ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллекционерам


Главная  /  Выставка ботанического искусства

Поиск по статьям:

Выставка ботанического искусства

2021-01-29 16:20:24, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сергей Плотников продолжает проводить для нас экскурсии и приглашает посетить «Выставку ботанического искусства».

*  *  *

Видимо, я натура влюбчивая. Судя по тому, что не остановился ещё на «Меланхолии забытого барокко» (см. 17-ую главу во «Впечатлениях и смыслах»). Продолжаю коротенький цикл эссе о моих влюблённостях в области изобразительного искусства, случившихся в 2020 году. В начале ноября мы побывали на «Выставке ботанического искусства», проходившей с 12 сентября по 29 ноября 2020 г. в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины.

Музей этот, собственно, состоит из нескольких музеев: Геологического, Палеонтологического, Зоологического, Ботанического и Археологического. В нём 24 по большей части огромных зала, но нас в это посещение интересовал один, а о других мы подумали: мол, в следующий раз, специально придём, и, скорее всего, начнём с Археологического. Теперь же мы отправились на «Выставку ботанического искусства».

Каюсь, грешен: думал, что давным-давно, именно с появлением цветной фотографии, искусство рисовать растения отмерло, но, оказывается, оно живо, и ещё как живо! Вероятно, прежде, до массового применения фотографии в науке и жизни, рисунок растения был так же ценен с научной точки зрения, как и гербарий, поэтому и ботаников учили рисовать растения, но ныне он приобрёл особенно заметное (как бы специальное) эстетическое значение. Мои фотографии на телефоне не в состоянии передать то, что сотворили художники (и, к сожалению, не все данные картин попали в кадр). Смотришь – и не веришь, что так можно было нарисовать пастелью ирис (работа харьковчанина Александра Смаглия) или акварелью тюльпан (работа Марины Киселёвой, живущей в Великобритании):

Иван Смаглий. Солнечный ирис. 2020. Пастель, бумага. Фото С. Плотников

Марина Киселёва (Великобритания). Тюльпан «Shining parrot». 2019. Акварель, бумага. 50 х 40 см. Фото С. Плотников

Да любая работа с этой выставки, хоть капуста в разрезе, как у Людмилы Командир из Киева,

Людмила Командир (Киев). Капуста коническая. 2020. Акварель, бумага. 27х36 см. Фото С. Плотников

кажется, высочайшим искусством, причём, на чём я хочу ваше внимание установить, совсем не обязательно в том фотореалистическом стиле, ставшем популярным некоторое время тому – в США в 60-ые, в Европе в 70-ые гг. и возродившемся повсеместно с расширившимися техническими возможностями в 90-ые гг. прошлого века. Ты видишь, что здесь действовала рука человека, только очень искусная. Но даже если перед нами именно такой стиль, то именно в ботаническом иллюстрировании он совершенно на своём месте.

Наталья Заболоцкая (Киев). Сирень обыкновенная (Syringa vulgaris). 2019. Акварель, бумага. 40,5х29,5. Фото С. Плотников

Ирина Володарская (Москва). Пион (Paeonia). 2019. Акварель, бумага. 20х30 см. Фото С. Плотников

И чёрно-белые рисунки так же хороши, как и цветные, например, этот с листом и желудями красного дуба:

Марина Вознюк (Киев). Красный дуб (Quercus rubra). Графитные карандаши, бумага. 25х25 см. Фото С. Плотников

Вообще говоря, грань между высоким искусством и научной дотошностью размыта. Ещё немного – и ты ощутишь аромат цветов. Художественная эстетика в быту и науке носит прикладное значение. Так было и есть, но, мне кажется, что в данных работах синтез искусства и науки достигает высшего уровня, создавая нечто «другое», что нельзя разъединить на искусство и науку, скорее, эти рисунки – их дети. И ещё я думаю, что мы всё-таки движемся от техногенного общества к антропогенному, и природа, как среда очень чувствительная к человеческой деятельности, хорошо это замечает, например, в экологических инициативах людей, а ботаническое искусство своеобразно отмечает это движение к более человечной цивилизации.

Не знаю, как это происходит, но почему-то возникает ощущение, что авторы любят свои объекты, то есть что они не просто «технари», усвоившие технические навыки рисунка на «отлично» и теперь их бесчувственно эксплуатирующие, а те, кто неравнодушен к природе. Увидеть красоту повсюду и во всём, улыбнуться вместе с селекционером (например, захотев изобразить тюльпан «Сияющий попугай»), оказаться полезным и интересным одновременно.

Я «порыскал» в Интернете в поисках доказательства моей догадки и наткнулся на интервью Натальи Заболоцкой, в котором художница признаётся: «я больше всего люблю рисовать с натуры. В первую очередь это касается цветов. Чтобы хорошо их нарисовать, нужно видеть их живыми, понюхать, потрогать, восхититься…» (Интернет-ресурс «Музыка души»).

И может быть ещё кое-что, кроме непосредственного впечатления, например, память детства, любовь к определённому региону или знание об учёном-ботанике, первым описавшим тот или иной вид растения. Наверняка Елена Рублёва, рисовавшая цветущую ветку яблони Сиверса, восхищалась не только её красотой, но и знала о немецком аптекаре Йоганне Сиверсе (1762–1795), ставшем академиком в Санкт-Петербурге после четырёхлетней экспедиции по Южной Сибири. Полтора десятка растений получили его имя, в том числе яблоня, тогда только дикорастущая. Однажды в горах Тарбагатая, в долине реки Урджар, Сиверс вошёл в лес, и лес этот был яблоневым! Между прочим, не ботаник назвал яблоню своим именем, а через сорок лет после смерти Сиверса другой учёный немец. Трагически закончилась судьба Йоганна Сиверса – он покончил жизнь самоубийством. Прошло семнадцать дней после избрания в академики, готовилась новая экспедиция...

Никто и ничто не расскажет об этой смерти, включая и письма из Сибири Сиверса, опубликованные на языке автора – старонемецком – через год после его смерти другом. Смерть сделала своё дело – и ускользнула, ничего не объяснив... Но у нас есть жизнь! У нас есть яблоня Сиверса (в его письмах: «преизящное яблоневое дерево»), одно из растительных чудес света! Уже в наше время исследовавшие это реликтовое дерево генетики установили, что яблоня Сиверса из всех известных нам сегодня яблонь – самая древняя. Ей 165 млн. лет! Так что у неё, яблони Сиверса, есть веские доводы считаться той самой яблоней познания добра и зла, с которой Ева и Адам в Эдеме сорвали и съели яблоко, да и произрастает она в природе близко от эдемских мест.

Елена Рублёва (Киев). Яблоня Сиверса (Malus sieversii). 2020. Акварель, бумага. 28х28. Фото С. Плотников

В заключении размещаю два фото. Первое – обзор четвертинки выставочного зала. Обратите внимание на стол в его центре. Здесь размещены предметы, выполняющие, как и рисунки, роль научную и эстетическую.

Выставка ботанического искусства (12.09 – 29.11.2020). Общий вид выставочного зала в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины. Фото С. Плотников

И среди этих предметов есть один, на который мне указала Helen: «Вот твой звягель». Да, это «мой» звягель, то есть вика лесная, или мышиный горошек (лат. Vícia sylvática). Почему мышиный? Потому что бобы в стручках звягеля очень-очень маленькие. Кто давно знаком с моим блогом или заглядывал в первые публикации, конечно, знает о звягеле (см. в архиве пост «Моё мифотворчество (II)» от 24 августа 2019 г.). Там был верлибр о звягеле и рисунки.

Вот он – вьющийся на тонком стебле, который ботаники именуют слабым, лазающим, и ищущем опоры усиками, расположенными на конце листа, состоящего из 8-10 парных листочков, продолговато-эллиптических, определяемых ботаниками же как нежные и голые, цветущим летом, в июне-июле, и созревающим летом, в августе. Посмотрите, как интересно можно устроить гербарий с таким вот растеньицем:

Вика лесная, или мышиный горошек (лат. Vícia sylvática). Почему-то поясняющей таблички с названием растения, информацией о его нахождении и именем автора гербария я не узрел. К сожалению. Вот уж в этом примере научность пострадала, и поэтому не особенно радует эстетическая сторона предмета. 

С. Плотников

s-a-plotnikov.livejournal.com

В нашем каталоге вы можете ознакомиться с марками по теме ЦВЕТЫ 




Комментарии к статье:
2021-02-04 14:18:43, Максим Грошев
Спасибо за статью, очень интересно! Свежий взгляд на филателию и окружающую жизнь.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru