До чего доводит внимательность
2020-09-15 15:48:21, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Коллекционеры – народ не только любознательный, но и внимательный.
Несколько лет назад, тюменские филателисты обнаружили смещение рисунка на выпущенном в 2016 году блоке, посвященному музею-заповеднику Кижи. Кресты и колокола как бы «уплыли» сторону.
А вот другой филателист, не поленился и дотошно изучил в ультрафиолетовых лучах блок Абрамцево (2016 г.) и сообщил всему миру, что не только сам блок за счет скрытой надписи на поле отличается от обычного, но и марки на нем!
И вроде бы все ошибки на марках давно уже изучены, ан нет..
К нам в редакцию пришло письмо от Александра Познухова: «Не знаю, знаете ли вы, что на марке №4730 есть опечатка - неправильно название страны СССР - по-английски USSR, а написано - URSS. В каталогах об этом ничего не сказано. Почему? Не заметили ошибку? И вопрос - есть ли правильное название на этой марке?».
Мы достали марку и стали смотреть...
Александр тоже не терял времени даром и в следующем письме сообщил: «Отвечаю на вопрос: марка №4730 по каталогу Соловьёва. год 1977 - это из серии «История отечественного авиастроения» - 12 коп., бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4). На марке хорошо видно название страны как на крыле, так и на фюзеляже URSS, вместо USSR».
Его внимательность похвальна. А объяснение простое: URSS является альтернативой аббревиатуре USSR. Она переводилась на многие языки: Union des républiques socialistes soviétiques (французский), Unión de Repúblicas Socialistas Soviéticas (испанский), Unione delle Repubbliche Socialiste Sovietiche (итальянский), «União das Repúblicas Socialistas Soviéticas» (португальский), а также на некоторые другие. В самом Советском Союзе, аббревиатура «URSS» была более предпочтительна в латинской письменности вплоть до Второй мировой войны, когда она была заменена на «USSR».
Французская журналистка Жаклин Курат, статьи которой очень популярны среди филателистов, утверждает, что в мире известно около 300 марок со всевозможными ошибками, а если внимательно присмотреться, то можно обнаружить еще примерно столько же.
Наша отечественная филателия не исключение.
Так, например, в 1958 году вышли марки, посвященные Международному конкурсу исполнителей им. П.И. Чайковского. Все бы ничего, но на одной из них изображена сцена из балета «Лебединое озеро».
При чем тут балет - не очень понятно, ведь это конкурс исполнителей. Впервые он состоялся в год выхода марок, в 1958 году, и проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка.
А вот марка, неточность на которой заметят только любители ботаники.
В 1995 году вышла марка, на которой написано: «Василёк луговой (Centaurea jacea)». Однако, этот цветок выглядит не совсем так. Василек луговой имеет лиловые цветки и растет на лугах, лесных опушках.
А вот растение, которое изображено на марке, называется «Василёк синий (Centaurea cyanus)». Растет на полях и засоряет посевы злаковых культур.
Филателист Олег Юрьевич Латышев, интервью с которым мы недавно опубликовали, в нашей с ним беседе, сказал: «Я бы филателию преподавал в школе. Это же так интересно по маркам изучать историю, литературу, географию. Юные, пытливые умы с головой окунутся в исследования, будут искать интересные факты, сопостовлять их с изображением на марках». С этим трудно не согласиться.
Вот еще задачка для ботаников. В 1995 году почта Азербайджана выпустила серию «Грибы». На двух марках из этой серии, в латинских названиях грибов допущены ошибки.
На миниатюре с изображением мухомора, вместо «Fly Agaric», написано «Fly agaris», а на марке с изображением гигрофора — «spectosus» вместо «speciosus».
А эта ошибка, наверное, известна всем.
В 1943 году, к 125-летию со дня рождения И.С.Тургенева, была выпущена марка. На первый вгляд все с ней отлично. Но это только на первый взгляд.
Кто хорошо учил в школе литературу, помнит тургеневское: «... Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Теперь посмотрим на марку и увидим: «великий, могучий, справедливый и свободный русский язык»...
Внимательные филателисты не упускают ни одной, даже самой маленькой детали. Так, когда вышла марка, посвященная адмиралу Ушакову, коллекционеры сразу заметили несотвествие в лицах и решили, что это два разных человека.
Также внимательные взгляды разглядели недостоверность в портретах Гумилева.
А есть неточности и ошибки вообще очень специфические, узнать о которых можно только «перелопатив» горы литературы. Как, например, неточность вот на этой марке, посвященной пионерам-героям.
В 1962 году пионерская организация отмечала свое 40-летие. К этому знаменательному событию вышла серия марок, с изображением пионеров-героев, участников Великой Отечественной войны. На одной из миниатюр изображены портреты пионеров-партизан Лёни Голикова и Вали Котика. Интересно то, что вместо Лёни на рисунке совсем другой мальчик. Вернее, девочка. Дело в том, что фотографий героя, к сожалению, не осталось. И на всех известных нам портретах изображена его сестра Лида.
Так же мы не знаем, как выглядел Витус Беринг на самом деле, а лицо, которое нам известно по учебникам географии и картинам, принадлежит его дяде.
Наши филателисты часто замечают несоответсиве на марках. Коллекционер Павел Фомин написал нам: «У меня вопрос. На марке 1925 года, посвященной восстанию декабристов, номиналом 7 коп., показаны декабристы на Сенатской площади. Почему Медный всадник смотрит в сторону зданий, а не на Неву?».
Мнение редакции: В декабре 1925 года, к 100-летию восстания декабристов, Народный комиссариат почт и телеграфов выпустил серию из трех почтовых миниатюр. На марке номиналом 7 коп., изображена репродукция картины художника Кардовского, с эпизодом восстания на Сенатской площади.
Эта серия имеет свою историю. Марки готовились к выпуску два раза. Первый раз проекты не утвердили. Сейчас они хранятся в Центральном музее имени A.С. Попова. На них рисунки имеют тот же сюжет, что и на выпущенных марках, но занимают всего лишь половину площади почтовой миниатюры. Каждый рисунок заключен в витиеватую овальную рамку, выполненную в виде венка.
На марках, которые все-таки вышли, композиция намного скромнее.
По поводу того, почему Медный всадник смотрит в другую сторону. Возможно, когда печатались марки, картинку перевернули. Или изначально она была такая. По замыслу художника.
Мнение филателиста Сергея Шарова: Дмитрий Кардовский, чей рисунок использован на марке, действительно уделял повышенное внимание пушкинско-декабристским временам. И как художник-профессионал старой школы, прежде чем приступить к работе над серьезной картиной, делал в альбоме множество набросков и рисунков. Саму его картину, на которой в итоге он остановился на теме казни, посвященную восстанию, можно лицезреть на марке 1975 года, посвященной 150-летию восстания декабристов. Она висит у нас в Историческом музее.
Что до рисунка 1925 года, то, скорее всего (времена-то были какие - двадцатые годы!) делал их художник по памяти, поскольку жил в это время не в Питере. Но на окончательных его рисунках, которые затем куда-то предназначались, будь то в печать или на выставки, все в топографическом отношении было правильно.
Я, конечно, не искусствовед, но у меня, когда я гляжу на марку 1925 года, складывается впечатление, что левая и правая ее стороны - просто два наброска, не слишком связанные между собой. На марке много пустоты в центре - а картины и рисунки Кардовского вообще все очень многофигурные, там живого места на листе не остается. Просто взяли в Историческом музее, что под руку попало. Вот такие мысли.
А вы что думаете по этому поводу?
Попадались ли вам марки с ошибками и несоответствиями?