ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Наследие принца Альберта

Аполлон-11. Гигантский скачок человечества

Истоки атома

Вышиваем марки


Главная  /  «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II

Поиск по статьям:

«Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II

2019-04-24 12:08:15, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак,  «Альберт Баллин» отправился в свой первый трансатлантический рейс. По этому поводу ливерпульский «Коммерческий журнал» писал: «Мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда – настоящие новинки в судостроении».

А рекламный буклет лайнера обещал: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе».

Изображение «Альберта Баллина» той поры сегодня можно встретить разве что на старых фотографиях и на рекламном плакате HAPAG. Его двойнику «Гамбургу» повезло больше – он запечатлен еще и на немецкой марке 1937 года. «Альберт Баллин» несколько раз модернизировали, даже удлинили почти на 13 метров. Он был способен принять на борт более полутора тысяч пассажиров. Интерес к кораблю в стране был настолько велик, что о его переоборудовании даже сняли документальный фильм и «крутили» его в кинотеатрах.

В последний раз модернизацию судно прошло в 1934 году. Но из дока корабль вышел уже под своим новым именем – «Ганза». Руководство Третьего Рейха посчитало недопустимым, чтобы немецкий океанский лайнер носил имя еврея Альберта Баллина.

«Ганза»

В последний трансатлантический рейс «Ганза» вышла 27 июля 1939 года. Спустя десять дней корабль вернулся в Гамбург. Еще через месяц началась Вторая мировая война. Немецкие «Кригсмарине» использовали «Ганзу» в качестве казармы для военных моряков. Та же участь была уготована другим пассажирским лайнерам, в том числе и «Вильгельму Густлову».

В январе 1945 года «Ганза» и «Вильгельм Густлов» «сошлись» в порту Готенхафен, нынешней польской Гдыне. Они должны были обеспечить эвакуацию немецких войск из Данцига. Через четыре часа после выхода конвоя из порта на «Ганзе» «полетела» главная машина. Корабли сопровождения остановились, чтобы снять с «Ганзы» людей. Капитан «Вильгельма Густлова», однако, заявил, что его корабль и без того заполнен под завязку, не стал дожидаться прибытия новых кораблей охранения и отправился дальше в одиночку. Тут «Густлова» и «подловил» командир подлодки «С-13» Александр Маринеско. Пошел бы он в свою знаменитую атаку, окажись перед ним полноценный конвой? Ответить на этот вопрос мог бы только сам Александр Маринеско. Но факт остается фактом – поломка на «Ганзе» развязала руки отважному подводнику.

Сама «Ганза» спустя пару месяцев тоже нашла свой конец на морском дне. Продолжая эвакуацию немецких войск из Восточной Пруссии, корабль подорвался на мине. Пассажирам и команде удалось спастись – после взрыва «Ганза» долго оставался на плаву, а место катастрофы было не очень глубоким, так что корабль частично остался выступать над водой.

История, как это не покажется странным, имеет свойство иногда повторяться - по решению теперь уже Потсдамской конференции военно-морской и торговый флоты Германии разделили между собой страны-победители. В числе судов, которые отходили СССР, оказалась и «Ганза». Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла корабль, на верфи в ГДР его поставили на ход и получив уже третье имя - «Советский Союз», он направился в Севастополь. Там его должны были уже окончательно довести до ума.

Взглянуть, как идут работы на «Советском Союзе», в Севастополь приезжали многие партийные и государственные чиновники – Л. Брежнев, Н. Косыгин, Г. Жуков. Но больше других «шума» наделал Н. Хрущев, пожаловавший в док на пару с тогдашним коммунистическим лидером Венгрии М. Ракоши. Никита Сергеевич с места в карьер надавал рабочим массу «ценных указаний» – в отличие от остальных советских лидеров он в поездках часто пользовался речным и морским транспортом и поэтому считал себя большим специалистом. Матьяш Ракоши, надо полагать, думал о своем – его страна стремительно катилась в кризис и через год в Венгрии грянуло кровавое антикоммунистическое восстание. 

 

Внешний облик лайнера после Севастополя снова изменился и в марте 1957 года «Советский Союз», не без проблем пройдя Босфор – корабли такого размера наши моряки там не проводили, через Суэцкий канал отправился во Владивосток и вышел на Камчатскую экспрессную линию. На ней он оставался до самого конца.

Со временем, когда каботажный пассажиропоток начал снижаться, Дальневосточное морское пароходство запустило круизные рейсы «Из зимы в лето». «Советский Союз» выходил из Владивостока, не заходя в зарубежные порты, спускался к экватору, а затем возвращался во Владивосток. Круиз был очень популярным в СССР, ведь он не требовал от пассажиров получения загранпаспортов – просто приобрел, если повезет, путевку, и плыви себе в удовольствие.

Один из таких зимних круизов «Советского Союза» вошел в историю. Еще бы, в декабре 1974 года с него совершил побег, прыгнув с кормы судна в воду, один из туристов! Без еды, воды и сна он проплыл почти 100 километров, пока не добрался до одного из филлипинских островов. Им был сотрудник Института океанологии АН СССР Станислав Курилов. В институте он считался «невыездным» - его сестра в свое время вышла замуж за индуса, а потом вместе с ним переехала в Канаду, без пяти минут «гнездо» империализма.

Свою океанскую эпопею он позднее подробно описал в своей книге «Один в океане». В постсоветские времена она была издана и у нас. Западные радиостанции попытались было представить Курилова очередным отважным диссидентом, раз за разом обыгрывая тот факт, что из Советского Союза он уплыл на «Советском Союзе». Но в политику Станислав «вписываться» не пожелал, хотя в СССР его сразу заочно осудили «за измену Родине», и занялся морскими исследованиями. К тому же он был инструктором по глубоководному погружению. Это в итоге и привело его к гибели: в 1998 году, освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, воздуха, чтобы выбраться на поверхность, ему не хватило.

Еще раньше «ушел» «Советский Союз». В 1980 году корабль поставили на прикол и начали готовить к сдаче на металлолом. Одновременно с этим его переименовали в последний раз – в «Тобольск». Почему переименовали, понятно: не отправлять же на разделку «Советский Союз»! Но почему именно «Тобольск», в чем провинился этот город - загадка. Может быть, потому что с Тобольска началась знаменитая «сибирская ссылка» и наши коммунисты об этом помнили?

Еще какое-то время, пока «Тобольск» стоял во Владивостоке, на его борту проходили занятия курсантов Владивостокского высшего мореходного училища, нынешнего Морского государственного университета. Старый корабль словно передавал эстафету новому поколению советских покорителей океанов. В 1982 году лайнер, наконец, отправился в свое последнее плавание - на разделку в Гонконг.

И все же с водной карты СССР «Советский Союз» не исчез. Круизное дело «Советского Союза», правда, не на море, а на Волге, продолжал его полный «тезка»...

Но это уже совсем другая история.

Сергей Шаров



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка
  • Русские забавы. Масленица
  • Возвращение нашего Беринга
  • Без кота и жизнь не та
  • Наши соседи, белые медведи
  • Самсон Гамлетович, Мямлик и кот манул
  • История с провенансом. Гиганты филателии: Альфред Лихтенштейн
  • Сергей Филатов: Наша цель - возродить былые традиции
  • Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва
  • Жизнь Гренландии во время войны
  • Латвия. Лучшая марка 2018 года
  • Salon de Mai. Совместная реальность
  • Повод для подарков
  • Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
  • Дом-оборотень попал в каталог
  • Менделеев. Тайна гениальности
  • Литература в марках: Жюль Верн
  • Памятная марка малой Родины
  • «Космонавт N…». История одной марки
  • Марки из вашей коллекции
  • Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение
  • Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
  • Иудаика в филателии Молдовы
  • Цены "УРА В КОСМОС"
  • Нарцисс. Трагедия любви
  • За давностью лет
  • От царского штемпеля - до советского
  • ТОП-10 самых выдающихся марок Канады
  • Такси на почтовых марках
  • Вторая мировая: блокада Ленинграда
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
  • Истории с провенансом. Пять писем для семьи Рамсей
  • Эрос и Психея. Вечная любовь
  • Марки - это о том, что мы живем...
  • Гайдар шагает впереди!
  • ТОП-10. Самые эффектные марки 2018 года
  • Судьба коллекции в руках коллекционера
  • Певцы и марки
  • Португальские сладости - фасоль, с горькой ноткой миндаля
  • Как оформляют свои собрания марок
  • Как остановить фальшивки?
  • Он - не читатель, он - писатель
  • Любовь на почтовых марках
  • Cамая красивая марка SEPAC 2018
  • Как собирать Россию?
  • История рождественской открытки: ангелы и Дед-Мороз в космосе
  • Лучшая марка Кыргызстана 2018 года
  • Башни с часами
  • Ожившая история
  • Рождественское перемирие
  • «Перекоп» в филателии
  • Как в прошлом веке поздравляли друг друга с Рождеством
  • Рождественская карточка: мать новогодней открытки
  • Магазин почтовых марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru