Тайна одного шедевра
2020-03-26 14:16:37, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Дул пронизывающий ветер и человек, идущий по Невскому, поеживаясь, кутался в пальто. Он спешил в мастерскую, где его ждала неоконченная работа. Картина была практически готова, оставались какие-то штрихи. Но это были важные моменты, без которых портрет женщины получался тусклым и никому не интересным.
Очередной порыв ветра был такой силы, что сорвал с человека шляпу и растрепал густые волосы. И в это мгновение художник понял, чего не хватает портрету и практически вбежал в мастерскую, боясь забыть, потерять по дороге свои мысли. Он внимательно посмотрел на красивую даму. Да, взгляд. Ее взгляд не цеплял… и Крамской взялся за кисть...
Всю свою жизнь Иван Николаевич писал заказные портреты и очень страдал от этого. Он родился в 1837 году, в семье писаря и окончив училище, зарабатывал себе на хлеб тем, что ретушировал фотографии. Затем, после окончания Санкт-Петербургской Академии художеств, он создает шедевр «Христос в пустыне», на которой в безжизненной пустыне, символизирующей противостояние, на камне сидит одинокая фигура. Это Христос в момент нравственного выбора.
Его кисти принадлежат портреты российской культурной элиты - И.И. Шишкин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Павел Третьяков.
Отвлекла его от портретов только работа над росписью купола в храме Христа Спасителя, в Москве, куда его пригласил живописец Марков, у которого Крамской учился в Художественной Академии. Алексей Тарасович заболел и Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым, выполнил всю основную работу.
За 4 года до смерти Крамской рисует портрет женщины, которую его современники назвали русская Джоконда.
«Зима накрыла Санкт-Петербург, город окутала морозная дымка. Вдруг, зацокали копыта и из зимнего тумана появился открытый экипаж, в котором, откинувшись на спинку коляски, сидела дама. Ее взгляд – уверенной, знающей себе цену и осознающей свою красоту и обаяние, женщины, выдавал в ней знатную особу. Одета по последней моде – шляпка, пальто, тонкие перчатки. А большие серые глаза были полны грусти».
Именно такой увидели ее посетители 11-той выставки Товарищества передвижных художественных выставок, которая открылась в 1883 году в здании Императорской Академии наук в Петербурге. Художника сразу начали пытать вопросом: «Кто эта женщина?».
Несмотря на то, что картина сразу произвела фурор, Павел Третьяков покупать ее отказался. А критик Стасов назвал женщину в экипаже «Кокотка в коляске», другие писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «исчадие больших городов». На первый взгляд картина как картина, женщина как женщина Но, может быть, мы не видим того, что сразу бросалось в глаза ее современникам? Чтобы понять это, нужно узнать, чей это портрет.
Идею написания картины Крамской вынашивал давно. Он сделал несколько этюдов, один из которых хранится в частной коллекции Душана Фридриха, в Чехии. Женщина, изображенная там красива, но немного грубовата и простовата.
Существует версия, что здесь изображена дочь художника - Софья. Если внимательно посмотреть другие картины с ее изображением, то их сходство видно, как говорится, невооруженным глазом.
Можно предположить,что на картине изображена племянница Крамского Людмила Федоровна Крамская.
Иван Крамской. Женщина под зонтиком (В полдень). 1883
Игорь Оболенский, автор книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен», считает, что на картине изображена княжна Варвара Туркестанишвили (Туркестанова), которая была фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Варвару очень любил Александр І, а когда та покончила с собой из-за неразделенной любви, в память о ней заказал для себя ее портрет. Крамского поразила красота женщины и находясь под впечатлением, он написал «Неизвестную».
Варвара Туркестанишвили
По другой версии - это портрет любовницы Александра II, Екатерины Долгоруковой, которая родила ему четверых детей. Бытует мнение, что на картине изображена Екатерина III.
Екатерина Долгорукова
Некоторые исследователи утверждают, что дама в экипаже никто иной, как крестьянка Матрёна Саввишна, тайная любовь Крамского, которая была выкуплена у помещицы Мелюковой Бестужевым и вышла за него замуж. С ней художник познакомился в Петербурге и влюбился.
Матрена была очень хороша собой. Крамской часто бывал у пары в гостях. Однажды, дело было зимой, он заехал к ним на чашку чая. За столом Матрена Саввишна рассказала, как утром встретила свою бышую хозяйку-помещицу. Матрена проехала мимо нее в коляске с надменнным и гордым видом. Она так эмоционально описала этот момент, что Крамскому сразу же захотелось запечатлеть это на картине. Было ли это действительно так, доподлинно неизвестно.
По мнению искусствоведов, неизвестная в экипаже - содержанка, «кокотка», как назвал ее Стасов. Дело в том, что в то время женщины не могли появляться на улице без сопровождения мужчины. Делали это исключительно дамы легкого поведения.
Есть интересная версия, согласно которой «Неизвестная» - это или Анна Каренина из романа Толстого, или Настасья Филипповна, героиня романа Достоевского «Идиот». Кстати, литераторы утверждают, что прототипом Карениной является дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг, совершенно не имеющая сходство с исследуемым портретом.
Мария Гартунг
Современные же искусствоведы и критики в один голос утверждают, что «Неизвестная» - это собирательтный образ.
Какая из версий правильная, мы уже никогда не узнаем. Художник нигде и ни разу не упомянул, кто именно вдохновил его на написание этой картины.