Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?
2019-10-04 13:17:32, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Италия. Сказочная и приветливая страна, воспетая поэтами и художниками. Вообще, итальянские живописцы – это непревзойденные мастера. Может быть климат так влияет или люди здесь более эмоциональные и склонные к творчеству. Мы продолжаем цикл статей об этой стране. И расскажем вам о художниках, которые посредством своих гениальных полотен шагнули в вечность...
* * *
Сегодня речь пойдет о самой известной картине, история которой начинается во Франции...
В Париже мне понравилось все – ряды каштанов, платана и акаций, архитектура и уютные улочки. Даже мусор не вызывал отрицательных эмоций - он ни сколько не портил внешний облик французской столицы. Она от этого, как ни странно, не теряла своей привлекательности. Лувр тоже впечатлил: огромные залы, картины, скульптуры… Именно здесь меня ждало некоторое разочарование…
Справиться с волнением было сложно. Я ждала встречи. Мы прошли еще несколько залов. Вот ОНА!!! Картина была защищена пуленепробиваемым стеклом и висела на колонне, стоящей в центре. Взгляд женщины, изображенной на ней, был направлен на меня. Казалось, что она тоже жила ожиданием...
«…единственная картина в Лувре, для которой созданы такие меры безопасности…— доносился до меня голос экскурсовода, — … была совершена первая и единственная попытка ее кражи… итальянец, работник музея посчитал оскорблением то, что картина находится во Франции, и он решил восстановить справедливость и отвезти Джоконду на родину… кража была совершена не ради личной выгоды… больше попыток не было… стена, в случае опасности, вместе с картиной автоматически опускается в подвал…». К слову, вся эта система обошлась Лувру почти в 7 миллионов евро. Полотно застраховано на 3 миллиарда долларов. Это самая дорогая и самая охраняемая картина в мире. И нет, наверное, такой страны, на марках которой не было ее изображения.
Я не знаток искусства, и рисовать тоже не умею, поэтому рассуждать о значимости той или иной картины, наверное, не имею права. Но мнение высказать могу. «Мона Лиза» показалась мне из разряда «много шума из ничего». Я ожидала большего. Много слышала и читала о ней, и в моих представлениях она казалась более величественной. В Лувре висит множество полотен больше и, на мой взгляд, намного интересней «Джоконды», даже картины того же Леонардо… но все-таки именно эта почему-то притягивает людей, вызывая вокруг себя ажиотаж, несмотря на то, что практически все ее тайны давно разгаданы… А все ли?
Вряд ли мы найдем картину более известную, чем эта. Написана «Мона Лиза» на обычной доске более 500 лет назад и называется «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Искусствоведы не устают спорить о том, кто же на самом деле изображен на картине: сам художник в женском платье или это Лиза Герарадини, жена торговца из Флоренции, а может, ученик Леонардо – Салаи. А по версии Фрейда, вообще, на картине мать художника.
Несомненно, есть в ее взгляде что-то магическое. Под каким бы углом вы не подошли к ней, она всегда будет смотреть вам прямо в глаза и загадочно улыбаться.
Готье писал: «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…».
* * *
Первым хозяином картины стал ученик (по некоторым данным – возлюбленный) Леонардо да Винчи, Салаи. Затем, король Франциско I, который был заядлым коллекционером, купил «Джоконду» у родственников Салаи за 4 тысячи экю и повесил ее в своей бане в Фонтебло. К слову сказать, в то время люди особо не мылись и баня служила местом не сколько для гигиены, сколько для развлечений.
Картина висела в «парной» до прихода на трон Людовика XIV, который увез ее в Версаль. В 1793 году картина попала в Лувр и провисела там до тех пор, пока не приглянусь Наполеону. Он ничего не понимал в живописи, но уважал Леонардо да Винчи, считая его гением. Для «Моны Лизы» Бонапарт отвел место в своей спальне, а став императором вернул ее обратно Лувру.
Картина не могла не нравиться – яркие и сочные краски (со временем потускневшие), красивая по тем временам женщина, с бездонными глазами, в которых спрятаны микроскопические цифры – дата создания картины.
В августе 1911 года картину украли. Сотрудник музея Винченцо Перуджа, ведомой мыслью о справедливости, в понедельник 21 августа, вынес картину через служебный вход. Ничего вам это не напоминает? Примерно так из Третьяковской галереи украли Куинджи.
Пропажу обнаружил реставратор, пришедший забрать ее для мелкого ремонта. Практически стразу были закрыты все границы, чтобы предотвратить вывоз «Джоконды» из страны. Полностью была уволена администрация музея. А в это время газеты раздули шумиху так, что по сей день «Мона Лиза» остается самой знаменитой картиной мира. Об этом не писал только ленивый.
Обратно картина вернулась спустя два года, благодаря жадности ее похитителя. Он решил продать украденное... на чем и попался. На вопрос судьи зачем он это сделал, одним из аргументов прозвучало: «Я был очарован ее улыбкой».
В настоящее время было принято решение не вывозить картину за пределы Лувра. До этого она покидала его стены несколько раз. Один из которых пришелся на время Второй Мировой войны. Это была вынужденная мера. Гитлер был одержим идеей создания своего музея и нацисты беспощадно грабили мировые сокровищницы.
Фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре
Да и у себя дома «госпожа Лиза Джокондо» не всегда была в безопасности: ее обливали краской, резали ножом, забрасывали камнями. А сколько диагнозов ей было поставлено! Зоб, беременность, повышенный холестерин, воспаление лицевого нерва (вот откуда эта загадочная улыбка), кариес и даже частичное отсуствие зубов.
Несмотря на все это она загадочна и обворожительна. Зигмунд Фрейд, в своей статье «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве», пишет: «… Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
С другими картинами великого Леонардо да Винчи можно ознакомиться у нас на сайте>>>
PS В 1974 году, проездом из Японии, «Джоконда» «останавливалась» в Москве, в Пушкинском музее. Страховая сумма в 100 миллионов долларов была найдена Екатериной Фурцевой. Помимо этого был изготовлен пуленепробиваемый футляр, в котором все время пребывания в СССР находилась картина.
Кому посчастливилось ее увидеть? Поделитесь впечатлениями.