ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?

Катар 2022

Вечер в петербургской библиотеке

Филателистическая экспозиция в ЦАГИ


Главная  /  Как Иран входил в советскую филателию. Часть II

Поиск по статьям:

Как Иран входил в советскую филателию. Часть II

2019-03-14 15:27:09, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, все было готово к конгрессу. Он начал работу 10 сентября. С приветственным словом к участникам от имени советского руководства выступил тогдашний Народный комиссар просвещения А. Бубнов.

Как писала газета «Известия», А. Бубнов заявил о «невиданном расцвете советского ирановедения, о той огромной работе, которая ведется в СССР по освоению памятников иранского искусства», подчеркнув при этом важность «любезного содействия иранского правительства». Слова эти были, безусловно, адресованы иранскому премьер-министру Мохаммаду Али Форуги, главе иранской делегации и почетному председателю конгресса. Вторым почетным председателем избрали Председателя СНК В. Молотова. В сторону иранской делегации организаторами конгресса были предприняты не только «словесные» шаги. По инициативе советской стороны персидский язык впервые стал одним из официальных рабочих языков Конгресса. Да и сам конгресс во всех документах именовался конгрессом по иранской, а не персидской культуры – в 1935 году Реза-шах Пехлеви потребовал, чтобы иностранные государства стали официально использовать самоназвание его государства – «Иран». Советская сторона против этого не возражала.

Общегосударственную задачу, поставленную перед организаторами конгресса, сформулировал один из крупнейших советских тюркологов того времени академик А. Самойлович в газете «Правда»: «Мы уверены в том, что наши гости на иранском конгрессе лично убедятся в выдающихся успехах нашего строительства и хозяйственного и культурного. Они убедятся в серьезности и искренности нашего всеобщего стремления к международному миру в интересах счастья всего трудящегося человечества». О достижениях СССР, социалистической национальной политики с трибуны конгресса рассказывали члены советской делегации. Гостей сводили в Русский и Этнографический музеи, на концерт классической музыки, на балет «Бахчисарайский фонтан» (как дань восточной теме), свозили в Петергоф и по этому случаю даже устроили фейерверк. «Советскую» часть культурной программы составил коллективный просмотр художественного фильма «Летчики», который только что вышел на широкий экран и который сам М. Горький назвал одним из лучших советских фильмов.

Газета «Известия» даже завела на своих полосах рубрику «Дневник конгресса» и постоянно публиковала подробные отчеты о том, что происходило в северной столице. Всем участникам конгресса вручили памятные номерные серебряные значки с предсказуемой и вовсе не научной символикой и памятные медали.

…А иранский премьер Мохаммад Али Форуг тем временем в Москве вел непростые переговоры со своим советским визави В. Молотовым. И в центре их внимания были вовсе не перспективы научного сотрудничества. В Иране полным ходом шло строительств Трансиранской железной дороги, которая должна была соединить Персидский залив с Каспийским морем. Ее проект «витал в воздухе» еще с конца XIX века, но поддержки у российских властей не находил, поскольку те вполне обоснованно считали, что давать такой козырь в руки британцев не резон, да и сама прокладка железнодорожных путей в горах северного Ирана казалась чудовищно сложной затеей. Придя к власти, Реза-шах увидел в этом проекте возможность «дистанцироваться» от влияния СССР и Великобритании, объявив его стратегическим приоритетом своей страны и подключил к него реализации немецкие банки и фирмы. За немцами в Иран активно потянулись австрийцы, итальянцы, японцы. Все это вызывало у советской стороны резонные опасения – уже под реальным, а не гипотетическим ударом могли оказаться бакинские нефтяные прииски. Мохаммад Али Форуг убеждал советские власти, что опасения беспочвенны, но до конца сделать это ему не удалось. Через три года, в 1938 году железную дорогу достроили, но итогом «большой игры» Реза-шаха с «третьей силой» в лице Германии стало его свержение и оккупация Ирана СССР и Великобританией в 1941 году.

Ученые же в Ленинграде занимались своим делом. С их точки зрения конгресс действительно был организован блестяще, прежде всего его научная сторона. По достоинству его оценили и ленинградцы – в 84 залах Малого Эрмитажа и Зимнего дворца была организована выставка произведений иранского искусства. В общей сложности она включала в себя 25 000 экспонатов из музеев, библиотек, научных учреждений СССР, государственных и частных собраний из США, Великобритании, Франции. Около 900 предметов доставили из Ирана по специальному распоряжению иранского правительства. Официальное открытие выставки состоялось 12 сентября 1935 г., на второй день работы конгресса. Для широкой публики ее открыли только 18 сентября, и только за этот день ее посетили почти 6 тысяч человек – такого наплыва посетителей Эрмитаж еще не переживал в своей истории. Ажиотаж продолжался и последующие дни. Как потом вспоминали в музее, в качестве экскурсоводов организованных групп были задействованы все его научные сотрудники, и они едва справляясь с наплывом публики. В общей сложности с 18 сентября по 16 декабря в музее побывало более 150 тысяч (!) человек и поток не спадал. Тема оказалась настолько востребованной, что срок работы выставки в итоге продлили до середины лета следующего года. В стране даже организовали выпуск почтовых карточек на эту тему:

В телеграфном отделении ленинградской гостиницы «Англетер», где разместили участников конгресса, в дни его работы «запустили» отправку телеграмм на специальных бланках:

Там же уже за валюту гости могли приобрести различные сувениры, подарочные научные книги, выпущенные в СССР к началу работы конгресса. Безусловно, своим вниманием они не обошли серию почтовых марок, выпущенных к конгрессу. Тем более, что для иранистов-профессионалов она представляла не просто обоснованный интерес – экспонат, изображенный на марках, только недавно оказался в коллекции Эрмитажа, можно было назвать мировой сенсацией.

  

Сасанидская коллекция, к которой относится и серебряное с позолотой блюдо IV века «Шапур II на охоте» — самые известные памятники восточного собрания Эрмитажа. Во-первых, этих произведений искусства вообще не так много в музеях мира. Во-вторых, большая часть их найдена за пределами Ирана. В-третьих, что было очень интересно для специалистов, большая часть из них: кувшины и чаши для вина, вазы для фруктов, подносы, украшенные чеканкой, гравировкой и позолотой, были обнаружены далеко от Ирана, на севере России. В том числе и это блюдо, сразу ставшее «жемчужиной» эрмитажной коллекции.

В 1927 году пастушок, смотревший за стадом в Афанасьевском районе Вятской области, случайно провалился под землю и натолкнулся то ли на ведро, то ли на бадью, полную серебряных изделий. Оказалось – это клад древнего сасанидского серебра. В итоге уже ученые раскопали в Афанасьевском районе аж семь кладов «восточного серебра» – в основном, посуды иранского, византийского и греческого происхождения. Находки в 1935 году, естественно, представили на обозрение участников конгресса и они вызвали всеобщее восхищение. Со своей стороны, ученые объясняли все торговыми связями (меха в обмен на серебро), но в самом Афанасьевском районе еще долго бытовала легенда о белой лошади, которая временами появлялась в их краях и рассыпала серебро.

Завершал работу III Конгресс по иранскому искусству уже в Москве – в столице прошли два его заключительных заседания. Как бы в оправдание темы памятного значка, его участников сводили на Красную площадь, организовали встречу с почетным председателем В. Молотовым.

Последний выразил уверенность в том, что состоявшийся Международный конгресс подтвердил расцвет советской науки, рост ее мирового авторитета, а также надежду на то, что он откроет новые возможности для развития советско-иранского сотрудничества. Жизнь подтвердила первое, но со вторым как-то не задалось.

В Москве иранисты решили собраться через четыре года в Париже. Не собрались – Европе было не до того. IV Конгресс прошел только в 1960 году в Нью-Йорке. Через 8 лет ученых принимал уже Тегеран. А больше иранисты на свои конгрессы не собирались. И тема иранского искусства в отечественной филателии была забыта на тридцать лет - до 1966 года.

Сергей Шаров



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Катар 2022
  • Вечер в петербургской библиотеке
  • Филателистическая экспозиция в ЦАГИ
  • Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru