«Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
2019-04-24 12:08:15, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Итак, «Альберт Баллин» отправился в свой первый трансатлантический рейс. По этому поводу ливерпульский «Коммерческий журнал» писал: «Мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда – настоящие новинки в судостроении».
А рекламный буклет лайнера обещал: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе».
Изображение «Альберта Баллина» той поры сегодня можно встретить разве что на старых фотографиях и на рекламном плакате HAPAG. Его двойнику «Гамбургу» повезло больше – он запечатлен еще и на немецкой марке 1937 года. «Альберт Баллин» несколько раз модернизировали, даже удлинили почти на 13 метров. Он был способен принять на борт более полутора тысяч пассажиров. Интерес к кораблю в стране был настолько велик, что о его переоборудовании даже сняли документальный фильм и «крутили» его в кинотеатрах.
В последний раз модернизацию судно прошло в 1934 году. Но из дока корабль вышел уже под своим новым именем – «Ганза». Руководство Третьего Рейха посчитало недопустимым, чтобы немецкий океанский лайнер носил имя еврея Альберта Баллина.
«Ганза»
В последний трансатлантический рейс «Ганза» вышла 27 июля 1939 года. Спустя десять дней корабль вернулся в Гамбург. Еще через месяц началась Вторая мировая война. Немецкие «Кригсмарине» использовали «Ганзу» в качестве казармы для военных моряков. Та же участь была уготована другим пассажирским лайнерам, в том числе и «Вильгельму Густлову».
В январе 1945 года «Ганза» и «Вильгельм Густлов» «сошлись» в порту Готенхафен, нынешней польской Гдыне. Они должны были обеспечить эвакуацию немецких войск из Данцига. Через четыре часа после выхода конвоя из порта на «Ганзе» «полетела» главная машина. Корабли сопровождения остановились, чтобы снять с «Ганзы» людей. Капитан «Вильгельма Густлова», однако, заявил, что его корабль и без того заполнен под завязку, не стал дожидаться прибытия новых кораблей охранения и отправился дальше в одиночку. Тут «Густлова» и «подловил» командир подлодки «С-13» Александр Маринеско. Пошел бы он в свою знаменитую атаку, окажись перед ним полноценный конвой? Ответить на этот вопрос мог бы только сам Александр Маринеско. Но факт остается фактом – поломка на «Ганзе» развязала руки отважному подводнику.
Сама «Ганза» спустя пару месяцев тоже нашла свой конец на морском дне. Продолжая эвакуацию немецких войск из Восточной Пруссии, корабль подорвался на мине. Пассажирам и команде удалось спастись – после взрыва «Ганза» долго оставался на плаву, а место катастрофы было не очень глубоким, так что корабль частично остался выступать над водой.
История, как это не покажется странным, имеет свойство иногда повторяться - по решению теперь уже Потсдамской конференции военно-морской и торговый флоты Германии разделили между собой страны-победители. В числе судов, которые отходили СССР, оказалась и «Ганза». Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла корабль, на верфи в ГДР его поставили на ход и получив уже третье имя - «Советский Союз», он направился в Севастополь. Там его должны были уже окончательно довести до ума.
Взглянуть, как идут работы на «Советском Союзе», в Севастополь приезжали многие партийные и государственные чиновники – Л. Брежнев, Н. Косыгин, Г. Жуков. Но больше других «шума» наделал Н. Хрущев, пожаловавший в док на пару с тогдашним коммунистическим лидером Венгрии М. Ракоши. Никита Сергеевич с места в карьер надавал рабочим массу «ценных указаний» – в отличие от остальных советских лидеров он в поездках часто пользовался речным и морским транспортом и поэтому считал себя большим специалистом. Матьяш Ракоши, надо полагать, думал о своем – его страна стремительно катилась в кризис и через год в Венгрии грянуло кровавое антикоммунистическое восстание.
Внешний облик лайнера после Севастополя снова изменился и в марте 1957 года «Советский Союз», не без проблем пройдя Босфор – корабли такого размера наши моряки там не проводили, через Суэцкий канал отправился во Владивосток и вышел на Камчатскую экспрессную линию. На ней он оставался до самого конца.
Со временем, когда каботажный пассажиропоток начал снижаться, Дальневосточное морское пароходство запустило круизные рейсы «Из зимы в лето». «Советский Союз» выходил из Владивостока, не заходя в зарубежные порты, спускался к экватору, а затем возвращался во Владивосток. Круиз был очень популярным в СССР, ведь он не требовал от пассажиров получения загранпаспортов – просто приобрел, если повезет, путевку, и плыви себе в удовольствие.
Один из таких зимних круизов «Советского Союза» вошел в историю. Еще бы, в декабре 1974 года с него совершил побег, прыгнув с кормы судна в воду, один из туристов! Без еды, воды и сна он проплыл почти 100 километров, пока не добрался до одного из филлипинских островов. Им был сотрудник Института океанологии АН СССР Станислав Курилов. В институте он считался «невыездным» - его сестра в свое время вышла замуж за индуса, а потом вместе с ним переехала в Канаду, без пяти минут «гнездо» империализма.
Свою океанскую эпопею он позднее подробно описал в своей книге «Один в океане». В постсоветские времена она была издана и у нас. Западные радиостанции попытались было представить Курилова очередным отважным диссидентом, раз за разом обыгрывая тот факт, что из Советского Союза он уплыл на «Советском Союзе». Но в политику Станислав «вписываться» не пожелал, хотя в СССР его сразу заочно осудили «за измену Родине», и занялся морскими исследованиями. К тому же он был инструктором по глубоководному погружению. Это в итоге и привело его к гибели: в 1998 году, освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, воздуха, чтобы выбраться на поверхность, ему не хватило.
Еще раньше «ушел» «Советский Союз». В 1980 году корабль поставили на прикол и начали готовить к сдаче на металлолом. Одновременно с этим его переименовали в последний раз – в «Тобольск». Почему переименовали, понятно: не отправлять же на разделку «Советский Союз»! Но почему именно «Тобольск», в чем провинился этот город - загадка. Может быть, потому что с Тобольска началась знаменитая «сибирская ссылка» и наши коммунисты об этом помнили?
Еще какое-то время, пока «Тобольск» стоял во Владивостоке, на его борту проходили занятия курсантов Владивостокского высшего мореходного училища, нынешнего Морского государственного университета. Старый корабль словно передавал эстафету новому поколению советских покорителей океанов. В 1982 году лайнер, наконец, отправился в свое последнее плавание - на разделку в Гонконг.
И все же с водной карты СССР «Советский Союз» не исчез. Круизное дело «Советского Союза», правда, не на море, а на Волге, продолжал его полный «тезка»...
Но это уже совсем другая история.
Сергей Шаров