ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Наследие принца Альберта

Аполлон-11. Гигантский скачок человечества

Истоки атома

Вышиваем марки


Главная  /  «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?

Поиск по статьям:

«Советский Союз»: что осталось «за кадром»?

2019-04-23 11:38:52, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Когда летом 1959-го года в почтовых отделениях страны появились марки серии «Морской флот СССР», это не вызвало особого удивления – «корабельная» тема была на слуху. В Ленинграде завершалось строительство первого в мире атомохода «Ленин», только что завершившийся внеочередной XXI съезд КПСС поставил перед страной задачу – в ближайшие семь лет не только вдвое увеличить тоннаж и грузооборот отечественного морского флота и оснастить его современными судами, но и серьезно нарастить пассажирские перевозки, особенно в удаленных районах.

Плановые показатели, к слову, тогда перекрыли едва ли не в полтора раза, а темпы развития, взятые в конце 1950-х годов, через пятнадцать лет позволили не только перевести отечественный морской транспорт по общему тоннажу из второй двадцатки на пятое место в мире - к началу 1970-х годов советский морской флот считался еще и самым молодым в мире.

Морские пассажирские лайнеры решающей роли в решении всех этих задач не играли, но для «зарубежья» они должны были служить подтверждением того, что на XXII съезд КПСС в 1959 году назвали «полной и окончательной победой социализма в СССР».

О каждом из лайнеров, что представлены на миниатюрах, можно рассказать немало интересного. И самая, на мой взгляд, захватывающая история связана с первой из них, 10-копеечной маркой «Пассажирская линия Владивосток – Петропавловск-Камчатский».

В каталогах времен СССР лайнер, изображенный на ней, фигурирует под названием «Александр Можайский». Спустя годы оно перекочевало и в некоторые постсоветские каталоги. Но это совсем другой корабль – «Советский Союз».

  

«Александр Можайский»

  

«Советский Союз»

Почему произошла эта «подмена»? Путаница началась в середине 1960-х годов. Как раз в это время начала работать линия «Находка-Иокогама» - первая послевоенная международная морская пассажирская линия, связавшая порты СССР и Японии. На ней-то и работал «Александр Можайский», приписанный, как и «Советский Союз» к порту Владивостока. Составители каталога почтовых марок, выпущенного в 1965 году, не особо вглядываясь в фотографии, посчитали, что на марке (разговоры об открытии пассажирской линии велись еще с середины 1950-х годов) изображен именно «Можайский». А «Советский Союз» работал на каботажной линии, занимался перевозкой людей с их имуществом, продовольствия и других грузов. Да и среди его пассажиров, в основном были те, кто ехали по оргнабору на рыбный промысел.

Тем самым внимание филателистов было невольно «отвлечено» от истории реального лайнера, изображенного на марке. Между тем, она таит в себе немало тематических поворотов - от темы туризма до истории Великой отечественной войны и информационно-пропагандистского противостояния двух политических систем.

Начнем с того, что корабль, запечатленный на марке 1959 года был известен под тремя названиями – «Альберт Баллин», «Ганза» и «Советский Союз».

Альберт Баллин – фигура в истории мирового судоходства удивительная. Фактический создатель крупнейшей пароходной империи в мире, он был еще и основателем совершенно нового тогда направления в туристическом бизнесе – морских круизов.

Карьеру Альберт Баллин начал семнадцатилетним сотрудником их семейной фирмы, которая занималась организацией выезда немецких эмигрантов за границу, главным образом в США. Желающих в середине XIX века отправиться за океан было предостаточно, только плыли они на грузовых судах, в трюмах. В начале 1880-х гг. Баллин предложил одному судовладельцу переоборудовать для перевозки пассажиров два грузовых парохода. Тот пожал плечами, но согласился. Но неожиданно для многих бизнес оказался очень прибыльным - спустя два года компания Баллина имела уже пять пассажирских судов. На обратном пути из Америки в Европу пароходы, чтобы не идти порожняком, брали на борт различные грузы. И очень скоро между компанией Баллина и крупнейшей немецкой пароходной компанией HAPAG разгорелась нешуточная «война цен». Закончилась она тем, что они договорились о слиянии, Альберт Баллин, которому исполнился лишь 31 год, вошел в ее совет директоров и скоро стал ее руководителем.

Взвалив на свои плечи груз ответственности за огромный даже по географическим меркам бизнес (в картель, к слову, входила и флотилия Русского Восточно-Азиатского общества, обслуживавшего пароходные линии на Дальнем Востоке), Баллин продолжал думать над тем, как еще больше «монетизировать» пассажирские перевозки. И здесь неожиданно для себя нашел единомышленника. Им оказался его ровесник, недавно взошедший на престол германский император Вильгельм II.

