ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мастера художественной литературы – филателистам

Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964

История одного афоризма

Уникальная коллекция педагога


Главная  /  Искусство силуэта в почтовой графике

Поиск по статьям:

Искусство силуэта в почтовой графике

2021-11-12 12:32:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Почтовая марка впитала в себя многие художественные достижения, в том числе и многочисленные особенности силуэтного искусства. Черный мрачный силуэт вроде бы не имел никаких “моральных прав”, необходимых для проникновения на марку. И действительно – что может дать однотонное, лишенное деталей изображение многоцветному и разнообразному почтовому дизайну?

Но судьба распорядилась иначе и повелела так, что искусство приятнейшей тени (а именно так силуэт назывался в России) породило множество интересных почтовых миниатюр. С первых шагов своего существования почтовая марка “освоила” достижения силуэтного искусства. А рельефные силуэты к тому же ещё и затрудняли подделку марки.

Самый первый знак почтовой оплаты – знаменитый “Черный пенни” – вначале был задуман сэром Роулендом Хиллом именно как силуэтный профиль королевы Виктории. Об этом свидетельствует сохранившийся проект Хилла. И хотя не этот вариант рисунка увидел свет, в некоторых странах прижились именно силуэтные профили монархов. Да и на английских марках мы каждый раз встречаем силуэтный профиль королевы в разных цветах.

Хилл был несомненным новатором. Недаром ему посвящено столько почтовых миниатюр. Но сама техника абрисных изображений гораздо старше. Известно, что силуэтное искусство в традиционном понимании этого слова появилось в восемнадцатом веке. Однако еще первобытные люди пытались изобразить тень человека и присвоить ей ритуально-магическое значение (достаточно взглянуть на марки с наскальными рисунками). Иногда эту тень объявляли двойником человека, ублажали ее и разговаривали с ней. К теням испытывали особое уважение колдуны и маги. Выходит, что силуэтная графика имеет ритуально-магическое происхождение. Силуэтам среди наскальных рисунков просто нет числа, и марки выразительно повествуют об этих памятниках культуры.

В эпоху античности силуэты стали размещать на вазах, и марки разных стран красноречиво рассказывают об этом. Черные и красные абрисы богов и героев наносили на вазы древнегреческие мастера, которых вполне можно считать профессиональными силуэтистами. В Средние Века художники рисовали силуэты рыцарей, что повлияло на искусство витража, живописи по стеклу и росписи керамики. В восемнадцатом веке, наконец, появилось само слово силуэт – по имени финансиста Этьенна Силуэта. Он все время урезал государственный бюджет. Вот его имя и стали связывать с вырезанием из бумаги.

Год выхода “Черного пенни” совпал с расцветом романтизма в европейском искусстве. В эту эпоху силуэтами украшали абажуры настольных ламп, трубки, шкатулки. В те годы вырезание из бумаги поднялось до ранга высокого и одухотворенного искусства. Совсем немного оставалось до развития в Европе театра теней. Силуэты бережно сохранялись, вклеивались в альбомы и из них комплектовали целые собрания.

Не случайно в ХХ веке возникли специализированные коллекции марок, посвященные силуэтному искусству. Немалую часть этих собраний составляют профили знаменитых людей (не только монархов, хотя началось все с августейших персон) - черные, красные, золотые. Как мы уже отметили выше, на всех официальных почтовых марках Великобритании имеется благородный профиль королевы Елизаветы II. При этом цветовые вариации охватывают едва ли не весь спектр.

Есть и неожиданные объекты изображения, например, технические устройства – буровые, портовые краны. А на космических марках мы видим пусковые установки. В 1965 году отмечался Международный год спокойного Солнца, и в десятках стран появились марки с силуэтами астрономических и локационных приборов, радаров и ракет на старте, которые смотрелись как черные абрисы на фоне яркого (нередко багрового или красного) неба.

Это же свойство относится и к прозаичным на вид произведениям промышленной архитектуры – маякам, телевизионным башням и высоковольтным вышкам. Стоило превратить их в контрастный силуэт и поместить на фоне неба, и получались очень красивые пейзажи. Достаточно взглянуть на марки, посвященные знаменитой башне Шухова (Москва). А прославление процесса добычи нефти на континентальном шельфе привело к появлению многоцветных марок, на которых буровая виднеется на горизонте как романтический призрак. Это было приметой времени: с начала 1960-х годов силуэт служит художникам-марочникам средством обобщения, символизации изображения.

Когда мы говорим о предельном упрощении формы, это относится главным образом к космическим маркам. Точная форма и даже пропорции многих космических объектов были засекречены, и на марках нельзя было увидеть реалистичное изображение ракеты. Тут-то и приходила на помощь стилизация. Силуэтные ракеты приобрели форму упрощенных геометрических фигур. Иногда такого рода изображения смотрелись очень необычно и казались какими-то озорными. Зритель включался в игру и уже не требовал от дизайнера точных деталей корпуса ракеты, зато разделял бьющий через край оптимизм и веру в скорейшее освоение космоса.

Силуэт генетически связан с загадкой и тайной, он и впрямь помогал “засекретить”, “зашифровать” что-либо. Например, в обширном цикле (несколько серий) марок Великобритании, посвященных Милленниуму, есть многоцветная миниатюра, рассказывающая о вакцинации. На ней изображена корова, но, приглядевшись, зритель видит в черных пятнах на боку коровы… еще одно скрытое изображение. Да это же доктор со шприцем! И таких спрятанных изображений на силуэтных марках немало.

Очень интересные произведения силуэтной графики предстают перед нами на марках Германии. Немцы всегда были прекрасными силуэтистами, и это проявилось в почтовой графике. На марках мы видим профили писателей и художников, в том числе изображения Шиллера и Гете… Именно от немецких романтиков в Россию пришла традиция вклеивать силуэты в альбомы, сохранять их на память. В ФРГ вышло немало почтовых миниатюр с подобными изображениями.

В эпоху романтизма в Германии появился даже силуэт, создаваемый на почве чернильной кляксы – так называемая кляксография. В этом жанре работал, например, известный поэт-романтик Эдуард Мёрике. Кляксографическая мода преодолела границы Германии и ее поклонником стали многие выдающиеся писатели, например, Виктор Гюго – сам великолепный силуэтист. По слухам он создавал силуэтные кляксы даже из шоколада и кофе. Марки с портретами Гюго могут использоваться в учебном процессе при освоении темы “Силуэт в почтовой графике”.

Однако во Франции – стране, подарившей миру слово “силуэт”, да ещё и родине силуэтиста Виктора Гюго, марок этого типа почти нет. Тем интереснее миниатюра, посвященная Международному году ребенка, на которой изображен белый, словно сквозной, силуэт маленького мальчика, через который просвечивают разные предметы – части окружающего мира, который начинает познавать ребенок.

В нашей стране, помимо уже упомянутых силуэтов космических ракет, часто воспроизводились абрисные изображения голубя мира. Это один из самых распространенных мотивов в силуэтной графике. Еще один популярнейший мотив – легендарный крейсер “Аврора”, который предстает на марках черным, красным, а на открытках еще и золотым, словно намекая отсутствием деталей на то, как много неразгаданных тайн в судьбе крейсера!

Интересно, что по неумолимой логике истории советские силуэтные марки могли бы быть совершенно другими. Бурное развитие конструктивизма привело к широчайшему распространению в дизайне двадцатых годов геометрических фигур – квадратов и треугольников, самым известным из которых был “Черный квадрат” Казимира Малевича (он удачно пробовал себя в искусстве силуэта).

Его портрет также имеется на одной из российских марок. Но почтовый дизайн России почему-то отринул конструктивистский путь. Назовем и две советские марки, на которых силуэтов нет, но изображенные на них люди были талантливыми силуэтистами. Это крупнейший русский силуэтист пушкинской эпохи Федор Толстой и великий авангардист Пабло Пикассо.

Их портреты (так же, как и портрет вышеупомянутого Виктора Гюго) по праву входят в тематическую коллекцию по силуэтному искусству. Войдут сюда и аналогичные зарубежные марки, например, очень красивая многоцветная итальянская миниатюра с портретом великого педагога Марии де Монтессори (всего в Италии ей посвящены две марки разных лет выпуска и разного оформления). Дело в том, что ее уникальная методика работы с детьми включала действия с плоскими силуэтными марионетками.

Поклонники творчества Конан-Дойля помнят рассказ “Пляшущие человечки”. Интересно, что подобных абрисных человечков-символов немало и в силуэтной графике, в том числе и в почтовой. Это и олимпийские силуэтные пиктограммы, обозначающие разные виды спорта, и элементы дорожных знаков. Эмблема предпоследней переписи населения, широко отраженная в филателии (марка, буклет и КПД), также имеет в основе стилизованную группу маленьких человечков. Все это широко представлено на марках. Автор этих строк старается помещать в коллекцию любые марки, где есть хотя бы крохотное силуэтное изображение.

Например, миниатюры, где дано колхозное поле, а вдали крошечный, но силуэтный трактор. На современных марках России силуэт встречается часто, он становится частью предельно лаконичных графических изображений.

Например, не всем понравилась марка к 300-летию Кузбасса. А ведь это прекрасный пример упрощающей стилизации. Жаль, что основы изобразительной грамотности не преподают детям, они бы иначе посмотрели на многие марки… Не менее интересен для филателистов и мир почтовых конвертов.

Идеальным коллекционным объектом для данной темы был бы конверт первого дня с силуэтным изображением и силуэтной маркой. И чтобы на штемпеле тоже был какой-нибудь абрис. Но подобное бывает не так уж часто. Упомянем ещё и целую Вселенную наклеек и рекламных марок, среди которых много абрисных изображений. На рекламных наклейках, которые уже более ста лет сопровождают марки, нередко появлялась, например, тема отдыха, и тогда силуэты экзотических пальм манили жителей Европы отправиться в путешествие.

Миниатюрная наклейка словно агитировала за знакомство с пальмами и стенами экзотических городов, которые вырисовывались вдалеке искусной арабеской. А автомобильная реклама (тоже в виде похожих на марки наклеек) нередко принимала вид силуэта изящного “Роллс-Ройса”, готового сорваться с места.

Большой вклад в эстетику силуэтных марок-наклеек внесли замечательные английские художники Уильям Николсон и Джеймс Прайд (они вошли в историю под коллективным псевдонимом “Братья Беггарстафф”) и житель Мюнхена Людвиг Хольвейн. Традиция дожила до наших дней и сегодня силуэтные рекламные марки-наклейки являются предметом коллекционирования, выставляются в музеях.

Рекламные наклейки Ленинграда 1980-х годов доносили до адресатов аромат лета, рассказывая, как выглядит белой ночью силуэт разведенного Дворцового моста.

Существуют у филателистов и “самиздатовские” силуэты. Несколько сувенирных марок создал своими руками талантливый московский силуэтист В.Н. Жуков. Сделанные руками человека, эти композиции впитали какую-то особую теплоту рукотворности, и изображенные на них силуэты гораздо выразительнее, чем абрисы на иных официальных марках.

Вдова художника организовала в Москве первый в России Музей силуэтных миниатюр (автор этих строк хотел создать там импровизированное почтовое отделение с силуэтными марками и конвертами, но к сожалению, в 2011 году он был расформирован).

Рассматривая эти интересные сувенирные марки, вспоминаешь, что скоро уже 285 лет как сэр Роуленд Хилл создал первый в мире проект силуэтного знака почтовой оплаты. Много воды утекло… А искусство приятнейшей тени продолжает жить и радовать коллекционеров.

Андрей Петрович Дьяченко,

коллекционер, Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года
  • ФилОбзор от наших читателей. Народное ополчение
  • Приглашаем к обсуждению. Кругобайкальская железная дорога
  • От гонцов до онлайн-сервиса: о чём может рассказать Музей истории тамбовской почты
  • Виртуальная выставка. Шелковые конверты. Великобритания
  • Филателия Бориса Огли
  • Советский Новый год глазами юных филателистов
  • Марий Эл на почтовых марках
  • ФилОбзор от наших читателей. В хоккей играют настоящие мужчины
  • Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
  • Виртуальная выставка. Связь времен
  • Приглашаем к обсуждению. Итоги филателистического года
  • Готовим пироги с марками
  • Конкурс: И я здесь был… Байкал
  • История рождественской открытки
  • Как я из «хроника» стал «тематиком»
  • Филателия – это не только хобби, искусство, но и наука
  • Филобзор. Маршалы Победы
  • Самая красивая марка Аландских островов 2021 года
  • Филателист, почта, кинокадр
  • Самая старая марка в коллекции
  • А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления
  • Календарь филателиста. Ноябрь 2021 года
  • Марки не горят, или Зачем человеку память?
  • Приглашаем к обсуждению. Два взгляда на один вопрос
  • Фил.обзор от наших читателей. Туризм в Арктической зоне
  • Грациозность Эжена Грассе
  • Арктический туризм
  • Как не ошибиться при покупке? Ценные советы опытного филателиста
  • Что такое чернодрук?
  • Фальшивые трюки
  • К юбилею Н.А. Некрасова
  • Фил. обзор от наших читателей. 300 лет прокуратуре
  • Семнадцать тысяч открыток для музея
  • Подарок для Дарьи
  • Образ святого Георгия Победоносца в филателии
  • Пушкиниана. Пушкинские места России
  • Художник Отто Экман глазами филателиста
  • Фил.обзор от наших читателей. Юбилей Достоевского
  • Искусство силуэта в почтовой графике
  • ФилМарафон. Кто следующий?
  • Читаем Достоевского
  • Американский фил.план на 2022 год
  • Фил. обзор. Часовой завод «Ракета»
  • Фальсификаты массовых марок
  • Заграничный обмен, или Как это было 100 лет назад
  • Мастерство фальсификации, или Как не дать провести Вас за нос?
  • Лимонка – поучительная история одной марки
  • Дружба в альбомах филателиста
  • Картины, написанные точками
  • Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
  • Календарь филателиста. Октябрь 2021 года
  • Фил. обзор от наших читателей. Создатель советской нефтяной геологии
  • Магия Рождества Марджалисы Питкяранта
  • Приглашаем к обсуждению. Российская марка по программе «Европа»
  • Разбираем архивы. Мультики-пультики
  • Искусство Бердслея: филателистический взгляд
  • Филобзор от наших читателей. Георгиевский зал
  • Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
  • РЕЗОЛЮЦИЯ ХII научно-практического семинара по истории почты и филателии 2021
  • Мифы и легенды о совах и филинах
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии. Окончание
  • ХII научно-практический семинар. Программа
  • Филобзор от наших читателей. Маяки России
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии
  • И невозможное возможно!
  • Приглашаем к обсуждению. Кто поддержит молодежь?
  • Письма в жизни Рериха. Окончание
  • Приглашаем к обсуждению. Какие планы на 2022 год?
  • По следам наших публикаций. Варианты оформления коллекции
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций
  • Фил.обзор от наших читателей. Дом-музей Чехова в Ялте
  • Как прошел ХII научно-практический семинар. Подробности
  • Первая городская выставка филателистов и посткроссеров Воронежа
  • Разбираем архивы. От голубя до «соб@ки»
  • Неделя почтовых коллекций
  • Письма в жизни Рериха
  • Приглашаем к обсуждению. Новогодняя марка
  • Филобзор от наших читателей. История отечественного тракторостроения
  • Необычный подход к маркам
  • Статья отмечена медалями
  • Об обычных страстях и старом дефиците
  • Филобзор от наших читателей. История Российского мундира
  • Мальта - сладкий мед
  • Пушкиниана. Сказка о царе Салтане
  • Новая жизнь старых открыток
  • Незатейливые истории. Способы отправки марок за границу
  • Филобзор от наших читателей. Ништадтский мирный договор
  • Вам привет из Таганрога
  • Разбираем архивы. Право выбора
  • Какая ты, самая красивая марка Европы? Ждем результатов
  • Далеко не этнографическая серия
  • Филобзор от наших читателей. Города трудовой доблести
  • Музей Земства
  • Филателия Узбекистана. Новая история
  • Выставка, резиновая марка и открытки из юрты
  • Недоступный QR-код
  • Фил.обзор от наших читателей. Гордость отечественного танкостроения
  • Разбираем архивы. Несломленный город
  • Фантики или будущее филателии?
  • Писал солдат на Цыганскую Поляну… Окончание
  • Самая популярная книга о филателии
  • Введение нумерации и дерзкие ограбления. К 150-летию Тульской городской почты
  • Почтовые марки СССР. Дефекты перфорации и печати на дефектной бумаге
  • К юбилею великого клоуна
  • Упрощение культуры
  • Разбираем архивы. Марки разные читать
  • С Днем шахтера
  • Фил.обзор от наших читателей. Образ современной России
  • От царского штемпеля - до советского
  • День тельняшки
  • Триколор в филателии
  • Филобзор от наших читателей. Путешествие Афанасия Никитина

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru