ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

О башкире-певце и бесстрашном бойце

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках


Главная  /  Аудиотур по истории почты

Поиск по статьям:

Аудиотур по истории почты

2020-04-10 14:18:31, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сколько уникальных возможностей дала нам самоизоляция. Мы продолжаем искать плюсы в минусах. Приглашаем совершить аудиотур по экспозициям Центрального музея связи имени А. С. Попова, которые посвящены почтовым маркам и истории почты.

ЗАПУСТИТЬ АУДИОТУР

Первые российские почтовые марки

Первые почтовые марки появились в Великобритании в 1840 году. В России почтовые марки были введены в обращение 1 января 1858 года. На них изображен герб российского почтового ведомства, который состоял из герба России и двух скрещенных рожков под ним (символов почты). Этот рисунок повторялся на марках до 1917 года. Введение почтовых марок способствовало расширению почтового обмена, в том числе международного.

В 1874 году был образован Всемирный почтовый союз, позволивший установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами, скорректировать почтовые тарифы, ускорить доставку международной корреспонденции и образовать единую почтовую территорию, на которой корреспонденция могла пересылаться беспрепятственно.

Слева в витринах-кассетах представлены все отечественные государственные выпуски почтовых марок из Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, которая хранится в нашем музее. Наиболее ценные материалы Государственной коллекции знаков почтовой оплаты России можно увидеть в «Сокровищнице знаков почтовой оплаты России» во время специальной экскурсии.

Макет перевозки почты на тройке зимой в центральных губерниях России

Почта — самое древнее средство связи, это служба по доставке письменных посланий и других отправлений. Российская почта — одна из старейших в Европе. Ее история неразрывно связана с историей государства и культурой народов нашей страны. В Древней Руси княжеские указы, письма и распоряжения доставляли гонцы, пешие и конные. Письма простых людей перевозили путешественники — купцы, монахи, странники.

В X веке сложилась княжеская повинность «повоз» — население было обязано предоставлять лошадей, повозки, проводников или лодки с гребцами для перевозки князя, его приближенных, вестников и грузов. К XIII веку повоз заменила ямская гоньба: по дорогам Московского государства были устроены почтовые станции — «ямы». Почта перевозилась от яма до яма, где уставшие лошади заменялись свежими и находились в постоянной готовности повозки и управлявшие лошадьми ямщики. Почта в те времена отправлялась нерегулярно, по мере необходимости.

Регулярная почта в России появилась лишь в XVII веке. В 1665 году первые регулярные почтовые линии связали Москву с Западной Европой через Ригу и Вильно. Их организовал боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, глава Посольского приказа. Макеты перед вами представляют основные способы доставки почты в Российской империи.

Почтовая тройка, запряженная лошадьми, появилась в конце XVIII века и стала самым быстрым и самым распространенным транспортом. Там, где дороги были узки, лошади запрягались цугом — одна за другой. Почтовые грузы перевозили не только лошади, но и собаки, верблюды, волы — выбор зависел от местности и климата. В горных районах, где невозможно было использовать животных, почтальон и местные жители, помогавшие ему переносить почту, передвигались пешком. Все макеты имеют большую историческую ценность, они были созданы выпускниками Академии художеств в конце XIX века для международных выставок в Чикаго и в Париже.

Первый отечественный почтовый ящик

К началу XIX века в России уже действовала достаточно развитая почтовая служба, но только между отдельными населенными пунктами. В городах почты не было — письма доставляли многочисленные курьеры и нарочные. В 1833 году в Петербурге была открыта первая в России городская почта. Ее приемные пункты находились не только в почтовых отделениях, но и в мелочных торговых лавках. В 1845 году были введены в обращение штемпельные куверты — первые отечественные знаки почтовой оплаты, что повлекло создание почтовых ящиков. Первые почтовые ящики появились в Петербурге в 1848 году. Первоначально они тоже размещались в мелочных лавках — для сохранности почтовых отправлений, но скоро появились и на улицах. Первые почтовые ящики были сделаны из досок и снаружи обшиты тонким листовым железом. В дальнейшем почтовые ящики постоянно совершенствовались: для прочности стали использовать чугун, снабжали их циферблатом и стрелкой, показывающей время очистки ящика, применяли вторые внутренние деревянные и металлические корпуса, которые позже заменили на брезентовые мешки.

Штемпельные куверты

До введения знаков почтовой оплаты каждое послание на почте регистрировалось отдельно. Письмо взвешивалось, высчитывалось расстояние до пункта назначения — плата за доставку зависела от веса письма и расстояния. Чтобы упростить и облегчить эту сложную процедуру, в 1845 году, сначала только для городской почты, установили единую плату за почтовые отправления независимо от расстояния — 10 копеек серебром за 1 лот веса (лот равен приблизительно 12,8 грамма). Это позволило ввести «штемпельные куверты» — конверты, на которых типографским способом были напечатаны круглые штемпели — красные, синие или черные в зависимости от веса письма. Введение «штемпельных кувертов» позволило сократить время на обработку почтовой корреспонденции и стало первым шагом к введению в России почтовых марок — общепризнанных знаков почтовой оплаты.

Почтовый рожок

С давних пор в Европе символом почты был почтовый рожок — музыкальный инструмент, чей звук оповещал путешественников о необходимости уступить дорогу почтовой карете. На Руси почтари тоже пользовались сигнальными рожками. В 1666 году почтарей одели в форменные темно-зеленые суконные кафтаны, и зеленый цвет на долгие годы стал традиционным цветом российской почты. На кожаном поясе они обязаны были носить прямые медные рожки. Со времен императора Петра I эмблема отечественной почты включала герб российского государства и скрещенные почтовые рожки. После объединения почтового и телеграфного ведомств к ним добавились молнии — символы электричества. На протяжении XVIII-XIX веков почтовые рожки (прямые и витые) были непременным атрибутом почтальонов, но постепенно стали носить декоративный характер. Однако до начала ХХ века почтовые рожки продолжали использоваться сельскими и военными почтальонами для подачи звуковых сигналов.

Макет «Почтовый квартал Санкт-Петербурга»

Дворец Безбородко, где вы сейчас находитесь, был построен знаменитым итальянским архитектором Джакомо Кваренги в последней четверти XVIII века. Его владелец Александр Андреевич Безбородко, выдающийся государственный деятель екатерининской эпохи. В 1829 году Бронзовый дворец, как называли его современники, был продан наследниками Безбородко, в здании расположился Почтовый департамент. К этому времени благодаря Безбородко вокруг дворца уже сложился целый Почтовый городок или Почтовый квартал, поскольку, возглавив в 1782 году Почтовое ведомство, Безбородко начал приобретать участки под строительство своего будущего дома, а также для почтовых учреждений.

Рядом с дворцом Безбородко в 1782-1789 годах по проекту архитектора Львова был построен Санкт-Петербургский почтамт. В здании, где в настоящее время располагается Музей истории религии, размещались Почтовое правление и квартиры чиновников. Также под квартиры почтовых чиновников Почтовое правление купило дома под номерами 3 и 5 по Почтамтской улице, а также дом № 8 по улице Якубовича (Новоисаакиевской). В 1805 году Почтовое ведомство разместило здесь собственный госпиталь. В 1821 году Санкт-Петербургский почтамт приобрел у правнучки ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Усадьбу Ломоносова», располагавшуюся в доме № 16/18 по Почтамтской улице и на набережной реки Мойки в доме № 61. Там в 1822 году разместилось вновь учрежденное Почтовое училище.

В начале 1840-х годов училище перевели в дом № 6 по улице Якубовича. В 1845 году на месте бывшей «Усадьбы Ломоносова» по проекту архитектора Кавоса было построено здание Санкт-Петербургского Отделения почтовых карет и брик, занимавшее перевозкой почты и пассажиров. В XX веке Почтовое ведомство приобрело здания казарм Конногвардейского полка, располагавшиеся на Конногвардейском бульваре в дом № 4 и в Конногвардейском переулке в доме № 2.

В настоящее время этот район Петербурга получил название «Музейный квартал» из-за плотной концентрации музеев и памятников архитектуры.

Источник: izi.travel



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru