ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Как Иран входил в советскую филателию. Часть II

Поиск по статьям:

Как Иран входил в советскую филателию. Часть II

2019-03-14 15:27:09, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, все было готово к конгрессу. Он начал работу 10 сентября. С приветственным словом к участникам от имени советского руководства выступил тогдашний Народный комиссар просвещения А. Бубнов.

Как писала газета «Известия», А. Бубнов заявил о «невиданном расцвете советского ирановедения, о той огромной работе, которая ведется в СССР по освоению памятников иранского искусства», подчеркнув при этом важность «любезного содействия иранского правительства». Слова эти были, безусловно, адресованы иранскому премьер-министру Мохаммаду Али Форуги, главе иранской делегации и почетному председателю конгресса. Вторым почетным председателем избрали Председателя СНК В. Молотова. В сторону иранской делегации организаторами конгресса были предприняты не только «словесные» шаги. По инициативе советской стороны персидский язык впервые стал одним из официальных рабочих языков Конгресса. Да и сам конгресс во всех документах именовался конгрессом по иранской, а не персидской культуры – в 1935 году Реза-шах Пехлеви потребовал, чтобы иностранные государства стали официально использовать самоназвание его государства – «Иран». Советская сторона против этого не возражала.

Общегосударственную задачу, поставленную перед организаторами конгресса, сформулировал один из крупнейших советских тюркологов того времени академик А. Самойлович в газете «Правда»: «Мы уверены в том, что наши гости на иранском конгрессе лично убедятся в выдающихся успехах нашего строительства и хозяйственного и культурного. Они убедятся в серьезности и искренности нашего всеобщего стремления к международному миру в интересах счастья всего трудящегося человечества». О достижениях СССР, социалистической национальной политики с трибуны конгресса рассказывали члены советской делегации. Гостей сводили в Русский и Этнографический музеи, на концерт классической музыки, на балет «Бахчисарайский фонтан» (как дань восточной теме), свозили в Петергоф и по этому случаю даже устроили фейерверк. «Советскую» часть культурной программы составил коллективный просмотр художественного фильма «Летчики», который только что вышел на широкий экран и который сам М. Горький назвал одним из лучших советских фильмов.

Газета «Известия» даже завела на своих полосах рубрику «Дневник конгресса» и постоянно публиковала подробные отчеты о том, что происходило в северной столице. Всем участникам конгресса вручили памятные номерные серебряные значки с предсказуемой и вовсе не научной символикой и памятные медали.

…А иранский премьер Мохаммад Али Форуг тем временем в Москве вел непростые переговоры со своим советским визави В. Молотовым. И в центре их внимания были вовсе не перспективы научного сотрудничества. В Иране полным ходом шло строительств Трансиранской железной дороги, которая должна была соединить Персидский залив с Каспийским морем. Ее проект «витал в воздухе» еще с конца XIX века, но поддержки у российских властей не находил, поскольку те вполне обоснованно считали, что давать такой козырь в руки британцев не резон, да и сама прокладка железнодорожных путей в горах северного Ирана казалась чудовищно сложной затеей. Придя к власти, Реза-шах увидел в этом проекте возможность «дистанцироваться» от влияния СССР и Великобритании, объявив его стратегическим приоритетом своей страны и подключил к него реализации немецкие банки и фирмы. За немцами в Иран активно потянулись австрийцы, итальянцы, японцы. Все это вызывало у советской стороны резонные опасения – уже под реальным, а не гипотетическим ударом могли оказаться бакинские нефтяные прииски. Мохаммад Али Форуг убеждал советские власти, что опасения беспочвенны, но до конца сделать это ему не удалось. Через три года, в 1938 году железную дорогу достроили, но итогом «большой игры» Реза-шаха с «третьей силой» в лице Германии стало его свержение и оккупация Ирана СССР и Великобританией в 1941 году.

Ученые же в Ленинграде занимались своим делом. С их точки зрения конгресс действительно был организован блестяще, прежде всего его научная сторона. По достоинству его оценили и ленинградцы – в 84 залах Малого Эрмитажа и Зимнего дворца была организована выставка произведений иранского искусства. В общей сложности она включала в себя 25 000 экспонатов из музеев, библиотек, научных учреждений СССР, государственных и частных собраний из США, Великобритании, Франции. Около 900 предметов доставили из Ирана по специальному распоряжению иранского правительства. Официальное открытие выставки состоялось 12 сентября 1935 г., на второй день работы конгресса. Для широкой публики ее открыли только 18 сентября, и только за этот день ее посетили почти 6 тысяч человек – такого наплыва посетителей Эрмитаж еще не переживал в своей истории. Ажиотаж продолжался и последующие дни. Как потом вспоминали в музее, в качестве экскурсоводов организованных групп были задействованы все его научные сотрудники, и они едва справляясь с наплывом публики. В общей сложности с 18 сентября по 16 декабря в музее побывало более 150 тысяч (!) человек и поток не спадал. Тема оказалась настолько востребованной, что срок работы выставки в итоге продлили до середины лета следующего года. В стране даже организовали выпуск почтовых карточек на эту тему:

В телеграфном отделении ленинградской гостиницы «Англетер», где разместили участников конгресса, в дни его работы «запустили» отправку телеграмм на специальных бланках:

Там же уже за валюту гости могли приобрести различные сувениры, подарочные научные книги, выпущенные в СССР к началу работы конгресса. Безусловно, своим вниманием они не обошли серию почтовых марок, выпущенных к конгрессу. Тем более, что для иранистов-профессионалов она представляла не просто обоснованный интерес – экспонат, изображенный на марках, только недавно оказался в коллекции Эрмитажа, можно было назвать мировой сенсацией.

  

Сасанидская коллекция, к которой относится и серебряное с позолотой блюдо IV века «Шапур II на охоте» — самые известные памятники восточного собрания Эрмитажа. Во-первых, этих произведений искусства вообще не так много в музеях мира. Во-вторых, большая часть их найдена за пределами Ирана. В-третьих, что было очень интересно для специалистов, большая часть из них: кувшины и чаши для вина, вазы для фруктов, подносы, украшенные чеканкой, гравировкой и позолотой, были обнаружены далеко от Ирана, на севере России. В том числе и это блюдо, сразу ставшее «жемчужиной» эрмитажной коллекции.

В 1927 году пастушок, смотревший за стадом в Афанасьевском районе Вятской области, случайно провалился под землю и натолкнулся то ли на ведро, то ли на бадью, полную серебряных изделий. Оказалось – это клад древнего сасанидского серебра. В итоге уже ученые раскопали в Афанасьевском районе аж семь кладов «восточного серебра» – в основном, посуды иранского, византийского и греческого происхождения. Находки в 1935 году, естественно, представили на обозрение участников конгресса и они вызвали всеобщее восхищение. Со своей стороны, ученые объясняли все торговыми связями (меха в обмен на серебро), но в самом Афанасьевском районе еще долго бытовала легенда о белой лошади, которая временами появлялась в их краях и рассыпала серебро.

Завершал работу III Конгресс по иранскому искусству уже в Москве – в столице прошли два его заключительных заседания. Как бы в оправдание темы памятного значка, его участников сводили на Красную площадь, организовали встречу с почетным председателем В. Молотовым.

Последний выразил уверенность в том, что состоявшийся Международный конгресс подтвердил расцвет советской науки, рост ее мирового авторитета, а также надежду на то, что он откроет новые возможности для развития советско-иранского сотрудничества. Жизнь подтвердила первое, но со вторым как-то не задалось.

В Москве иранисты решили собраться через четыре года в Париже. Не собрались – Европе было не до того. IV Конгресс прошел только в 1960 году в Нью-Йорке. Через 8 лет ученых принимал уже Тегеран. А больше иранисты на свои конгрессы не собирались. И тема иранского искусства в отечественной филателии была забыта на тридцать лет - до 1966 года.

Сергей Шаров



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru