ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Эх, дороги

Поиск по статьям:

Эх, дороги

2019-11-18 13:15:45, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Неприглядная дорога, 
Да любимая навек, 
По которой ездил много 
Всякий русский человек. 
Сергей Есенин

Сегодня доставка почты, ровно как и пассажиров и грузов, осуществляется множеством разнообразных способов. К услугам почтовой службы и авиация, и железная дорога и автотранспорт, движущийся по асфальтированным дорогам. В редких случаях в сельской местности почтальоны используют велосипеды.

Однако вся это широта выбора появилась в последние полтора века. Но доставка почты, грузов и пассажиров осуществлялась и ранее, и единственным средством доставки служили лошади, либо под седлом, либо запряженные в повозку или сани в зависимости от времени года. Все движение осуществлялось по почтовым трактам, которые трудно было назвать дорогой в нынешнем понимании этого слова.

Однако не смотря на всю простоту устройства почтового тракта, законы Российской Империи требовали содержать эти «объекты» в пристойном состоянии, измерять и устанавливать верстовые столбы вдоль дороги. Так что же представляли собой эти «объекты» и каково было по ним перемещаться, мы сейчас и попробуем понять. Мы попытаемся окунуться в атмосферу такого путешествия, и для этого предоставим слово людям, которые такие путешествия совершали. Как говориться, узнаем все из первых уст! А заодно и поднимем некоторые вопросы современности в области охраны нашей истории почты и почтового дела.

Итак, мы начинаем…

22 октября 1822 года, Александр Сергеевич Пушкин завершил первую главу "Евгения Онегина". Возможно вы помните, там в начале, есть такие слова:

Так думал молодой повеса, 
Летя в пыли на почтовых, 
Всевышней волею Зевеса 
Наследник всех своих родных.

Александр Сергеевич так писал не случайно. Не только почта, но и пассажиры и грузы, и даже целые армии перемещались в России именно по почтовым трактам с их станциям ( Ямам). Сам же великий поэт исколесил не мало верст по почтовым трактам. Он проехал по России от Риги до Мурома и от Санкт-Петербурга до Железных вод, что на Кавказе.

Так же много путешествовали по России и Гоголь и другие поэты и писатели. И давайте уже обратимся к первоисточникам, коими будут тексты, дневники, письма и воспоминания друзей Пушкина, Гоголя и других известных людей того времени.

Как я говорил, согласно законом Российской империи за почтовыми трактами надлежало следить и измерять их. Вся информация сводилась в единые реестры, согласно которым периодически в Российской империи выпускались сборники материалов «Почтовый дорожник»:

«Почтовый дорожник Российской Империи за 1942 год»

Что содержал в себе данный сборник? Были указаны все почтовые тракты, с указанием расстояния в верстах между крупными городами. И указаны номера маршрутов, которые следует искать, для того, что бы узнать путь от одной почтовой станции до другой по пути следования. Например, вот так выглядит в этом сборнике путь от Москвы до Калуги:

Фрагмент страницы «Почтового дорожника Российской Империи за 1942 год»

Это 913 маршрут. Протяженность маршрута 176 ¾ версты. подробное расположение почтовых станций смотреть в маршруте № 58.

Фрагмент маршрута №58

Вот таким образом выстраивался маршрут путешествия.

Но я не случайно выбрал именно этот маршрут, поскольку именно по этому тракту(Старое Варшавское шоссе) отправились из Москвы в губернский город Калугу Николай Васильевич Гоголь и его друг Лев Иванович Арнольди. И направлялись они в Калугу к единоутробной сестре Арнольди, Александре Осиповне Смирновой, жене губернатора Калужской губернии, Смирнова. Знакомы Гоголь и Александра Осиповна были по Перербургу, где у нее встречались лучшие писатели и поэты современности: Пушкин, Вяземский, Жуковский, Дельвиг, и конечно же бывал там и сам Гоголь. С момента знакомства Гоголь и Смиронова вели активную переписку. И вот в 1849 году Гоголь решает навестить Александру Осиповну, что бы прочесть ей вторую часть «Мертвых душ».

Однако, нас интересует что в своих воспоминаниях пишет Арнольди об этой поездке. «Наконец, в 5 часов вечера, мы уселись с Гоголем в тарантас, француз [Камердинер Арнольди.] взобрался на козлы, ямщик стегнул лошадей, и всё пошло плясать и подпрыгивать по мостовой до самой Серпуховской заставы…» И далее: «Гоголь был в духе, беспрестанно снимал свою круглую серую шляпу, скидывал свой зеленый камлотовый плащ, и, казалось, вполне наслаждался чудным теплым июньским вечером, вдыхая в себя свежий воздух полей. Наконец, когда совершенно стемнело, мы оба задремали и проснулись только в 12 часов утра от солнечных лучей, которые стали сильно жарить лица наши. Малоярославец был уже в виду».

Этот фрагмент воспоминаний дает нам возможность оценить скорость путешественников в летнее время. Почта доставлялась немного быстрее.

Однако, вернемся к нашим путешественникам. После небольшого происшествия с тарантасом, путешественники добрались до почтовой станции в городе Малоярославце.

Так сегодня выглядит здание бывшей почтовой станции в Малоярославце 

Сейчас в этом здании располагается какая-то государственная контора, а прибывании здесь Николая Васильевича Гоголя напоминает памятная табличка на стене здания бывшей почтовой станции.

Теперь мы знаем как медленно шло движение по почтовым трактам, и пора оценить качество самих почтовых дорог. Для этого обратимся к великому русскому поэту, Александру Сергеевичу Пушкину.

В своем письме Наталье Николаевне Гончаровой, из Болдина в Москву, от 30 сентября 1830 года, Пушкин пишет: «Si quelque chose peut me consoler, c’est la sagesse avec laquelle les routes sont pratiquées d’ici à Moscou: figurez-vous un parapet de chaque côté, point de fossé, point d’issue pour l’eau; ce qui fait que la route est une boîte à boue. En revanche les piétons vont très commodément sur des trottoirs bien secs et se moquent des voitures embourbées». 

Перевод: «Если что и может меня утешить, то это мудрость, с которой проложены дороги отсюда до Москвы; представьте себе, насыпи с обеих сторон, — ни канавы, ни стока для воды, отчего дорога становится ящиком с грязью, — зато пешеходы идут со всеми удобствами по совершенно сухим дорожкам и смеются над увязшими экипажами».

О качестве почтовых трактов Пушкин пишет и в 7 главе «Евгения Онегина»:

Теперь у нас дороги плохи, 
Мосты забытые гниют, 
На станциях клопы да блохи 
Заснуть минуты не дают; 
Трактиров нет. В избе холодной 
Высокопарный, но голодный 
Для виду прейскурант висит 
И тщетный дразнит аппетит, 
Меж тем как сельские циклопы 
Перед медлительным огнем 
Российским лечат молотком 
Изделье легкое Европы, 
Благословляя колеи 
И рвы отеческой земли.

Эти строки звучат в унисон со строками Петра Андреевича Вяземского. В его путешествии в стихах, написанном в 1825 году есть строки:

Заметить должно мне в прибавку, 
Чтобы точней в журнал внести 
Топографическую справку, — 
Дороги наши — сад для глаз: 
Деревья, с дёрном вал, канавы; 
Работы много, много славы, 
Да жаль — проезда нет подчас…

Таковы были почтовые тракты в первой половине XIX века. Однако Пушкин делает смелое предположение о будущем российских дорог. Все в том же «Евгении Онегине» в 7 главе он пишет:

...Современем (по расчисленью 
Философических таблиц, 
Лет чрез пятьсот) дороги, верно, 
У нас изменятся безмерно: 
Шоссе Россию здесь и тут, 
Соединив, пересекут. 
Мосты чугунные чрез воды 
Шагнут широкою дугой, 
Раздвинем горы, под водой 
Пророем дерзостные своды, 
И заведет крещеный мир 
На каждой станции трактир.

Однако, в одном из своих писем к Наталье Гончаровой, Пушкин указывает еще на одну проблему русских почтарей: «Это еще не все: вернувшись сюда, я надеялся по крайней мере найти письма от вас. Но надо же было пьянице-почтмейстеру в Муроме перепутать пакеты, и вот Арзамас получает почту казанскую, Нижний — лукояновскую, а ваше письмо (если только есть письмо) — гуляет теперь не знаю где и придет ко мне, когда богу будет угодно». 

Написаны эти строки 18 ноября 1830 года. Письмо из Болдина в Москву. В завершении хочу сказать, что в произведениях других писателей есть описания почтовых станций, работы станционного персонала. И это тема для детального исследования. Однако мне бы хотелось в завершении сказать, что не смотря на то, что старые почтовые станции являются предметом культурного и исторического наследия, многие из них заброшены и разрушаются, некоторые перестраивают новые собственники и в них уже с трудом можно узнать исторические здания. А в некоторых случаях новые собственники просто сносят старое здание. Так случилось с одной из почтовых станций в Калужской области. Об этом в прошлом году писала Елена Жукова на сайте радиостанции «Эха Москвы»:

Это все, что осталось от старой почтовой станции в Калужской области на старом Варшавском шоссе

Ситуацию могло бы исправить передача старых почтовых станций «Почте России», которая могла бы провести реставрацию совместно с государством и организовать там почтовые отделения и маленькие музеи почтового дела и быта России.

Антон Лунев



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru