Ювелир Его Императорского Величества
2019-05-30 11:22:27, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Его работы стоят миллионы долларов. А имя, даже сегодня, является поводом для интриг, домыслов и страстей…
Карл Фаберже называл себя художником-ювелиром. Его компания создала более 200 000 ювелирных изделий, в том числе легендарные пасхальные яйца. Он родился 30 мая 1846 года в семье французских эмигрантов, державших небольшой ювелирный бизнес в Санкт-Петербурге.
К слову сказать, сам Карл, несмотря на то, что был ювелиром, не сделал своими руками ни одного из своих шедевров. По признанию самого Фаберже, строгий отец буквально вбивал в сына секреты семейного дела и любовь к юверному мастерству, но, со слов Карла, «Меня не били, вот ничего и не вышло».
Юношу отправили на учебу в Европу, где он все-таки освоил азы ювелирного искусства, но не более того. Карл преуспел в другом - он был гениальным менеджером и маркетологом. Именнно это и позволило ему в возрасте 24-х лет возглавить фирму отца.
В Европе младший Фаберже познакомился с выдающимися мастерами, гениями своего дела, которых он и переманил в Россию, создав для них прекрасные условия. У него было невероятное чутье на талантливых людей и дар убеждения. «Если это могут сделать за меня, почему это должен делать я?», - говорил Карл. И все же основным генератором идей был именно он. С его подачи в работе ювелиров стали использоваться российские камни-самоцветы, ранее считавшиеся непригодными для «ювелирки».
Ювелирный дом Фаберже начал набирать обороты и пользоваться бешеной популярностью у тогдашней элиты. Ассортимент был достаточно широк - украшения, шкатулки, столовое серебро, сувениры, сервизы, миниатюрные игрушки. В 1914 году на одном из заводов ювелирного дома выпускались даже медные чарки.
В 1882 году, во время Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, работы ювелирного дома Фаберже увидела императорская семья - Александр III и его жена Мария Федоровна. Они были настолько впечатлены, что Карл получил не только покровительство царской семьи, но и звание ювелира Его Императорского Величества.
Однажды Император попросил ювелира сделать к Пасхе необычный подарок для жены – интересную вещицу из золота и драгоценных камней. И выполнить это так искусно, чтобы она восхищалась им и вспоминала его целый год.
Некоторые историки и искусствоведы сходятся во мнении, что первое яйцо, выполненное Фаберже для императорского дома, было плагиатом. Якобы подобный сувенир был у Марии Федоровны в детстве. Другие считают, что нечто похожее Александр III видел на выставке в Париже. Тем не менее, первое пасхальное яйцо очень понравилось Императору и его заказы на эти изделия стали ежегодными.
Николай II, придя к власти, продолжил эту традицию, только он заказывал уже по два ювелирных яйца - жене и матери.
Одно из яиц Фаберже даже стало «главным» персонажем в фильме «Двенадцать друзей Оушена». Кстати, его копия обошлась создателям картины в 4000 долларов. Это «Коронационное» яйцо. Оно, как сейчас модно говорить, интерактивное - в карете Императрицы, которая как сюрприз находится внутри яйца, открываются дверки и выпадает ступенька. Хранится это произведение искусства в музее Фаберже в Петербурге.
А вот яйцо «Ландыши», которое в 1900 году выставлялось на Всемирной выставке в Париже, было нещадно раскритиковано из-за того, что веточки ландышей «слишком близко прилегают к яйцу» и заканчиваются завитками.
Некоторые изделия Фаберже до сих пор окутаны шлейфом тайн, как, например, яйцо-шкатулка «Ренессанс» - последний подарок Императора любимой жене. Что было внутри шкатулки и размер счета, выставленного ювелирным домом императорскому так и останется тайной.
Всего для императорского дома было создано 54 яйца. Для семьи Кельха - 7 копий и 11 копий было выполнено для ряда богатых заказчиков, таких как герцогиня Мальборо, которая буквально упросила ювелира сделать ей такое же яйцо-шкатулку (только в розовом цвете), которое подарил Николай II своей жене. Герцогиня заплатила за работу две цены.
Сегодня известна судьба 62-х яиц. После событий 1917 года в частные коллекции было продано 14 яиц, которые, со временем, были выкуплены Малькольм Форбсом, после его смерти все яйца приобрел русский олигарх Вексельберг. Сегодня коллекция из 15 яиц (11 императорских, 2 из коллекции Кельха, плюс 2 копии из частных коллекций) выставлены в петербургском Музее Фаберже.
Непроданные после революции экземпляры, а это 10 яиц, находятся на территории Московского кремля, в Оружейной палате. Еще часть принадлежит ювелирному дому Фаберже, несколько экземпляров осели в частных коллекциях и музеях мира.
Где остальные - до сих пор тайна. Как, например, вот это яйцо, выполненное в 1889 году. Последний раз его видели в 1949 году, в Лондоне.
Кстати, Королева Англии владеет тремя императорскими пасхальными яйцами Фаберже. Это «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика».
К слову сказать, королевская коллекция Фаберже, в которую входят не только вышеназванные пасхальные яйца, но и украшения, сувениры, рамки, хоть и считается одной из самых больших в мире, все равно лишь малая часть изделий, созданных этим, самым известным, ювелирным домом.
В 1918 году ювелирный дом был закрыт, а сам Фаберже вынужден был эмигрировать за границу. У него не было уже ни сил, ни здоровья, ни денег, чтобы начать все сначала. Вывести удалось лишь совсем немного изделий, остальное было национализировано.
Умер Карл Фаберже в 1920 году, в возрасте 74-х лет.