ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире


Главная  /  Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию

Поиск по статьям:

Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию

2019-03-14 07:54:44, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Осенью 1935 года в почтовых отделениях СССР появились новые марки. Красочные и не менее эффектные благодаря техническому переоснащению производства, чем другие марки того времени, они были посвящены III Международному конгрессу по искусству и археологии, который проходил в Ленинграде.

В историко-филателистическом отношении эти почтовые миниатюры очень примечательные. Во-первых, они - первые на европейском континенте, на которых запечатлено произведение искусств народов Востока. Во-вторых, эти марки первыми в мире отрыли для коллекционеров сугубо «научную тему». Почтовых миниатюр, посвященных международным научным форумам до этого времени никто не выпускал.

Но почему Наркомат связи СССР остановил выбор на этом конгрессе и почему художник В. Завьялов запечатлел именно это блюдо из коллекции Эрмитажа, а не что-то другое? Не было ли в выпуске этой серии политического подтекста? Поиск ответов на эти вопросы оказался очень интересным.

В информационно-пропагандистском отношении 1935 год открывал перед Наркоматом связи широкие горизонты, и соберись он просто выйти на «внешнюю» филателистическую орбиту, особых проблем у него бы не возникло. Например, по инициативе советской стороны, в Париже, собрался Международный конгресс писателей в защиту мира. И тема борьбы за мир в тот год нашла свое отражение в отечественных почтовых марках.

В тот же год на Международном конгрессе в Риме, в работе которого приняли участие многие известные советские архитекторы, в центре внимания стояла едва ли не самая «советская» тема – массовое жилищное строительство. Огромный интерес участников конгресса вызвали доклады о генеральном плане реконструкции Москвы, утвержденном в том же году, и о ходе строительства столичного метрополитена. Метро запечатлели в марках в 1935 году. Но опять-таки без международного «подтекста»:

Наконец, в Ленинграде в 1935 году проходил очень представительный XV Международный физиологический конгресс, общий тон которого задал всемирно признанный ученый, Нобелевский лауреат, академик Иван Павлов, заявивший на его открытии о необходимости «окончательного рационального объединения людей и сплочения ученых в борьбе за мир, за жизнь без войн». Казалось бы. Вот он информационный повод. Но нет, отечественная филателистическая пропаганда обошла это событие стороной, а о самом всемирно признанном ученом вспомнили только в 1949 году, когда пришла пора отмечать столетний юбилей:

Выбор был сделан в пользу Конгресса иранистов - темы, как сегодня может показаться, очень далекой от основных пропагандистских «трендов» того времени. Почему же именно этому конгрессу в СССР придавали столь важное значение, что посчитали нужным запечатлеть его на знаках почтовой оплаты?

С начала 1930-х годов советское руководство с большим вниманием следило за тем, что происходит в Персии. Южный сосед СССР, долгое время остававшийся «вотчиной» Великобритании, менялся буквально на глазах. В 1925 году, во многом при поддержке англичан, к власти в этой стране, после переворота, пришел тогдашний премьер-министр Реза-хан Пехлеви.

Осмотревшись и получив титул шаха, теперь уже не Реза-хан, а Реза-шах Пехлеви быстро сообразил, что выступать в роли простого «подпевалы» Лондона будет себе дороже. Пообещав оставить в покое британские нефтяные интересы, Пехлеви, по примеру своего турецкого соседа Мустафы Кемаля Ататюрка, занялся серьезным переустройством собственной страны: был принят Гражданский кодекс, проведена земельная реформа, начали открываться светские школы, постепенно решался «женский» вопрос.

Не удалось британцам и «слепить» из Реза-шаха стопроцентного антисоветчика. Своих коммунистов он, естественно, не жаловал и иранскую компартию очень скоро разогнал. Но с Советским Союзом враждовать не пожелал, может быть, еще и потому, что с Россией был знаком не понаслышке: его предки были родом с Кавказа, а сам Реза Пехлеви начинал военную службу в Персидской казачьей бригаде под руководством русских офицеров. В итоге Персия, несмотря на противодействие англичан, в 1927 году одной из первых признала Советский Союз.

1930-е годы стали временем резкой активизации «большой игры» на Среднем Востоке и особенно в Персии. Реза-шах Пехлеви, несмотря на неудовольствие Великобритании, активно развивал экономическое взаимодействие со своим северным соседом - на СССР приходилось едва ли не 40% персидского внешнеторгового оборота. Но в «персидскую» гонку все активнее включалась Германия, и в ней иранское руководство видело «третью» силу, способную сбалансировать влияние Великобритании и СССР. Германия в своей экономической экспансии «ставила» на промышленные, инфраструктурные проекты и к 1935 году достигла очень многого.

Неудивительно, что когда в 1931 году в Лондоне проходил II Конгресс по персидскому искусству, советское руководство постаралось сделать все, чтобы следующий конгресс прошел «на его» территории, резонно полагая, что он может послужить отличной площадкой для укрепления советского влияния. Англичанам эта идея тогда не очень понравилась, но советскую сторону поддержали и иранцы, и немцы. Не возражали и американцы – Персия в то время не представляла для них особого политического интереса, а научные достижения российской, а позднее и советской школы востоковедения, были признаны во всем мире.

Главной площадкой для проведения конгресса, центральная тема которого звучала как «Отношение искусства Ирана к искусству сопредельных культур», был определен ленинградский Эрмитаж. Ему предстояло принять более трех сотен участников из 25 стран.

Основная работа по организации конгресса легла на плечи академика Иосифа Орбели. Выдающийся востоковед, археолог, он в 1934 году возглавил Эрмитаж и до самой смерти оставался его директором.

Работа предстояла огромная – Эрмитаж в то время пребывал в бедственном состоянии. К приезду гостей предстояло провести капитальные ремонтные и реставрационные работы: отремонтировать прохудившуюся кровлю, привести в порядок фасады, выставочные залы, коридоры, лестницы, разобраться с электропроводкой. Еще предстояло «отселить» ленинградскую Кавалерийскую школу Осоавиахима, которая здесь прописалась и не горела особым желанием куда-то переезжать – вопрос пришлось решать в директивном порядке.

На Эрмитаж работали многие предприятия страны. Но основная тяжесть, безусловно, легла на плечи его сотрудников. «Сменщик» И. Орбели на посту директора главного музея страны академик Б. Пиотровский впоследствии вспоминал: «На выставке, при ее подготовке, я проводил в Эрмитаже целые сутки, спать ходил в турецкие шатры, расставленные на экспозиции. У меня была даже заготовлена табличка, которую я оставлял в своих залах: «Я сплю у султана».

Любопытный факт: для профессоров и старших научных сотрудников Эрмитажа, участвовавших в работе конгресса, за счет государства даже пошили костюмы. Позднее Орбели был вынужден отчитаться за средства, потраченные на их изготовление: «…Означенными костюмами были удовлетворены лишь наиболее тесно связанные с проведением Конгресса работники Эрмитажа. Необходимость в пошивке этих костюмов определялась потребностями проведения Конгресса, но не индивидуальными заявками и запросами сотрудников». 

Сергей Шаров

Продолжение следует - о раскопках, мировых сенсациях и белой лошади, рассыпающей серебро.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru