Три почтовых марки для Сенегала
2020-01-28 13:09:47, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Фриденсрайх Хундертвассер очень любил улиток. Они прельщали его своим спокойствием, возможностью носить свой дом всегда собой и отсутствием прямых линий. В домах, нарисованных им, тоже нет прямых линий, но они наполнены светом, какой-то внутренней энергией, что хочется так же, как улитка, взять и унести их с собой.
15 декабря 1928 года, в семье Эрнста Штовассера и его жены Эльзы родился ребенок. Родители души не чаяли в мальчике. Но счастье продлилось недолго. Через год глава семейства умер от аппендицита и все тяготы жизни легли на плечи матери. Денег катастрофически не хватало даже на еду. О какой-либо учебе и думать боялись - Фридрих поступил было в школу Монтессори, но собранной матерью суммы хватило всего лишь на год обучения.
Эльза была еврейкой и когда Гитлер пришел к власти, она приняла очень мудрое решение, перекрестив сына в католической церкви, а потом и вовсе записала его в гитлеровскую организацию для юношей. Параллельно всячески поощряла его увлечение рисованием. Именно благодаря стараниям матери Фридриху удалось не только выжить, но и развить свой талант художника.
Первая марка в серии из трех марок для Республики Сенегал. «Голова»
После войны Фридрих поступил в Венскую акадкемию изящных искусств (к слову, именно в нее, в свое время не смог поступить Гитлер), но вскоре бросил ее, сказав, что необходимые знания он получил, а остальное его не интересует.
Фриденсрайх Хундертвассер. Слезы художника. 1974 год
В 1948 году Фридрих попадает на выставку, посвященную годовщине смерти экспрессиониста Эгона Шиле. Представленные там работы поразили Штовассера и наложили отпечаток на его дальнейшее творчество. Впоследствии он напишет: «Здания Шиле казались одушевлённо-человечными — они ничем не напоминали рисунки архитектора, либо дома, выписанные другими художниками», «они светились в темноте … он писал их так, словно нет никакой разницы между кожей обнажённой девушки и кожей дома». Это «единение» домов и кожи легло в основу знаменитой теории Хундертвассера о нескольких слоях человеческой кожи. Где первый слой — эпидермис, второй — одежда, а третий — дом, в котором живет человек. И именно дом стал символом его творчества.
В 1950 году Фридрих приезжает в Париж для учебы в Художественной Академии. Но первый урок стал последним - преподаватель, посмотрев на рисунок Штовассера, был так удивлен точностью передачи образа, что сказал Фридриху: «Молодой человек, вы не нуждаетесь в академическом образовании. Ваше мастерство отточено природой».
Хундертвассер был не только талантливым, но и неординарным. Он считал, что человек должен иметь много имен. Они отражают его внутренний мир. И сам несколько раз трансформировал имя. Его звали Фриденсрайх – «богатый миром», Регентаг - «дождливый день» и Дункельбунт - «темно-пестрый». Фамилия, правда, оставалась одна. Но, выяснив однажды, что первая ее часть читается как цифра 100, Штовассер перевел ее на немецкий и получилось Хундертвассер.
Рисуя картины, Хундертвассер старался сделать их необычными и запоминающимися. Если краски - то пусть будут яркими, если линии - то кривые или спирать, считая, что именно так можно отобразить единение природы и человека. Не любил Фриденсрайх обыденности и в одежде, и в интерьере. Он сам шил себе вещи, носил броские кепки, носки из разных пар и часто перекрашивал стены в своей квартире.
Сенегальская почтовая администрация. Марка «Радужные окна»
Помимо архитектуры и живописи, Хундертвассер выполнил оригинальный дизайн в технике акварели серии почтовых марок для Сенегала. В эту серию вошли марки номиналами 60, 100 и 200 сенегальских франков и блоки по 4 марки в каждом. Гравировка марок была сделана давним другом Фридриха - Вольфгангом Зиделем.
Свой яркий след в филателии Хундертвассер оставил не случайно. Марками он увлекался еще в детстве, любил их рассматривать и ему нравился сам процесс собирательства - когда нужно было держать над паром пришедшее письмо, чтобы отклеить от него марку, затем сушить эти миниатюры между страницами книги. А потом с гордостью показывать всем плоды своей работы.
Художник вел активную переписку с филателистами из разных стран - Морокко, США, Ирландии. Вот как он вспоминает об этом: «Я просто писал «неизвестному коллекционеру марок» в город, название которого звучало интересно, в далекой стране, которую я обнаруживал на своем атласе мира. На три отправленных письма я получил один ответ. Тогда, на протяжении многих лет мы обменивались почтовыми марками, вложенными в письма, и наклеенными на конверты.
Это было как бы прелюдией к будущей деятельности в качестве художника, с множеством выставок по всему миру. Я был несчастлив и недоволен собой, потому что картины, которые я рисовал, не могли выдержать никакого сравнения с почтовыми марками».
Художник был очень польщен, что ему предложили создать почтовые марки для Сенегала. Эту страну он давно любил и вложил в свою работу силы, знания и весь свой опыт, воплотив в жизнь, по его словам «прекрасные мечты моего раннего детства».
В своем эссе «Три почтовых марки для Сенегала», он напишет: «И самая большая радость для меня в том, что я могу собирать свои собственные, хундертвассеровские марки, которые я могу положить рядом с другими красивыми марками, которые у меня уже есть».
Скончался художник в 2000 году от сердечного приступа.