Кайзер, можно сказать, был «болен морем» и придавал огромное значение развитию германского флота. Неудивительно, что гамбургская компания HAPAG и ее руководитель Альберт Баллин оказались в поле его зрения. Вильгельм II начал регулярно наезжать в Гамбург - Баллин даже построил для его приездов отдельную виллу. Во время очередных «посиделок» на ней и родилась идея открыть совершенно новое тогда направление в пассажирском морском бизнесе - круизы. Переезд из одной страны в другую морем было делом обычным, а вот организовать для пассажиров отдых на борту судна в тёплых широтах – дело другое!

Сказано - сделано. Вильгельм II выступил в роли рекламного агента, и в январе 1891 года цвет немецкого общества отправился на пароходе Альберта Баллина, названном в честь матери Вильгельма II «Августа Виктория» в первый в мире круиз по Средиземному морю.

Первый блин не вышел комом: спрос на круизы неожиданно оказался настолько высоким, что компания начала открывать все новые и новые маршруты – в Северную и Южную Америки, в Индийский океан. Для особо любознательных и не обремененных домашними заботами даже предлагались 110-дневные кругосветные плавания. На кораблях компании Баллина были открыты почтовые отделения и пассажиры ими активно пользовались, тем более что HAPAG постоянно подогревали их интерес многочисленными фирменными почтовыми карточками и виньетками. И сегодня в Германии коллекционирование этих почтовых отправлений занятие весьма распространенное.

  

  

Интересная деталь: первый в мире круизный пароход «Августа Виктория» в 1904 году купило наше царское правительство. Но вовсе не для того, чтобы возить на нем праздных туристов – его переоборудовали во вспомогательный крейсер, переименовали в «Кубань» и отправили (как позднее и другой корабль HAPAG, «Советский Союз») на Дальний Восток на Русско-японскую войну.

Биpнес Альберта Баллина рухнул с началом Первой мировой войны. После поражения Германии почти весь немецкий флот поделили между собой союзники-победители. Альберт Баллин не смог пережить краха Империи - 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, он покончил жизнь самоубийством. Надо отдать должное немцам – после тяжелейшего поражения они не опустили руки. Уже в декабре 1918 года в HAPAG приняли решение о постройке четырех новых лайнеров. Первое из них, которое назвали в честь бывшего президента компании «Альберт Баллин» заложили летом 1921 года, И спустя два года оно отправилось в свой первый трансатлантический рейс.

Сергей Шаров

Продолжение следует - как «Альберт Баллин» стал «Ганзой» и попал в СССР.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка
  • Русские забавы. Масленица
  • Возвращение нашего Беринга
  • Без кота и жизнь не та
  • Наши соседи, белые медведи
  • Самсон Гамлетович, Мямлик и кот манул
  • История с провенансом. Гиганты филателии: Альфред Лихтенштейн
  • Сергей Филатов: Наша цель - возродить былые традиции
  • Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва
  • Жизнь Гренландии во время войны
  • Латвия. Лучшая марка 2018 года
  • Salon de Mai. Совместная реальность
  • Повод для подарков
  • Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
  • Дом-оборотень попал в каталог
  • Менделеев. Тайна гениальности
  • Литература в марках: Жюль Верн
  • Памятная марка малой Родины
  • «Космонавт N…». История одной марки
  • Марки из вашей коллекции
  • Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение
  • Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
  • Иудаика в филателии Молдовы
  • Цены "УРА В КОСМОС"
  • Нарцисс. Трагедия любви
  • За давностью лет
  • От царского штемпеля - до советского
  • ТОП-10 самых выдающихся марок Канады
  • Такси на почтовых марках
  • Вторая мировая: блокада Ленинграда
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
  • Истории с провенансом. Пять писем для семьи Рамсей
  • Эрос и Психея. Вечная любовь
  • Марки - это о том, что мы живем...
  • Гайдар шагает впереди!
  • ТОП-10. Самые эффектные марки 2018 года
  • Судьба коллекции в руках коллекционера
  • Певцы и марки
  • Португальские сладости - фасоль, с горькой ноткой миндаля
  • Как оформляют свои собрания марок
  • Как остановить фальшивки?
  • Он - не читатель, он - писатель
  • Любовь на почтовых марках
  • Cамая красивая марка SEPAC 2018
  • Как собирать Россию?
  • История рождественской открытки: ангелы и Дед-Мороз в космосе
  • Лучшая марка Кыргызстана 2018 года
  • Башни с часами
  • Ожившая история
  • Рождественское перемирие
  • «Перекоп» в филателии
  • Как в прошлом веке поздравляли друг друга с Рождеством
  • Рождественская карточка: мать новогодней открытки
  • Магазин почтовых марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru