ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мастера художественной литературы – филателистам

Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964

История одного афоризма

Уникальная коллекция педагога


Главная  /  Лимонка – поучительная история одной марки

Поиск по статьям:

Лимонка – поучительная история одной марки

2021-11-04 21:58:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Лимонка –  история одной марки.

Краткая история: После гражданской войны, голода и инфляции вышла первая серия стандартных марок СССР в твердой валюте. Впоследствии она была названа «Золотым стандартом». Одна из выпущенных марок серии волей случая стала одной из самых редких в СССР. Филателисты ее окрестили «лимонкой». Редкость «лимонки» издавна и по сей день провоцирует появление фальшивок на филателистическом рынке. Какой урок мы можем почерпнуть из интересной истории всего одной марки?...

На проходившей филателистической выставке в Лондоне «Россика-2018» была представлена экспозиция, посвященная всего одной марке – в народе называемой «лимонка». Этот термин даже попал в Большой филателистический словарь (изд-во «Радио и связь» СССР) с пояснением «Является одной из самых редких почтовых марок СССР, особенно в негашеном виде».

Экспозиция рассказывает о происхождении этой самой редкой почтовой марки советского периода.  Марка под номером 136  по каталогу ЦФА СССР (или № 50 по каталогу Загорского) из серии «золотого стандарта» именуется филателистами «лимонкой» по  цвету рисунка. Марка вышла в обращение 6 февраля 1925 года и имеет рамочную  зубцовку 14:14 ½.

История этой марки интересна и поучительна. Редкость негашеной марки объясняется тем, что с такой зубцовкой был отпечатан лишь незначительный тираж и затем перфорационная машина вышла из строя. Ведь на этой самой машине печатались еще одни из самых первых почтовых марок Российской империи.

Таким образом, весь основной тираж этой марки печатался с перфорацией 12. Обе марки поступили в обращение в одно время, и из-за отсутствия информации  филателисты узнали о марке № 136 лишь когда она уже исчезла из продажи, разойдясь по почтовым отделениям в разных городах. Ну и разумеется, были использованы по назначению – наклеены на отправления. Именно поэтому негашеных экземпляров практически не осталось.  В частности, в мире известно всего лишь 2 экземпляра чистых квартблоков этой марки.

Все-таки в гашеном виде марка встречается довольно часто, что объясняется двумя причинами. Марка имеет номинал 15 коп, что соответствовало тарифу дополнительного сбора за корреспонденцию авиа внутри страны. В то время  Постановление Совнаркома  РСФСР «О монополии по филателии» от 30 декабря 1921 года обязывало всех граждан выполнять программу « Сберегая почтовую марку – даешь кусок хлеба голодному». Почтовые марки, особенно гашеные с конвертов, должны были не выбрасываться, а сохраняться и отсылаться в адрес уполномоченного лица, которым являлся известный коллекционер Федор Чучин. Этим и объясняется довольно большое количество сохраненных гашеных экземпляров этой марки и относительную доступность ее по цене.

Чего не скажешь про негашеные экземпляры в состоянии люкс с «родным» клеем и без наклеек. Со временем, чистая марка стала вожделенным желанием обладания для любого коллекционера.

Редкость такой настоящей «лимонки» провоцирует появление фальшивок на филателистическом рынке. В экспозиции были представлены 2 подлинные марки с сертификатами экспертов (один – известного филателиста Збигнева  Микульского), а также примеры различных типов фальшивок, включающие: 

1) сведение штемпеля,

2) перебивка зуцовки с последующей раскаткой марки,

на фото сверху - перебивка на мелкую зубцовку по верху и низу пары марок

на фото снизу - сравнение трех марок: зуб. 12 обычная, далее перебивка из нее (видно что стала меньше размером и третья - настоящая гашеная зубцовкой 14

 

3) врезка рисунка марки 136А (рамочная зубцовка 12) в другую с подлинным зубом 14:14 ½.

Детально проиллюстрированы способы распознавания фальшивок. Один из экземпляров сделан настолько искусно, предположительно методом врезки, что даже оснащенные оборудованием эксперты не могли 100-процентно указать на признаки и технологию изготовления.

как видим, глазом ничего не определишь

Следует отметить, что многие варианты изготовления подделок стали возможны еще и потому, что марки первых выпусков золотого стандарта изготавливались тогда без каких-либо способов защиты от подделок. Ну а времена то какие были!

Марки золотого стандарта выпускались с октября 1923 года на простой бумаге без всякой защиты от подделок, и лишь в январе 1925 года постепенно отдельными номиналами стали печататься на бумаге с водяным знаком «ковер», и такой выпуск продолжался до 1927 года. А в июле 1926 года на бумаге с водяным знаком но в беззубцовом варианте был издан и для нужд коллекционеров. Понятно, что подделывать такие марки стало крайне затруднительно.

 

Почему я затронул эту тему? Казалось бы, дела давно минувших дней. Да и вопрос фальшивок касается лишь дорогих редких марок и тех коллекционеров, кто может позволить себе их приобрести. Увы!....

