ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам


Главная  /  История рождественской открытки

Поиск по статьям:

История рождественской открытки

2021-01-04 09:25:42, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

История рождественской открытки: ангелы, Дед-Мороз в космосе, и снова ангелы.

Что люди желали друг другу на Рождество и Новый год до революции, во время войны, или, например, в мирном, но советском 1950-м году?

Первая в мире В 1840 году лондонский чиновник, то ли ленясь собственноручно подписывать поздравление знакомым с Рождеством, то ли желая обратить на себя внимание, попросил друга и художника Джона Хорсли сделать на визитке небольшой акварельный коллаж с подписью: Веселого Рождества и Счастливого Нового года! Хорсли создал триптих, где в центре изобразил семью Коула, а по бокам разместил композиции, рисующие милосердие и сострадание, которыми отличалось это английское семейство.

Первая рождественская открытка Хорсли по заказу Генри Коула (1840)

Визитка имела необычайный успех среди друзей и знакомых Коула. Это натолкнуло его на мысль отпечатать в 1843 году оригинал (тираж 1000 экз.) и продавать по шиллингу. Не исключено, что Коул (член Общества поощрения художеств, производств и коммерции) рассчитывал на коммерческий успех, во всяком случае, ему удалось серьезным образом повлиять на промышленный дизайн в Англии и как минимум войти в анналы истории как родоначальнику поздравительных открыток.

С 1860-х годов открытки разного рода начинают массово печать в Европе. Лидирует Германия. Именно там в период Франко-прусской войны появились первые открытки без картинки с маркой на оборотной стороне, а вскоре в моду входит и иллюстрированная открытка. Примерно в это же время европейская поздравительная открытка появляется в России. Предприимчивые купцы сначала скупали красочные карточки (без надписей), делали подпись «С Рождеством!» и продавали по рублю за штуку. Позже были налажены прямые поставки из иностранных издательств под заказ отечественных книжных лавок.

Художник и принцесса

Открытое письмо

До 1894 года на одной стороне позволялось писать только адрес, на другой только текст Открытки собственного производства появляются в России лишь в 1871 году. Это были открытки без картинок, с маркой, и назывались «открытыми письмами». Выпуск «открытых писем» вначале был государственной прерогативой. Только почтовое ведомство могло печатать и продавать открытки.

Художественная открытка появляется в России десятью годами позже. Поводом стала почти романтическая история: студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время русско-турецкой кампании (1877–78) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств и крыши над головой.

Художника так потрясла история нищенствующей героини, что вернувшись в Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия. Инициатива художника была подхвачена на «верху»: создается «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (Община св. Евгении), с больницей, приютом для пожилых сестер милосердия и — издательством, которое занялось выпуском печатных альбомов, календарей и художественных открыток. Опекала Комитет внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Говорят, именно принцессе пришла в голову мысль об издании альбомов и открыток.

Почтовая карточка

Именно с Рождественской открытки в исполнении лучших художников началась в России история поздравительной открытки Однако до 1894 года открытки могло издавать только государственное почтовое ведомство. Даже для принцессы не сделали исключения. Монополия на печать была снята лично решением министра внутренних дел Тимашева: настаивали русское купечество и книгоиздатели, кивая на опыт Европы.

С 1894 года в России можно было не только выпускать открытки, изданные частными издателями, но и делать их иллюстрированными. Издательство «Общины св. Евгении» в числе первых запустило и выпуск почтовых художественно оформленных конвертов. Они быстро получили популярность, так как использовались для рассылки визитных карточек, что было удобно, модно и прогрессивно.

Открытка в исполнении Бакста, Сомова, Бенуа

Оборотная сторона открыток со штампом общество св. Евгении

Российская художественная открытка конца 19 века была настоящим произведением искусства: издательство «Общины св. Евгении» привлекало и классиков, и «модернистов»: Илью Репина, Константина Маковского, Елизавету Бем, Сергея Соломко, Николая Самокиша и других. К Рождеству 1898 года была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам.

Художник-иллюстратор Елизавета Бем создала серию открыток, каждая из которых была снабжена короткой подписью. Одно из самых известных пожеланий на Новый год на ее открытке звучало так: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».

Е. Бем «Сердце сердцу весть подает»

Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж. И хотя открытки не имели привычной нам сегодня надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными открытками.

Именно с Рождественской открытки в исполнении выдающихся художников началась в России история поздравительной открытки.

Слева – И. Е. Репин «Запорожец». Справа – В. Овсянников «Головка»

Чуть позже «Общиной св. Евгении» к изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.

Почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи. Здесь сыграл роль высокий маркетинг: выставки, аукционы оригинальных рисунков для открыток, издание журнала с открытками, размещение торговых киосков «Общества св. Евгении» на железнодорожных станциях, где каждый мог купить красивую открытку и отправить ее по адресу.

К изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.

Многие европейские издательства, наблюдая возросший интерес к поздравительным открыткам в России, в начале XX века наряду с традиционными европейскими сюжетами начали выпуск репродукций с работами русских художников и видами городов России. Так, в шведском издательстве Гранберг (Стокгольм) печатались работы художника Бориса Зворыкина.

Открытка самому большому начальнику

Издательства Гранберг В.Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!. Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е — 1910-е

Чем дальше развивалась издательская деятельность, тем больше и разнообразнее была продукция. В дореволюционной России хождение имели открытки на самые разные темы, среди которых главной всегда оставался зимний пейзаж и семейные сцены у рождественской елки, а также сцены катания на санях и коньках.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого

Издательства Гранберг В.Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!. Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е — 1910-е

Вплоть до революции Рождество в России отмечалось 25 декабря по юлианскому календарю. Праздник плавно перетекал в отмечание Нового года, поэтому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год.

Не менее популярными, чем зимние пейзажи, на Рождественских открытках были сцены праздничных церковных служб. Качество и сюжет открытки сильно зависел от получателя, а были они на любой вкус: рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромсеребряные и даже с золотым обрезом.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Если же речь шла о поздравлении коллег по службе или вышестоящего начальства, то сюжет и оформление были строже. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.

Согласно законам чинопочитания, чиновник должен был в праздничный день собственноручно засвидетельствовать почтение своему начальнику, посетив его приемную и оставив поздравительную запись в специальной книге. Отправить открытку зачастую было менее хлопотно и вскоре даже стало более престижно.

Дарья Рощеня

Источник: www.miloserdie.ru

Продолжение следует...



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru