ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?

Катар 2022

Вечер в петербургской библиотеке

Филателистическая экспозиция в ЦАГИ


Главная  /  «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II

Поиск по статьям:

«Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II

2019-04-24 12:08:15, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак,  «Альберт Баллин» отправился в свой первый трансатлантический рейс. По этому поводу ливерпульский «Коммерческий журнал» писал: «Мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда – настоящие новинки в судостроении».

А рекламный буклет лайнера обещал: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе».

Изображение «Альберта Баллина» той поры сегодня можно встретить разве что на старых фотографиях и на рекламном плакате HAPAG. Его двойнику «Гамбургу» повезло больше – он запечатлен еще и на немецкой марке 1937 года. «Альберт Баллин» несколько раз модернизировали, даже удлинили почти на 13 метров. Он был способен принять на борт более полутора тысяч пассажиров. Интерес к кораблю в стране был настолько велик, что о его переоборудовании даже сняли документальный фильм и «крутили» его в кинотеатрах.

В последний раз модернизацию судно прошло в 1934 году. Но из дока корабль вышел уже под своим новым именем – «Ганза». Руководство Третьего Рейха посчитало недопустимым, чтобы немецкий океанский лайнер носил имя еврея Альберта Баллина.

«Ганза»

В последний трансатлантический рейс «Ганза» вышла 27 июля 1939 года. Спустя десять дней корабль вернулся в Гамбург. Еще через месяц началась Вторая мировая война. Немецкие «Кригсмарине» использовали «Ганзу» в качестве казармы для военных моряков. Та же участь была уготована другим пассажирским лайнерам, в том числе и «Вильгельму Густлову».

В январе 1945 года «Ганза» и «Вильгельм Густлов» «сошлись» в порту Готенхафен, нынешней польской Гдыне. Они должны были обеспечить эвакуацию немецких войск из Данцига. Через четыре часа после выхода конвоя из порта на «Ганзе» «полетела» главная машина. Корабли сопровождения остановились, чтобы снять с «Ганзы» людей. Капитан «Вильгельма Густлова», однако, заявил, что его корабль и без того заполнен под завязку, не стал дожидаться прибытия новых кораблей охранения и отправился дальше в одиночку. Тут «Густлова» и «подловил» командир подлодки «С-13» Александр Маринеско. Пошел бы он в свою знаменитую атаку, окажись перед ним полноценный конвой? Ответить на этот вопрос мог бы только сам Александр Маринеско. Но факт остается фактом – поломка на «Ганзе» развязала руки отважному подводнику.

Сама «Ганза» спустя пару месяцев тоже нашла свой конец на морском дне. Продолжая эвакуацию немецких войск из Восточной Пруссии, корабль подорвался на мине. Пассажирам и команде удалось спастись – после взрыва «Ганза» долго оставался на плаву, а место катастрофы было не очень глубоким, так что корабль частично остался выступать над водой.

История, как это не покажется странным, имеет свойство иногда повторяться - по решению теперь уже Потсдамской конференции военно-морской и торговый флоты Германии разделили между собой страны-победители. В числе судов, которые отходили СССР, оказалась и «Ганза». Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла корабль, на верфи в ГДР его поставили на ход и получив уже третье имя - «Советский Союз», он направился в Севастополь. Там его должны были уже окончательно довести до ума.

Взглянуть, как идут работы на «Советском Союзе», в Севастополь приезжали многие партийные и государственные чиновники – Л. Брежнев, Н. Косыгин, Г. Жуков. Но больше других «шума» наделал Н. Хрущев, пожаловавший в док на пару с тогдашним коммунистическим лидером Венгрии М. Ракоши. Никита Сергеевич с места в карьер надавал рабочим массу «ценных указаний» – в отличие от остальных советских лидеров он в поездках часто пользовался речным и морским транспортом и поэтому считал себя большим специалистом. Матьяш Ракоши, надо полагать, думал о своем – его страна стремительно катилась в кризис и через год в Венгрии грянуло кровавое антикоммунистическое восстание. 

 

Внешний облик лайнера после Севастополя снова изменился и в марте 1957 года «Советский Союз», не без проблем пройдя Босфор – корабли такого размера наши моряки там не проводили, через Суэцкий канал отправился во Владивосток и вышел на Камчатскую экспрессную линию. На ней он оставался до самого конца.

Со временем, когда каботажный пассажиропоток начал снижаться, Дальневосточное морское пароходство запустило круизные рейсы «Из зимы в лето». «Советский Союз» выходил из Владивостока, не заходя в зарубежные порты, спускался к экватору, а затем возвращался во Владивосток. Круиз был очень популярным в СССР, ведь он не требовал от пассажиров получения загранпаспортов – просто приобрел, если повезет, путевку, и плыви себе в удовольствие.

Один из таких зимних круизов «Советского Союза» вошел в историю. Еще бы, в декабре 1974 года с него совершил побег, прыгнув с кормы судна в воду, один из туристов! Без еды, воды и сна он проплыл почти 100 километров, пока не добрался до одного из филлипинских островов. Им был сотрудник Института океанологии АН СССР Станислав Курилов. В институте он считался «невыездным» - его сестра в свое время вышла замуж за индуса, а потом вместе с ним переехала в Канаду, без пяти минут «гнездо» империализма.

Свою океанскую эпопею он позднее подробно описал в своей книге «Один в океане». В постсоветские времена она была издана и у нас. Западные радиостанции попытались было представить Курилова очередным отважным диссидентом, раз за разом обыгрывая тот факт, что из Советского Союза он уплыл на «Советском Союзе». Но в политику Станислав «вписываться» не пожелал, хотя в СССР его сразу заочно осудили «за измену Родине», и занялся морскими исследованиями. К тому же он был инструктором по глубоководному погружению. Это в итоге и привело его к гибели: в 1998 году, освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, воздуха, чтобы выбраться на поверхность, ему не хватило.

Еще раньше «ушел» «Советский Союз». В 1980 году корабль поставили на прикол и начали готовить к сдаче на металлолом. Одновременно с этим его переименовали в последний раз – в «Тобольск». Почему переименовали, понятно: не отправлять же на разделку «Советский Союз»! Но почему именно «Тобольск», в чем провинился этот город - загадка. Может быть, потому что с Тобольска началась знаменитая «сибирская ссылка» и наши коммунисты об этом помнили?

Еще какое-то время, пока «Тобольск» стоял во Владивостоке, на его борту проходили занятия курсантов Владивостокского высшего мореходного училища, нынешнего Морского государственного университета. Старый корабль словно передавал эстафету новому поколению советских покорителей океанов. В 1982 году лайнер, наконец, отправился в свое последнее плавание - на разделку в Гонконг.

И все же с водной карты СССР «Советский Союз» не исчез. Круизное дело «Советского Союза», правда, не на море, а на Волге, продолжал его полный «тезка»...

Но это уже совсем другая история.

Сергей Шаров



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Катар 2022
  • Вечер в петербургской библиотеке
  • Филателистическая экспозиция в ЦАГИ
  • Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru