Роль филателистической дипломатии
2019-10-29 14:42:26, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Продолжая одну из горячо обсуждаемых на нашем сайте тем последних недель, хотим привести доклад Александра Ильюшина «Роль филателистической дипломатии в культурно-воспитательном и просветительском значении филателии», который был подготовлен для Научно-практического семинара по истории почты и филателии по теме: «Почта. Филателия. Филокартия. Историко-культурное значение, перспективы развития».
* * *
Термин «Филателистическая дипломатия» достаточно молодой, и естественно, что его семантика постоянно развивается. Термин входит в понятие «народная дипломатия». Иными словами, известная аксиома, что «почтовые марки - визитная карточка страны, посол людям разных стран» не утратила своей актуальности. Но порой кажется, что «посольская функция» марки ослабевает.
Так какие же возможности мы упускаем в этой связи? Попытаюсь сформулировать ответы на этот непраздный вопрос, постаравшись обобщить взгляд на ожидание рядовых филателистов от эмиссионной политики, их интерес к экспозиционной практике, а также возможности, предоставляемые сегодня современными технологиями в сфере создания почтовых марок и развития массовых коммуникаций.
Свои соображения я выскажу на основе обобщениия мнений рядовых филателистов (более 3,5 тыс), накопившихся в адресной базе моего сайта на протяжении нескольких лет. При этом я постараюсь учесть отклики на публикацию моих докладов на VII и VIII научно-практических семинарах о возможностях и проблемах «виртуальной» филателии, базирующихся на запуске мобильного приложения «Коллекционер», охватившего несколько десятков тысяч игроков (более 2,5 миллионов установок), а также обобщения обращений на сайте Филателия.ру и Национальной академии филателии (НАФ). Там ежегодно проводится голосование на лучшую марку года, а также многочисленные опросы пожеланий и предпочтений филателистов. «Филателия.ру» дополнительно номинирует самую неудачную почтовую марку года (по образу и подобию знаменитой телевизионной «антипремии» «Серебряная калоша», присуждаемой общественностью за наименее удачные программы), делится новостями и переводными статьями об интересных и удачных выпусках в мире.
Основные вопросы, волнующие собирателей почтовых марок заключаются в тематике. Юным и молодым филателистам хочется больше марок, связанных с уникальной и разнообразной природой России, архитектурой малых городов, научными достижениями, экологией, космосом. Более взрослому и статусному собирателю интересна пропаганда образа России, юбилейные даты, поэтому государственность и державность в тематике российской филателии тоже в почете. Иностранные собиратели российской тематики, с русскими корнями или без них, голосуют за новые технологии на почтовых марках, например, такие как дополненная реальность, стереоскопия.
Искренний интерес, «народный» во всех смыслах этого слова, к простым, красивым, понятным и радующих взор маркам отмечается на выставках, организованных Национальной академией филателии в помещениях российских культурных центров в разных странах, например, в Амане (Иордания), Мадриде, Тель–Авиве, Вифлееме (Палестина), Риме, Лондоне. На всех упомянутых мероприятиях постоянный интерес у взрослых и детей вызывали тематические подборки марок России, представленные АО «Марка».
Может ли филателия молодеть? Опыт распространения мобильной игры «Коллекционер» позволяет ответить на поставленный вопрос: да, может! Императив ответа базируется на констанции того, что возраст тысяч ее пользователей варьируется в диапазоне от 12 до 25-30 лет. По многочисленным отзывам в игре мы отмечаем, что некоторые участники раньше даже не знали о существовании настоящих почтовых марок! Людей привлекает доступность, красота, соревнование и общение. Все это – в русле современного тренда проведения досуга.
Современные технологии стремительно внедряются в нашу повседневную жизнь и в средства связи, в том числе почтовые. И филателия не может оставаться в стороне. Нас нередко пугают: «Электронная почта заменит и вытеснит традиционную». Факты говорят об обратном: электронная почта уже сегодня становится анахронизмом для молодых! А кто осмелится утверждать, что точно знает, что будет в будущем? Не станет ли снова, как раньше, получение рукописной карточки или письма с вложенным засохшим цветком куда приятнее и милее, чем «лайк» в Инстаграме? В конце концов, где сегодня отмечается постоянные рекордно длинные очереди? Да, в отделениях почты России, конечно.
Не так давно пришла очередная новость: проект «Открытка из прошлого» выпустил почтовые карточки на китайском и немецком языках с QR-кодом, который дает выход на трехмерные обзорные экскурсии по музею Максима Горького. Значит и из-за границы люди смогут попасть и прогуляться по музею! А мы помним, как еще в 2012 году в России вышла первая марка, штрих-код на которой позволял быстро перейти на сайт зимней Олимпиады в Сочи, достаточно было иметь мобильное устройство со специальным приложением.
Время не стоит на месте. Новогодний выпуск 2019 года АО «Марка» порадовал нас оживающей почтовой маркой. Для реализации идеи использовалась технология дополненной реальности. На новогодней марке изображена Снегурочка. Чтобы оживить ее, необходимо скачать на смартфон мобильное приложение, запустить его и навести на марку. Кроме новогодней, дополненная реальность присутствует на марках, посвященных Международному конкурсу молодых исполнителей «Новая волна», журавлями из серии «Фауна России», Сочи-2014 с QR-кодом. Зарубежный опыт показывает, что QR-код первой в 2007 году применила Швейцария: код распознается и направляет вас на сайт, который рассказывает о швейцарском туризме. В 2008 году Финляндия выпустила два сувенирных листа со штрих-кодами, которые отправляют на сайт почтового магазина Финляндии. При расшифровке QR-кода на марке Либерии можно узнать о технологии производства шоколада. QR-код марок Гренады содержит рецепт, который можно прочитать. Совместный выпуск Австралии и Южной Кореи благодаря QR-коду с помощью смартфона воспроизводит звуки, издаваемые музыкальными инструментами
Распространены выпуски, на которых QR-коды расположены на купонах или дополнительных полях. А в Китайской Народной Республике в 2009 году выпустили мультимедийные марки. Информация с которых считывается с помощью специальных «звуковых ручек». Эта ручка представляет собой уникальный гаджет, который сочетает в себе инфракрасную систему распознавания, память для данных и МРЗ-плеер.
Почтовая марка – это всего лишь кусочек бумаги небольшого размера. И даже выпущенная в виде красивого листа с оформлениями она все равно ограничена в размере и возможностях передачи информации. А применение современных технологий, будь то дополненная реальность, виртуальная филателия или филкроссинг, позволяют выйти за границы привычного восприятия почтовой марки как знака почтовой оплаты и расширить ее потребительские характеристики. Поэтому существует реальный шанс, что новые марки откроют доступ в мир коммуникации и развлечений, обеспечат выполнение новых функций, востребованных широким кругом лиц, особенно молодежью.
Увлечение и игра стоят рядом. Филателия начинает использовать эту сущность. Дополненное увлекательными игровыми элементами, собирание почтовых марок будет особенно увлекательно для молодого поколения. В настоящее время квесты пользуются большой популярностью среди детей. Сегодня каждый ребенок лет с пяти легко и осмысленно обращается с телефоном. Представьте: подводит он камерой к имеющейся марке, и на экране возникает очередная загадка, например, из жизни животных. Или закодированная подсказка, как и через какую следующую марку искать путь к кладу сокровищ пиратов. Может восстановить свои утраченные позиции почтовая переписка, пересылаемая в конвертах или на открытках внутри страны и между странами. Успех филкроссинга (посткроссинга) даже у старших подростков и молодежи это подтверждает. Через обмен посланиями оживляется межличностное общение, стираются языковые барьеры. А посредником выступает, опять же, наша почтовая марка.
Марка как государственный знак почтовой оплаты и как элемент художественного творчества с использованием новых информационных технологий сегодня представляет собой современное средство коммуникации, развития интереса к филателии российской молодежи, а также реальный, и в тоже время уникальный шанс для использования технологий народной дипломатии.
А.Ильюшин, почетный член Национальной академии филателии