ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии

Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета

Фестиваль молодежи — фестиваль мира


Главная  /  «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II

Поиск по статьям:

«Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II

2019-04-24 12:08:15, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак,  «Альберт Баллин» отправился в свой первый трансатлантический рейс. По этому поводу ливерпульский «Коммерческий журнал» писал: «Мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда – настоящие новинки в судостроении».

А рекламный буклет лайнера обещал: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе».

Изображение «Альберта Баллина» той поры сегодня можно встретить разве что на старых фотографиях и на рекламном плакате HAPAG. Его двойнику «Гамбургу» повезло больше – он запечатлен еще и на немецкой марке 1937 года. «Альберт Баллин» несколько раз модернизировали, даже удлинили почти на 13 метров. Он был способен принять на борт более полутора тысяч пассажиров. Интерес к кораблю в стране был настолько велик, что о его переоборудовании даже сняли документальный фильм и «крутили» его в кинотеатрах.

В последний раз модернизацию судно прошло в 1934 году. Но из дока корабль вышел уже под своим новым именем – «Ганза». Руководство Третьего Рейха посчитало недопустимым, чтобы немецкий океанский лайнер носил имя еврея Альберта Баллина.

«Ганза»

В последний трансатлантический рейс «Ганза» вышла 27 июля 1939 года. Спустя десять дней корабль вернулся в Гамбург. Еще через месяц началась Вторая мировая война. Немецкие «Кригсмарине» использовали «Ганзу» в качестве казармы для военных моряков. Та же участь была уготована другим пассажирским лайнерам, в том числе и «Вильгельму Густлову».

В январе 1945 года «Ганза» и «Вильгельм Густлов» «сошлись» в порту Готенхафен, нынешней польской Гдыне. Они должны были обеспечить эвакуацию немецких войск из Данцига. Через четыре часа после выхода конвоя из порта на «Ганзе» «полетела» главная машина. Корабли сопровождения остановились, чтобы снять с «Ганзы» людей. Капитан «Вильгельма Густлова», однако, заявил, что его корабль и без того заполнен под завязку, не стал дожидаться прибытия новых кораблей охранения и отправился дальше в одиночку. Тут «Густлова» и «подловил» командир подлодки «С-13» Александр Маринеско. Пошел бы он в свою знаменитую атаку, окажись перед ним полноценный конвой? Ответить на этот вопрос мог бы только сам Александр Маринеско. Но факт остается фактом – поломка на «Ганзе» развязала руки отважному подводнику.

Сама «Ганза» спустя пару месяцев тоже нашла свой конец на морском дне. Продолжая эвакуацию немецких войск из Восточной Пруссии, корабль подорвался на мине. Пассажирам и команде удалось спастись – после взрыва «Ганза» долго оставался на плаву, а место катастрофы было не очень глубоким, так что корабль частично остался выступать над водой.

История, как это не покажется странным, имеет свойство иногда повторяться - по решению теперь уже Потсдамской конференции военно-морской и торговый флоты Германии разделили между собой страны-победители. В числе судов, которые отходили СССР, оказалась и «Ганза». Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла корабль, на верфи в ГДР его поставили на ход и получив уже третье имя - «Советский Союз», он направился в Севастополь. Там его должны были уже окончательно довести до ума.

Взглянуть, как идут работы на «Советском Союзе», в Севастополь приезжали многие партийные и государственные чиновники – Л. Брежнев, Н. Косыгин, Г. Жуков. Но больше других «шума» наделал Н. Хрущев, пожаловавший в док на пару с тогдашним коммунистическим лидером Венгрии М. Ракоши. Никита Сергеевич с места в карьер надавал рабочим массу «ценных указаний» – в отличие от остальных советских лидеров он в поездках часто пользовался речным и морским транспортом и поэтому считал себя большим специалистом. Матьяш Ракоши, надо полагать, думал о своем – его страна стремительно катилась в кризис и через год в Венгрии грянуло кровавое антикоммунистическое восстание. 

 

Внешний облик лайнера после Севастополя снова изменился и в марте 1957 года «Советский Союз», не без проблем пройдя Босфор – корабли такого размера наши моряки там не проводили, через Суэцкий канал отправился во Владивосток и вышел на Камчатскую экспрессную линию. На ней он оставался до самого конца.

Со временем, когда каботажный пассажиропоток начал снижаться, Дальневосточное морское пароходство запустило круизные рейсы «Из зимы в лето». «Советский Союз» выходил из Владивостока, не заходя в зарубежные порты, спускался к экватору, а затем возвращался во Владивосток. Круиз был очень популярным в СССР, ведь он не требовал от пассажиров получения загранпаспортов – просто приобрел, если повезет, путевку, и плыви себе в удовольствие.

Один из таких зимних круизов «Советского Союза» вошел в историю. Еще бы, в декабре 1974 года с него совершил побег, прыгнув с кормы судна в воду, один из туристов! Без еды, воды и сна он проплыл почти 100 километров, пока не добрался до одного из филлипинских островов. Им был сотрудник Института океанологии АН СССР Станислав Курилов. В институте он считался «невыездным» - его сестра в свое время вышла замуж за индуса, а потом вместе с ним переехала в Канаду, без пяти минут «гнездо» империализма.

Свою океанскую эпопею он позднее подробно описал в своей книге «Один в океане». В постсоветские времена она была издана и у нас. Западные радиостанции попытались было представить Курилова очередным отважным диссидентом, раз за разом обыгрывая тот факт, что из Советского Союза он уплыл на «Советском Союзе». Но в политику Станислав «вписываться» не пожелал, хотя в СССР его сразу заочно осудили «за измену Родине», и занялся морскими исследованиями. К тому же он был инструктором по глубоководному погружению. Это в итоге и привело его к гибели: в 1998 году, освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, воздуха, чтобы выбраться на поверхность, ему не хватило.

Еще раньше «ушел» «Советский Союз». В 1980 году корабль поставили на прикол и начали готовить к сдаче на металлолом. Одновременно с этим его переименовали в последний раз – в «Тобольск». Почему переименовали, понятно: не отправлять же на разделку «Советский Союз»! Но почему именно «Тобольск», в чем провинился этот город - загадка. Может быть, потому что с Тобольска началась знаменитая «сибирская ссылка» и наши коммунисты об этом помнили?

Еще какое-то время, пока «Тобольск» стоял во Владивостоке, на его борту проходили занятия курсантов Владивостокского высшего мореходного училища, нынешнего Морского государственного университета. Старый корабль словно передавал эстафету новому поколению советских покорителей океанов. В 1982 году лайнер, наконец, отправился в свое последнее плавание - на разделку в Гонконг.

И все же с водной карты СССР «Советский Союз» не исчез. Круизное дело «Советского Союза», правда, не на море, а на Волге, продолжал его полный «тезка»...

Но это уже совсем другая история.

Сергей Шаров



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru