Europa-CEPT
2020-07-21 16:08:59, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В сентябре 1956 года, на радость филателистам, вышли в свет первые марки по программе «Европа». Они были выполнены по сюжету французского художника Даниэля Гонзаго, на котором была изображена символическая башня, состоящая из букв EUROPA.
Полный первый выпуск почтовых марок «Европа», 1956 год
Те, первые марки, были подготовлены почтовыми администрациями Франции, Бельгии, Западной Германии, Люксембурга, Италии и Нидерландов.
С тех пор, ежегодно, перед Днем Европы, который отмечается в начале мая, странам-членам «ПостЕвропы», коих уже более 60, предлагается сюжет, на основе которого они выпускают марки. В 1995 году к программе «Европа» подключилась и Россия.
Страны были вольны менять цвет предлагаемого сюжета, добавлять свои национальные штрихи, выпускать разрешалось даже серии марок.
Юбилейный почтовый блок Сербии и Черногории
В начале 1970-х годов прошлого столетия в стройных рядах стран-членов случился своеобразный бунт. Участники программы захотели сами придумывать сюжеты. Им пошли навстречу и выпуски по программе «Европа» стали объединяться общей темой, получив при этом самостоятельные сюжеты. При этом обязательным условием было полное отсутствие политики! С тех пор только трижды марки имели одинаковые рисунки - в 1984, 2000 и 2016 годах. Это было обусловлено памятными датами - 25-летие CEPT, миленниум и 60-летие первых Европа-марок.
Финляндия,1984 год
С каждым годом популярность марок «Европа» набирает обороты. К программе присоединились даже почтовые администрации стран-карликов, почтовые администрации непризнанных или частично признанных государств и страны, находящиеся далеко за пределами Европы. К слову сказать, марки, непризнанных и частично признанных государств эксперты считают фальшивками, например, вышедшие в 2011 году эмиссии Приднестровской Молдавской республики, Абхазии и Южной Осетии.
Почтовый блок Фарерских островов,1992 год
Были случаи, когда почтовые марки (виньетки) по программе «Европа» выпускались виртуальными государствами. Официально издавать марки «Европа» разрешено только почтовым администрациям европейского континента, но это не мешает таким странам как Руанда, Мавритания, Парагвай, Йемен размещать на своих марках сюжеты «Европы».
С 1960 года к программе присоедилися Лихтенштейн. Марки, выпускаемые местной почтовой администрацией отличаются яркостью и самобытностью. В чем вы можете убедиться сами>>>
Кстати, почти 10% бюджета княжества – это доход от продажи почтовых марок. Согласитесь, это довольно таки неплохо. Здесь есть даже музей марок. Расположен он в столице государства – Вацуде. Экспозиция музея полностью посвящена истории почтовых марок Лихтенштейна и документам из истории местной почты. С 1930 года, именно тогда и был основан этот музей, княжество с гордостью демонстрирует туристам одну из главных составляющих своей экономики.
В музее представлены почти все марки, которые были выпущены в княжестве, начиная с 1912 года. А также эскизы марок и пробные экземпляры.
К слову сказать, несколько разпочтовое ведомство страны выпускало марки по программе «Европа», по своему оригинальному дизайну. Дело было в 1960 и 1961 годах.
В 1968 году общим сюжетом программы стал рисунок ключа, с логотипом CEPT, автором которого выступил художник из Швеции Ганс Шварценбах. Лихтенштейн «выделился» из общей массы, выполнив рисунок ключа с небольшим отклонением от сюжета.
Кстати, в нашей прошлой рассылке мы просили по фрагменту угадать марки. Одной из которых была марка Германии (ФРГ) выпуска 1968 года. Сравните марки. Видите отличия?
Вернемся к истории.
После развала Советского Союза в программу вошли Литва и Молдова. В 1993 году они выпустили почтовые марки по программе «Европа» в рамках темы «Современное искусство». Это были первые миниатюры из стран постсоветткого пространства. Хотя, в этом же году свои марки предложила и Беларусь. Но, так как для организаторов участие белорусов стало «сюрпрайзом», их марки, с репродукциями картин Шагала, официального одобрения не получили.
Беларусь. Серия марок с репродукциями картин Марка Шагала, 1993 год
Чтобы разогреть интерес к маркам «Европа», ежегодно, начиная с 2002 года, «ПостЕвропа» проводит конкурс «Лучшая марка Европы». С 2007 года проголосовать за понравившуюся марку можно онлайн.
В 2020 году общая тема по программе «Европа» - «Древние почтовые маршруты». В 2021 году темой будет «Исчезающая национальная дикая природа», а в 2022 году - «Истории и мифы».