Фальшивые современные марки Российской Федерации стали появляться с завидным постоянством. И это явно не способствует популяризации филателии и привлечению к этому виду коллекционирования новых увлеченных людей.

В марте 2016 года мы официально узнали о борьбе с подпольным рынком марочной продукции (не путать с ликеро-водочной). Заместитель гендиректора «Почты России» по почтовому бизнесу Инесса Галактионова заявляла, что за пять лет служба получила ущерб более 28 млрд руб. из-за «серой почты».

«…По сути марки - это валюта, потому что они являются платой за услуги, которые оказывает почта. Но эти марки не имеют соответствующих степеней защиты, на них нет водяных госзнаков, вплоть до того, что люди на цветном принтере их печатают, а почта потом обслуживает».

Известная поговорка гласит: «дурное дело – не хитрое». И если вопрос фальсификации стандартных почтовых марок РФ для нужд Почты России вызвал резонанс и были приняты контр-меры, то фальсификация почтовых марок в ущерб коллекционеров продолжает оставаться безнаказанной.

Мы все боимся нарваться на фальшивые «художественные» марки. Подозреваем, что такие где-то появляются. Ведь действительно качественные принтеры у народа уже имеются. Или доступ к типографскому оборудованию. «Настоящую» бумагу найти сейчас не трудно. С технологией нанесения клея и пробивки зубцовки можно разобраться. К счастью, мне еще не попадались подделки современных марок России, которые я бы не «учуял» на расстоянии 30-40 сантиметров и без всяких увеличительных устройств.

В настоящий момент, идя навстречу удобству работников почтовых отделений, которые теперь фактически полностью ушли от «наклейки языком», все шире стал распространяться выпуск почтовых марок самоклеек, как стандартных, так и художественных. К сожалению, подобные выпуски осуществлялись по упрощенной технологии печати, использования бумаги и способа вырубки, которые применяются сегодня также многочисленными типографиями, что специализируются на выпуске миллионными тиражами (если не миллиардными) разнообразных этикеток, рекламных наклеек и прочее. Вот и стали появляться фальшивые «шайбы» (новогодний выпуск 2004 года) и некоторые другие знаковые художественные самоклейки.

Мной был подмечен и не тривиальный способ проталкивания подобных на филателистический рынок. Под видом «бесплатного бонуса» к какому-либо очень интересному для всех лоту предлагаются несколько экземпляров самоклеек. Без каких либо уточнений, что это «реплика» или «копия». И какие могут быть к Продавцу претензии при изучении купленного? Это Вам был бесплатный бонус!

На что расчет? Что простые коллекционеры, получив в количестве такие экземпляры достаточно дорогих позиций, пользующихся спросом, теперь сами их станут распространять дальше (дьявольское искушение подзаработать). И тем самым невольно станут заполнять рынок фальшивками.

Но опаснее всего для коллекционеров, когда проталкиванию в жизнь подделок способствуют каталоги. Когда сомнительные по происхождению выпуски или так называемые разновидности, пробы, беззубцовые выпуски фиксируются на бумаге. Вот тогда коллекционер остается с каталогом в руках и наедине сам с собой: «собирать такие экземпляры и тратить на них немалые деньги? Или – нет?».

Остается сожалеть, что печатая на простой бумаге фактически деньги, и судя по нынешним номиналам - немалые (50 руб., 100 руб, блоки уже по 150 руб.), изготовитель почтовых марок слабо заботится о защите собственной продукции от подделок, о пресечении распространения подобных подделок, то есть – и о защите многочисленных коллекционеров, кто покупает эту продукции. А участившиеся в последнее время надпечатки на старых выпусках, вместо изготовления нового, красивого, информативного выпуска, только играют на руку «фальшиво-марочникам».

Может это - оригинальная дань прошлому, дань традициям? Ведь в 1920-х годах сколько было надпечаток!!! Ведь и «лимонка» - это редкость тех лет.

Какое можно сделать заключение?. История одной марки «лимонка», превращение ее в редчайшую, появление разнообразных способов ее фальсификации и трудности их выявления, способствовало появлению повышенного интереса к редкостям. Стала поводом для передаваемых филателистами былин и не былин. Что также является неотъемлемой увлекательной частью любого коллекционирования.

Но игнорирование проблемы фальсификации почтовых марок, и в первую очередь – современных, скорее подрывает саму суть коллекционирования, доверия филателистов. И не способствует популяризации Филателии.

Об этом и рассказывает филателистическая экспозиция «Лимонка, история одной марки». На это я и хотел обратить внимание филателистов.




Комментарии к статье:
2021-11-11 23:43:21, Валерий
У меня в коллекции есть эта марка. Надо будет измерить зубцы. Что же касается проблемы , то правило гласит - если есть спрос, будет и предложение.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года
  • ФилОбзор от наших читателей. Народное ополчение
  • Приглашаем к обсуждению. Кругобайкальская железная дорога
  • От гонцов до онлайн-сервиса: о чём может рассказать Музей истории тамбовской почты
  • Виртуальная выставка. Шелковые конверты. Великобритания
  • Филателия Бориса Огли
  • Советский Новый год глазами юных филателистов
  • Марий Эл на почтовых марках
  • ФилОбзор от наших читателей. В хоккей играют настоящие мужчины
  • Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
  • Виртуальная выставка. Связь времен
  • Приглашаем к обсуждению. Итоги филателистического года
  • Готовим пироги с марками
  • Конкурс: И я здесь был… Байкал
  • История рождественской открытки
  • Как я из «хроника» стал «тематиком»
  • Филателия – это не только хобби, искусство, но и наука
  • Филобзор. Маршалы Победы
  • Самая красивая марка Аландских островов 2021 года
  • Филателист, почта, кинокадр
  • Самая старая марка в коллекции
  • А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления
  • Календарь филателиста. Ноябрь 2021 года
  • Марки не горят, или Зачем человеку память?
  • Приглашаем к обсуждению. Два взгляда на один вопрос
  • Фил.обзор от наших читателей. Туризм в Арктической зоне
  • Грациозность Эжена Грассе
  • Арктический туризм
  • Как не ошибиться при покупке? Ценные советы опытного филателиста
  • Что такое чернодрук?
  • Фальшивые трюки
  • К юбилею Н.А. Некрасова
  • Фил. обзор от наших читателей. 300 лет прокуратуре
  • Семнадцать тысяч открыток для музея
  • Подарок для Дарьи
  • Образ святого Георгия Победоносца в филателии
  • Пушкиниана. Пушкинские места России
  • Художник Отто Экман глазами филателиста
  • Фил.обзор от наших читателей. Юбилей Достоевского
  • Искусство силуэта в почтовой графике
  • ФилМарафон. Кто следующий?
  • Читаем Достоевского
  • Американский фил.план на 2022 год
  • Фил. обзор. Часовой завод «Ракета»
  • Фальсификаты массовых марок
  • Заграничный обмен, или Как это было 100 лет назад
  • Мастерство фальсификации, или Как не дать провести Вас за нос?
  • Лимонка – поучительная история одной марки
  • Дружба в альбомах филателиста
  • Картины, написанные точками
  • Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
  • Календарь филателиста. Октябрь 2021 года
  • Фил. обзор от наших читателей. Создатель советской нефтяной геологии
  • Магия Рождества Марджалисы Питкяранта
  • Приглашаем к обсуждению. Российская марка по программе «Европа»
  • Разбираем архивы. Мультики-пультики
  • Искусство Бердслея: филателистический взгляд
  • Филобзор от наших читателей. Георгиевский зал
  • Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
  • РЕЗОЛЮЦИЯ ХII научно-практического семинара по истории почты и филателии 2021
  • Мифы и легенды о совах и филинах
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии. Окончание
  • ХII научно-практический семинар. Программа
  • Филобзор от наших читателей. Маяки России
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии
  • И невозможное возможно!
  • Приглашаем к обсуждению. Кто поддержит молодежь?
  • Письма в жизни Рериха. Окончание
  • Приглашаем к обсуждению. Какие планы на 2022 год?
  • По следам наших публикаций. Варианты оформления коллекции
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций
  • Фил.обзор от наших читателей. Дом-музей Чехова в Ялте
  • Как прошел ХII научно-практический семинар. Подробности
  • Первая городская выставка филателистов и посткроссеров Воронежа
  • Разбираем архивы. От голубя до «соб@ки»
  • Неделя почтовых коллекций
  • Письма в жизни Рериха
  • Приглашаем к обсуждению. Новогодняя марка
  • Филобзор от наших читателей. История отечественного тракторостроения
  • Необычный подход к маркам
  • Статья отмечена медалями
  • Об обычных страстях и старом дефиците
  • Филобзор от наших читателей. История Российского мундира
  • Мальта - сладкий мед
  • Пушкиниана. Сказка о царе Салтане
  • Новая жизнь старых открыток
  • Незатейливые истории. Способы отправки марок за границу
  • Филобзор от наших читателей. Ништадтский мирный договор
  • Вам привет из Таганрога
  • Разбираем архивы. Право выбора
  • Какая ты, самая красивая марка Европы? Ждем результатов
  • Далеко не этнографическая серия
  • Филобзор от наших читателей. Города трудовой доблести
  • Музей Земства
  • Филателия Узбекистана. Новая история
  • Выставка, резиновая марка и открытки из юрты
  • Недоступный QR-код
  • Фил.обзор от наших читателей. Гордость отечественного танкостроения
  • Разбираем архивы. Несломленный город
  • Фантики или будущее филателии?
  • Писал солдат на Цыганскую Поляну… Окончание
  • Самая популярная книга о филателии
  • Введение нумерации и дерзкие ограбления. К 150-летию Тульской городской почты
  • Почтовые марки СССР. Дефекты перфорации и печати на дефектной бумаге
  • К юбилею великого клоуна
  • Упрощение культуры
  • Разбираем архивы. Марки разные читать
  • С Днем шахтера
  • Фил.обзор от наших читателей. Образ современной России
  • От царского штемпеля - до советского
  • День тельняшки
  • Триколор в филателии
  • Филобзор от наших читателей. Путешествие Афанасия Никитина

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru