснить не удалось. Может, это известно кому-нибудь из филателистов?

В том, что человек «с марки» оперативно «исчез» на открытке, нет ничего удивительного. Вояж руководства на канал состоялся практически сразу после известного февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), фактически положившего начало «большому террору», который, отчасти, коснулся и руководства канала. 

Скорей всего Сталин из-за этого и не поехал в Химки на речной вокзал встречать первую флотилию. А ведь в Москву на ней приплыли лучшие из лучших – передовики стройки, рабочие многих советских заводов, создававших для канала оборудование. Корабелы из Нижнего Новгорода специально к этому событию построили четыре новых лайнера – «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов» и «Вячеслав Молотов». Их отличал совершенно новый дизайн (это отметили даже за рубежом), а внутренние помещения были отделаны по высшему разряду и ценными породами дерева.

Теплоход «Иосиф Сталин», впрочем, все же остался запечатленным на двух других, более поздних советских почтовых марках: 

 

И кроме того - в замечательной кинокартине «Волга-Волга»:

…Судьба распорядилась таким образом, что эти корабли, порой уже под другими названиями, можно было видеть на канале еще в 1970-е годы. Правда, «Иосиф Сталин» к этому времени стал «Михаилом Фрунзе», но в памяти по-прежнему оставался флагманским кораблем первой флотилии, прошедшей по каналу Волга-Москва спустя несколько дней после события, оставшегося запечатленным на марке AUS испанского Общества друзей СССР.

Сергей Шаров




Комментарии к статье:
2019-02-22 17:07:43, александр
это - скорее всего, Семен Фирин, начальник Дмитлага.
2019-02-25 15:31:08, Михаил
А мне, кажется, что на марке Семен Фирин, а на фото Лазарь Коган в свите Сталина.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка
  • Русские забавы. Масленица
  • Возвращение нашего Беринга
  • Без кота и жизнь не та
  • Наши соседи, белые медведи
  • Самсон Гамлетович, Мямлик и кот манул
  • История с провенансом. Гиганты филателии: Альфред Лихтенштейн
  • Сергей Филатов: Наша цель - возродить былые традиции
  • Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва
  • Жизнь Гренландии во время войны
  • Латвия. Лучшая марка 2018 года
  • Salon de Mai. Совместная реальность
  • Повод для подарков
  • Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
  • Дом-оборотень попал в каталог
  • Менделеев. Тайна гениальности
  • Литература в марках: Жюль Верн
  • Памятная марка малой Родины
  • «Космонавт N…». История одной марки
  • Марки из вашей коллекции
  • Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение
  • Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
  • Иудаика в филателии Молдовы
  • Цены "УРА В КОСМОС"
  • Нарцисс. Трагедия любви
  • За давностью лет
  • От царского штемпеля - до советского
  • ТОП-10 самых выдающихся марок Канады
  • Такси на почтовых марках
  • Вторая мировая: блокада Ленинграда
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
  • Истории с провенансом. Пять писем для семьи Рамсей
  • Эрос и Психея. Вечная любовь
  • Марки - это о том, что мы живем...
  • Гайдар шагает впереди!
  • ТОП-10. Самые эффектные марки 2018 года
  • Судьба коллекции в руках коллекционера
  • Певцы и марки
  • Португальские сладости - фасоль, с горькой ноткой миндаля
  • Как оформляют свои собрания марок
  • Как остановить фальшивки?

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru