Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи
2019-10-17 13:28:31, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В самом центре Азии расположено одно из живописнейших мест России – республика Тыва. Удивительный край, полный экзотики и самобытных традиций.
За последние сто лет Тува «успела побывать провинцией Китая, протекторатом Российской империи, предметом территориального спора между Советской Россией и Монголией, независимым государством, объявляющим войну Гитлеру, и частью Красноярского края». Кстати, до сих пор Тайвань претендует на Туву, считая ее частью исторической территории Китая.
Тува привлекает не только своей первозданной природой, уникакальными памятниками архитектуры, гостеприимством и обычаями. Ею интересуются и филателисты.
Именно о марках этой республики шла речь в наших последних рассылках, в рубрике «Интрига недели». Кстати, если вы не подписаны на них, то это можно сделать в любое время у нас на сайте.
Фактически производством почтовых марок для такой «малой» страны занимался Советский Союз. И решили поставить это на коммерческую основу, делать марки красивыми, не обычными и интересными для коллекционеров. В том числе, и для продажи за границу за валюту. Разумеется, из-за фактически малой потребности их в самой Туве по понятным причинам, все это реализовывалось в СССР. Это не было «придумкой» советской власти. Скорее наоборот, наглядный пример находился совсем рядом, в Манчжурии. Марионеточный японский режим, созданный на территории Манчжурии под названием «Манджуго». Марки это страны, которые, кстати, также не были признаны Всемирным почтовым союзом, пользовались огромным спросом у коллекционеров всего мира вследствие грамотной коммерческой деятельности по их печати, оформлению и реализации.
А началось все в IX-XII веке, когда Тува находилась в составе государства древних кыргызов, которые в своем развитии шагнули далеко вперед не только в экономической сфере, но и в культурном плане. Пиком чего было широкое распространение письменности.
XIII век стал одним из самых тяжелых периодов. В это время Чингиз-хан начал свое поработительное шествие – грабя и разрушая все на своем пути.
Огромные пространства, завоеванные огнем, мечом и кровью, нужно было как-то контролировать, для чего была создана почтовая гоньба, служившая для передачи распоряжений и поручений от ханов. Многочисленные дороги, по которым гонцы развозили почту, станции, где менялись лошади и повозки, юрты, в которых можно было передохнуть и согреться - все это было частью так называемой уртонной почты.
В архивах сохранились документы, датированные 13 веком, в которых есть записи, в частности и о том, что преемник Чингиз-хана Угэдэй-хан одной из своих заслуг считает организацию почтовой службы: «…я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также для осуществления быстрейшей доставки всего необходимого».
Местное население почта не обслуживала, зато они обслуживали ее. И это было тяжелое бремя. О чем свидетельствует надпись на надгробии Елюй Чу-цая, советника первых монгольских ханов: «Вначале все князья и родственники по своему усмотрению могли брать станционных лошадей, и кроме того послов было великое множество. Если кони падали от усталости, то они силой отбирали лошадей у народа, чтобы ехать на них дальше. В городах, посадах и на дорогах, куда бы они не прибывали всюду тревожили местное население. А когда они прибывали на подворья, то требовали самых различных услуг. Если подача кушаний задерживалась хоть немного, то обсулуживающие лица избивались кнутами. Люди в подворьях более не могли сносить такого обращения. Поэтому его превосходительство Елюй Чу-цай представил доклад императору Угэдэй-хану о выдаче грамот на пользование услугами уртонных станций лицам, отправляемых по делам и еще установить нормы напитков и продовольствия для проезжающих по уртонным станциям».
Грамоты стали выдаваться. В зависимости от знатности гонца и важности вестей, которые он вез, она могла быть золотой, серебрянной, бронзовой или чугунной. Иногда это была обычная деревянная дощечка. Независимо от этого гонцы очень хорошо выполняли свою работу. Известный путешественник Марко Поло, побывав в Монголии, был поражен скоростью доставки и работой почты: «По всем главным областным дорогам через двадцать две мили, а где – через тридцать, есть станции; на каждой станции от трехсот до четырехсот лошадей всегда наготове для гонцов; тут же дворцы, где гонцы пристают. Вот так же ездят по всем областям и царствам великого хана. Гонцы преодолевают за одни сутки расстояния, которые обычно проезжают за 10 дней. Если дело очень важно, то они ездят и ночью, и если не светит луна, то люди от станции бегут перед ними с факелами до следующей станции. Однако эти гонцы не могут ездить ночью с такой же быстротой, как днем, так как те, которые бегут перед ними с факелами, не могли бы поспеть за ними».
Тем временем уртонная почтовая служба постепенно развивается. В 14-17 веках получает распространение разновидность уртонной почтовой службы, носящая название «Ургын-Ула» (ямщик с урюком), когда гонец в первом же попавшемся на его пути табуне брал взамен своей уставшей лошади любую, которая казалась ему подходящей.
Кроме государственных уртонов создавались местные. Кроме того, существовали «Бухиа урто» - экстренные уртоны. Их гонцы перевозили указы маньчжурского императора и донесения наместников императору. Для этого даже был разработан торжественный церемониал с многочисленными поклонами и оружейным салютом.
Существовала еще чрезвычайная почта - «Куштук бижик», на ее отправлениях ставились специальные знаки. Изображение птицы означало срочное послание, копыта - очень срочно. Если в конверте была радостная весть, то на нем рисовалась красная полоса.
Содержать почту продолжали тувинцы, которым и так жилось очень тяжело и бедно. Они не раз обращались за помощью и защитой к русским. Более того, они, почти все были безграмотными, не имели своей письменности.
Только в конце 19 века русско-тувинские отношения сдвинулись с «мертвой точки». Экономические и торговые дела требовали какой-никакой, а связи. Развитие почтовой службы Тувы вышло на новый виток.
Царское правительство начало изыскивать пути решения проблем связанных с транспортом и доставкой корреспонденции.
В 1911 году в результате победы Февральской буржуазно-демократической революции в Китае и свержения маньчжурской династии наиболее дальновидные руководители Урянхайского края обратились к России с просьбой принять их под свой протекторат.
В статье использованы фото и материалы:
Из книги С.Блехмана «История почты и знаки почтовой оплаты Тувы»
С сайта sachev.ru
Продолжение следует