ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Как рождается «редкость»?

Пожарная техника в филателии

Марки рассказывают о стиле граффити

Охотники за светом


Главная  /  «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?

Поиск по статьям:

«Советский Союз»: что осталось «за кадром»?

2019-04-23 11:38:52, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Когда летом 1959-го года в почтовых отделениях страны появились марки серии «Морской флот СССР», это не вызвало особого удивления – «корабельная» тема была на слуху. В Ленинграде завершалось строительство первого в мире атомохода «Ленин», только что завершившийся внеочередной XXI съезд КПСС поставил перед страной задачу – в ближайшие семь лет не только вдвое увеличить тоннаж и грузооборот отечественного морского флота и оснастить его современными судами, но и серьезно нарастить пассажирские перевозки, особенно в удаленных районах.

Плановые показатели, к слову, тогда перекрыли едва ли не в полтора раза, а темпы развития, взятые в конце 1950-х годов, через пятнадцать лет позволили не только перевести отечественный морской транспорт по общему тоннажу из второй двадцатки на пятое место в мире - к началу 1970-х годов советский морской флот считался еще и самым молодым в мире.

Морские пассажирские лайнеры решающей роли в решении всех этих задач не играли, но для «зарубежья» они должны были служить подтверждением того, что на XXII съезд КПСС в 1959 году назвали «полной и окончательной победой социализма в СССР».

О каждом из лайнеров, что представлены на миниатюрах, можно рассказать немало интересного. И самая, на мой взгляд, захватывающая история связана с первой из них, 10-копеечной маркой «Пассажирская линия Владивосток – Петропавловск-Камчатский».

В каталогах времен СССР лайнер, изображенный на ней, фигурирует под названием «Александр Можайский». Спустя годы оно перекочевало и в некоторые постсоветские каталоги. Но это совсем другой корабль – «Советский Союз».

  

«Александр Можайский»

  

«Советский Союз»

Почему произошла эта «подмена»? Путаница началась в середине 1960-х годов. Как раз в это время начала работать линия «Находка-Иокогама» - первая послевоенная международная морская пассажирская линия, связавшая порты СССР и Японии. На ней-то и работал «Александр Можайский», приписанный, как и «Советский Союз» к порту Владивостока. Составители каталога почтовых марок, выпущенного в 1965 году, не особо вглядываясь в фотографии, посчитали, что на марке (разговоры об открытии пассажирской линии велись еще с середины 1950-х годов) изображен именно «Можайский». А «Советский Союз» работал на каботажной линии, занимался перевозкой людей с их имуществом, продовольствия и других грузов. Да и среди его пассажиров, в основном были те, кто ехали по оргнабору на рыбный промысел.

Тем самым внимание филателистов было невольно «отвлечено» от истории реального лайнера, изображенного на марке. Между тем, она таит в себе немало тематических поворотов - от темы туризма до истории Великой отечественной войны и информационно-пропагандистского противостояния двух политических систем.

Начнем с того, что корабль, запечатленный на марке 1959 года был известен под тремя названиями – «Альберт Баллин», «Ганза» и «Советский Союз».

Альберт Баллин – фигура в истории мирового судоходства удивительная. Фактический создатель крупнейшей пароходной империи в мире, он был еще и основателем совершенно нового тогда направления в туристическом бизнесе – морских круизов.

Карьеру Альберт Баллин начал семнадцатилетним сотрудником их семейной фирмы, которая занималась организацией выезда немецких эмигрантов за границу, главным образом в США. Желающих в середине XIX века отправиться за океан было предостаточно, только плыли они на грузовых судах, в трюмах. В начале 1880-х гг. Баллин предложил одному судовладельцу переоборудовать для перевозки пассажиров два грузовых парохода. Тот пожал плечами, но согласился. Но неожиданно для многих бизнес оказался очень прибыльным - спустя два года компания Баллина имела уже пять пассажирских судов. На обратном пути из Америки в Европу пароходы, чтобы не идти порожняком, брали на борт различные грузы. И очень скоро между компанией Баллина и крупнейшей немецкой пароходной компанией HAPAG разгорелась нешуточная «война цен». Закончилась она тем, что они договорились о слиянии, Альберт Баллин, которому исполнился лишь 31 год, вошел в ее совет директоров и скоро стал ее руководителем.

Взвалив на свои плечи груз ответственности за огромный даже по географическим меркам бизнес (в картель, к слову, входила и флотилия Русского Восточно-Азиатского общества, обслуживавшего пароходные линии на Дальнем Востоке), Баллин продолжал думать над тем, как еще больше «монетизировать» пассажирские перевозки. И здесь неожиданно для себя нашел единомышленника. Им оказался его ровесник, недавно взошедший на престол германский император Вильгельм II.

Кайзер, можно сказать, был «болен морем» и придавал огромное значение развитию германского флота. Неудивительно, что гамбургская компания HAPAG и ее руководитель Альберт Баллин оказались в поле его зрения. Вильгельм II начал регулярно наезжать в Гамбург - Баллин даже построил для его приездов отдельную виллу. Во время очередных «посиделок» на ней и родилась идея открыть совершенно новое тогда направление в пассажирском морском бизнесе - круизы. Переезд из одной страны в другую морем было делом обычным, а вот организовать для пассажиров отдых на борту судна в тёплых широтах – дело другое!

Сказано - сделано. Вильгельм II выступил в роли рекламного агента, и в январе 1891 года цвет немецкого общества отправился на пароходе Альберта Баллина, названном в честь матери Вильгельма II «Августа Виктория» в первый в мире круиз по Средиземному морю.

Первый блин не вышел комом: спрос на круизы неожиданно оказался настолько высоким, что компания начала открывать все новые и новые маршруты – в Северную и Южную Америки, в Индийский океан. Для особо любознательных и не обремененных домашними заботами даже предлагались 110-дневные кругосветные плавания. На кораблях компании Баллина были открыты почтовые отделения и пассажиры ими активно пользовались, тем более что HAPAG постоянно подогревали их интерес многочисленными фирменными почтовыми карточками и виньетками. И сегодня в Германии коллекционирование этих почтовых отправлений занятие весьма распространенное.

  

  

Интересная деталь: первый в мире круизный пароход «Августа Виктория» в 1904 году купило наше царское правительство. Но вовсе не для того, чтобы возить на нем праздных туристов – его переоборудовали во вспомогательный крейсер, переименовали в «Кубань» и отправили (как позднее и другой корабль HAPAG, «Советский Союз») на Дальний Восток на Русско-японскую войну.

Биpнес Альберта Баллина рухнул с началом Первой мировой войны. После поражения Германии почти весь немецкий флот поделили между собой союзники-победители. Альберт Баллин не смог пережить краха Империи - 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, он покончил жизнь самоубийством. Надо отдать должное немцам – после тяжелейшего поражения они не опустили руки. Уже в декабре 1918 года в HAPAG приняли решение о постройке четырех новых лайнеров. Первое из них, которое назвали в честь бывшего президента компании «Альберт Баллин» заложили летом 1921 года, И спустя два года оно отправилось в свой первый трансатлантический рейс.

Сергей Шаров

Продолжение следует - как «Альберт Баллин» стал «Ганзой» и попал в СССР.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru