Филателия должна принадлежать миллионам!
2020-08-25 13:59:06, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Раньше я думала, что академики - это очень серьезные люди, не имеющие ни минуты свободного времени. Они занимаются наукой, пишут книги и выступают на конференциях. И, если что-то и коллекционируют, то только свои научные статьи. Но один академик кардинально изменил мое представление о них.
* * *
Увидев все регалии Олега Юрьевича Латышева, я была очень удивлена. Скажу больше - поражена: «Неужели у этого человека еще есть время и на филателию»?
Судите сами: Президент Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко. Академик (действительный член) Международных академий: - инноваций и устойчивости (ISA); - социальных технологий (МАС); - естествознания (МАЕ); - детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова (МОО АД ЮТК). Академик европейской академии естествознания. Член-корреспондент Международной академии психологических наук (МАПН); Почётный член Международного Научного и консультативного комитета (ISAC) Академии Инноваций и Устойчивости (ISA). Профессор РАЕ, Почётный доктор наук Международной Академии естествознания, Заслуженный деятель науки, техники и образования, кандидат филологических наук.

* * *
С О.Ю. Латышевым мы познакомились благодаря нашим еженедельным рассылкам, подписчиком которых он является. Олег Юрьевич стал активным участником рубрики «Фил.Загадки». Его полные и интересные ответы сразу привлекли мое внимание. Мы сначала списались, потом созвонились, и он любезно согласился дать интервью для нашего сайта.

- Олег Юрьевич, расскажите немного о себе. С чего началось Ваше увлечение почтовыми марками?
- На момент моего вхождения в филателию, я был учеником 1 «а» класса школы №19 г. Арзамас-16 Горьковской области. Теперь это – г. Саров Нижегородской области, где одновременно находится Саровский монастырь и Российский Федеральный Ядерный центр. Его научные сотрудники, папины однокурсники по ХАИ, и увлекли меня филателией. Мамины ученики помогли этому тоже. Она у меня учитель английского языка и ее ученики привозили для меня марки, присылали их в письмах, практически со всего света. В 1978 году я стал членом ВОФ в секции КЮФ, принимал участие в конкурсах ВОФ и «Пионерской правды» по теме филателии.

- Помогало Вам увлечение марками в жизни?
- Конечно. Особенно в детстве. Когда собираешь коллекцию, невольно начинаешь интересоваться историей, литературой, искусством. Мне иной раз было даже жалко одноклассников, которые выходили к доске и не могли ответить урок, так как кроме учебника ничего не читали. А мои знания всегда были внутри меня, всегда со мной, я интересовался и оперировал такими вещами, которые не знал даже учитель.

- Доводилось ли Вам принимать участие в выставках?
- Мы жили в закрытом военном городе, что мало способствовало внешним контактам, только в перестройку начали коллективно посещать выставки международного уровня. До этого получал медали и дипломы полуинкогнито, меня представляли от «открытого» Арзамаса.


- Немного расскажите о вашей коллекции марок. Что собираете, как храните?
- Я храню свою коллекцию в банке. И совсем не потому, что она имеет какую-либо головокружительную стоимость, а потому, что я много путешествую, и должен точно знать, что с ней всё в порядке. Уже оформившиеся, логически завершённые фрагменты коллекции находятся на выставочных листах. Одни из них уже прибыли с выставок, другие только собираются там побывать. Макетирую содержание выставочных листов на страницах кляссеров.
Если вижу, что иллюстративный ряд марок не полностью раскрывает суть изображённого, прибегаю к дополнительным источникам иллюстраций – бонам, облигациям, лотерейным билетам, входным билетам в музеи и театры и т.д. Конечно, это не для выставок, а для домашнего этапа осмысления коллекции. Сканы некоторых листов коллекции я храню в интернете.
- Олег Юрьевич, Вы были основателем Клуба юных коллекционеров. Расскажите об этом подробнее.
- Учась на 1 курсе педвуза (теперь – арзамасский филиал Нижегородского университета им. Лобачевского), был приглашён в Саровский дворец пионеров возглавить филателистический кружок, и принял дела у своего наставника – Геннадия Георгиевича Соловьёва. В рамках кружка стало тесно – круг увлечений детей стремительно разрастался. По нынешним сувенирным наборам мы видим, как нам предлагают сочетать филателию, филокартию, нумизматику, эринофилию, бонистику, фалеристику и т.д. Но уже в 1990 году мы с детьми поняли, что любой иллюстративный ряд выглядит богаче в таком сочетании. У меня и сейчас альбомы представляют собой комплексную коллекцию.
В занятиях клуба участвовали не только школьники, но и их родители, а также члены взрослой секции ВОФ – научные сотрудники ВНИИЭФ, журналисты, артисты, писатели, поэты и т.д. Отпустив младших членов клуба, мы переходили в кабинет, где занимались юные литераторы – давали им интервью, подключались к работе детско-юношеского издательского центра, включавшего газету «Молодо-зелено» и журнал «Ни два, ни полтора». Там пассивный собиратель в каждом преображался в активного творца.
Сейчас я живу и работаю в Москве. В детских домах, центрах помощи детям, школах-интернатах и др. учреждениях у нас проходит эксперимент «Коллекционерское дело в социализации учащихся», когда дети пробуют себя в роли экскурсовода, журналистаи т.д.
- Сколько ребят ходило в этот клуб?
- Более пятидесяти человек. В Сарове занятия шли как групповые, так и индивидуальные. Группе было любопытно увидеть и послушать интересного собеседника, имеющего авторитет как в области филателии, так и в профессиональной сфере, а отдельные участники работы клуба готовились к конкурсам, выставкам, радио- и телепередачам.

- Мы знаем, как трудно увлечь филателией молодежь. Они сейчас все в гаджетах...
- Трудно, но можно. Пути, как представляется, следующие:
1. Филателия как путь карьерного роста. В Китае уже 25 миллионов молодых людей собирает марки: модно, престижно, интересно, амбициозно, перспективно, дает преференции в учёбе и получении интересного рабочего места.
2. Филателия как путь реализации творческих амбиций. Если на каждой марке будет невидимый QR-код, ведущий на сайт творческого сообщества и включающий членский логин и пароль, марки среди молодёжи будут нарасхват.
3. Филателия как путь оплаты всех почтовых услуг. Ты оплачиваешь всё, что угодно, а марка, с которой «списаны» средства, как с банковской карты, остаётся тебе на память бесплатно. В большинстве своём, выпуск филателистической продукции чётко совпадает по времени с проведением фестивалей, выставок, концертов и других захватывающих событий, стать участником которых можно, купив марку (буклет, сувенирный набор, картмаксимум и т.д.).
4. Филателия как путь оплаты участия в реальных событиях (судьба всемирно известной «картонки»). Оплачивает не обязательно коллекционер – это может сделать корпорация, учредившая интересное событие, благотворительный фонд, государственное или муниципальное учреждение.
5. Филателия как путь оплаты торрентов, подписок на утилиты, электронные собрания сочинений и т.д., тематически полностью или по общему признаку совпадающих с предметами коллекционирования. Данный перечень может быть неизмеримо шире. Нам же здесь важно обозначить лишь тенденцию.

- То есть, филателия должна быть, скажем так, осовременена?
- Да. Быть с молодыми, как они сейчас говорят, «на одной волне».
1. Следует обширно интервьюировать звёзд кино, эстрады, спорта, бизнеса и т.д., акцентируя прямую связь их жизненного успеха и занятия филателией. За основу можно взять клуб 100 самых известных и самых именитых филателистов мира,куда, например, входит Анатолий Евгеньевич Карпов.
2. Каждая выпускаемая марка должна быть сопряжена с ИКТ. Поскольку сейчас микросхемы могут быть незаметно напылены практически на любую поверхность, необходимо делать каждую марку порталом в мир неограниченной и высококачественной информации о её иллюстративном ряде.
Если марка о киноартисте, молодой человек или девушка должен получать благодаря покупке марки неограниченный доступ ко всей его фильмографии в самом высоком разрешении. Если на марке изображён музыкант, то марка обязана делать юного покупателя одновременно и владельцем полной дискографии максимально высокого качества звучания.
Если на марке есть портрет архитектора, то благодаря ей юношеству должна становиться доступной полная коллекция 3D моделей всех архитектурных сооружений с возможностью конструировать их с помощью виртуального конструктора. Вариаций - неисчислимое множество. Главное – чтобы каждая марка помогала представителям юношества переходить с позиции созерцателя на позицию деятеля.
3. Юношам и девушкам в вузах следует засчитывать профессионально собранные и логично выстроенные коллекции при защите курсовых, сдаче экзаменов и распределении на работу. Если оно всё ещё сохранилось в ВУЗе.

Еще нужно развивать электронную филателию. У детей очень пытливый ум, они быстро все схватывают. Как уже говорил, при желании их можно увлечь и заинтересовать. И электрофилателия самый лучший способ это сделать. Не у всех есть средства покупать марки по тем номиналам, которые сейчас предлагаются. А у ребенка должна быть возможность скачать в хорошем разрешении понравившуюся марку и, таким образом, собрать коллекцию. Пусть и электронную.
Вот вышли марки с дополненной реальностью. А почему бы это не улучшить? Сейчас Снегурочка просто танцует, а что, если сделать так, что ее танцем можно было бы управлять? Это же очень интересно!
Или, к примеру, на высоких башнях, таких как «Бурдж-Халифа», которая расположена в Эмиратах, транслируют на экранах рекламу. Почему бы не показывать так же почтовые марки? Естественно, здесь груз ответственности ложится на художника. Перед ним должна быть поставлена задача нарисовать картинку так, чтобы на большом экране каждый мелкий штрих смотрелся четко, без малейшего искажения. Современные технологии позволяют это все делать.
Здесь не должно быть никакой дискриминации. Филателию необходимо сделать доступной. Однажды, я водил известного психолога, профессора А.В. Суворова на выставку скульптур. Александр Васильевич слепоглухой. Но, несмотря на это, и он, и я получили от ее посещения массу положительных эмоций. Таким людям, к сожалению, сложно, практически невозможно, коллекционировать марки. А филателия должна принадлежать миллионам! Так же, как и искусство. Кстати, в Третьяковской галерее, рядом некоторыми с картинами, висят их копии, адаптированные для слабовидящих людей. Вот бы и марки такие сделать!
- А Ваши дети интересуются марками?
- К сожалению, нет. Моей дочери сейчас 16 лет, она увлечена музыкой и медициной. Но, когда ей было три года, она помогала мне сканировать листы с марками. Слово «сканировать» не выговаривала, но знала, на какую кнопку нужно нажимать, как правильно все разложить, куда потом убрать. Все делала четко и аккуратно.

- Олег Юрьевич, расскажите какую-нибудь интересную историю, связанную с вашей коллекцией или с друзьями-коллекционерами.
- Позвольте рассказать о том, как коллекция марок помогла мне в создании нового научного сообщества. С детства мне встречались марки самых разных стран. Я привык видеть привычные картинки на них, окружённые надписями на самых разных языках. Постепенно я начинал понимать, что на них написано, сравнивая марки одной страны, одной темы и одной серии. И, когда стал взрослым, и мне стали писать учёные из разных стран на разных языках, мне требовался переводчик. Но никакие алфавиты уже не казались чужими. Получилась благоприятная ассоциативная связь с любимым с детства увлечением. Теперь я с удовольствием переписываюсь и работаю с учёными из большинства стран мира – вне зависимости от того, на каком языке они разговаривают. Мне приятно видеть письма на разных языках, я любуюсь ими, прежде чем отправить в автоматический переводчик. Точно так же, как любуюсь марками различных стран и континентов.

- Олег Юрьевич, последний вопрос. Как давно Вы подписаны на нашу рассылку и знакомы с порталом Филателия.ру?
- Точно не могу сказать, но очень давно. Всегда с интересом вас читаю, анализирую, открываю для себя что-то новое. Раньше часто ездил в командировки и не было времени дать обратную связь.
Всем участникам работы Вашего почтенного сайта позвольте пожелать новых творческих открытий, и только приятных сюрпризов!
Фото из личного архива О.Ю. Латышева