ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам


Главная  /  Грациозность Эжена Грассе

Поиск по статьям:

Грациозность Эжена Грассе

2021-11-29 11:03:05, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В истории почтовой графики есть имена, которым всё ещё не отдана дань уважения в той мере, в которой они этого заслуживают. К счастью, филокартисты не забыли имя Эжена Грассе (1845 – 1917), выдающегося франко-швейцарского графика, живописца и дизайнера.

Он сделал очень многое для превращения почтовой открытки в произведение искусства, и поэтому его имя теснейшим образом связано с историей почты и с эволюцией стиля графики малых форм. Эта статья приурочена к выходу марки “Дом-музей А.П.Чехова в Ялте”, так как в этом замечательном музее хранятся марки работы Грассе.

Как художник Грассе сформировался в период господства в искусстве эклектических направлений, но всё же он был плоть от плоти человеком эпохи модерна. В это интереснейшее время мировое искусство осваивало неизведанные темы и мотивы. В тематике почтовой открытки были очень популярны мотивы волны и вьющегося растения, и это касалось в первую очередь открыток.

Официальные почтовые марки при этом оставались довольно строгим (с точки зрения мотивов) жанром. Там не было места ни отважным героям Жюля Верна, ни, допустим, цирковым персонажам Тулуз-Лотрека. При этом марки колониальных стран, которые печатались во Франции, были призваны еще и отражать экзотику разных континентов (фауну и этнографию), и это было своего рода “вызовом” для почтовых дизайнеров (далеко не каждый из них бывал в экзотических странах и приходилось пользоваться фотографиями).

Почтовая открытка опережала марку по тематическому разнообразию, но она становилась всё более совершенной, изысканной. Новые мотивы уверенно заявляли о себе и стремительно проникали в оформление почтовых карточек. Благодаря Жюлю Верну и кинематографисту Жоржу Мельесу на французские открытки проникла космическая тема, примеры которой смотрелись в высшей степени необычно.

В целом панорама почтовой графики Франции рубежа XIX и XX веков очень разнообразна (мы говорим о Франции, так как Грассе долгие годы работал именно там). Многие талантливые художники, имевшие европейскую известность, отдали дань искусству малых форм и с увлечением проектировали изящные почтовые миниатюры.

Художники, работавшие над эскизами открыток, были довольно свободны в выборе тем. Модерн тяготел к природным формам и отсюда обилие растительных орнаментов. Но были и открытки в так называемом геометрическом стиле, хотя Грассе был далек от этого направления. Очень популярна была линия, имевшая название “взмах бича”. А под влиянием японской гравюры на дереве приобрёл популярность образ утонченной лирической героини в свободно ниспадающих одеждах.

Эжен Самюэль Грассе родился 25 мая 1845 года в Лозанне (кантон Во). Его отец был столяром. Профессиональную подготовку Эжен получил в Высшей технической школе города Цюриха. И хотя он изучал архитектуру, зодчим всё же не стал. Главным для молодого архитектора стали графика малых форм, искусство книжного переплёта, открытка и плакат.

Художник много и увлечённо учился мастерству и стремился к разносторонней самореализации. Он пробовал себя не только в графике (хотя чаще всего он упоминается в литературе как плакатист), но и в скульптуре. Помимо этого он серьёзно занимался живописью и ювелирным искусством.

Едва ли не самой известной работой Грассе стал переплёт знаменитого французского энциклопедического словаря “Ларусс”, на котором изображена женщина с одуванчиком. Это лиричное изображение надолго стало эмблемой издательства “Ларусс”, а затем и элементом фирменного стиля этого издательского дома. Будучи напечатанной на ткани, композиция для “Ларусса” украсила один из знаковых переплётов европейского модерна, сделала его колоритной приметой эпохи.

С книжного переплета эта эмблема шагнула на почтовые открытки и конверты издательства. Получается, что Грассе стоял у истоков фирменного стиля во французском искусстве. Более того, он убедительно доказал, что одно и то же изображение может быть подвержено жанровой трансформации. Эмблема издательства может из украшения на переплёте книги стать изящной виньеткой для почтовой карточки или конверта.

Попробуем очертить общие закономерности почтовой графики Грассе. Талантливый швейцарец привнёс в искусство почтовой графики тонкость исполнения и мастерство обработки деталей. Но эти качества и ранее были у многих мастеров. Что же добавил в почтовый дизайн этот поистине уникальный художник?

Грассе не просто увлекался растительным орнаментом. Он даже защитил диссертацию на эту тему, положив в основу графические работы своих студентов. Владение закономерностями растительных орнаментов позволило художнику создать графические серии, которые надолго полюбились всем любителям изящного. Это красочные циклы литографий “Времена года” и “Месяцы”. Именно эти графические сюиты чаще всего воспроизводятся на современных подарочных открытках.

В цикле литографий “12 месяцев” фигурирует любимая героиня Грассе – Прекрасная садовница. Эта изящная женщина так любит свой сад, что даже зимой приезжает из городской квартиры навестить деревья. Открытки этого цикла репринтируются чаще других, они известны в традиционном и в миниатюрном формате.

Нельзя не отметить, что Грассе был современником английского художественного движения “Артс энд крафтс” (“искусств и ремёсел”), к которому принадлежали знаменитые художники Уильям Моррис и Уолтер Крейн. Грассе проникся их новаторскими идеями и пытался имплантировать их на швейцарскую почву.

Особенно вдохновлял Грассе талантливый английский художник и теоретик искусства Уолтер Крейн (1845 – 1915), родившийся в один год с героем нашего очерка. Общность эстетики Грассе с тонким и изящным стилем Крейна очевидна. Это редкий пример, когда художник учился мастерству не у старшего по возрасту педагога, а у своего сверстника (Крейну посвящены марки Австрии и ГДР).

Самым известным произведением почтовой графики, созданным Грассе, была серия марок к 25-летию Всемирного Почтового Союза. В эскизах Грассе к этому выпуску воплотилась современная тенденция к синтезу разных жанров. Марка вобрала в себя особенности как книжного переплёта и обложки того времени, так и собственно графики малых форм.

Известно, что образование Всемирного почтового союза (ВПС, основан в 1875 году) стало значительным событием в жизни Европы. В 1900 году было решено выпустить серию марок, посвященную юбилею ВПС. Эти марки, композиция которых имела в основе фигуру ангелоподобной женщины в крылатой диадеме – символ ангела-вестника, стали подлинными шедеврами. Возможно, что в образе этой лирической героини мы видим ту же самую прекрасную садовницу, фигура которой в длинном платье стала узнаваемым брендом.

Три вошедшие в юбилейный выпуск марки хорошо изучены историками почты. Они поступили в продажу в Берне 2 июля 1900 года. Гравировальные работы выполнил известный график Фредерик Флориан (Париж). Марки имели номиналы 5, 10 и 25 сантимов. Характерной особенностью выпуска был вытянутый по вертикали формат (влияние японских какемоно). После 2 июля марки переиздавались дважды.

Известны тиражи марок с другой величиной марочного поля, а затем и с перегравированным клише. Таким образом, марка каждого номинала имеется в коллекциях филателистов в трёх разных исполнениях.

Очень интересен для филокартистов следующий факт. Композиция Грассе для марок к юбилею ВПС легла в основу почтовых карточек и идеально вписалась в пропорции художественной открытки. Карточки с композициями красного и зелёного цветов часто воспроизводятся в книгах по истории открытки как памятник культуры эпохи модерна, впитавший в себя особенности стиля.

К юбилею ВПС были выпущены и другие открытки, на которых был изображен знаменитый памятник ВПС, созданным скульптором Шарлем-Рене де Сен-Марсо, но он не так эффектно смотрелся на открытках, как вертикальная композиция работы Грассе. Именно эти одноцветные почтовые карточки убедительно доказали, что талантливо выполненная эмблематическая композиция может путешествовать из одного жанра тиражной графики в другой, не теряя своих эстетических достоинств.

Мы уже отметили выше, что марки, посвящённые ВПС, были в коллекции А.П.Чехова и сегодня хранятся в его доме-музее в Ялте в оригинальной форме – они сложены в пачки и перевязаны ниткой (об этой коллекции писал замечательный прозаик Юрий Казаков). Из-за такого способа хранения долгое время не был сделан окончательный вывод о том, можно ли считать Чехова настоящим филателистом. А мог ли знать произведения Чехова сам Грассе? Увы, мы ничего не знаем об этом.

Большинство созданных художником композиций имеют в основе символистские мотивы. Все изящные дамы, нарисованные Грассе, словно призывали вернуться в мир сказок или пьес знаменитого символиста Мориса Метерлинка, хотя на дворе была эпоха бурного технического прогресса.

На переплётах, изобилующих орнаментами и красивыми шрифтовыми композициями, часто можно было увидеть рельефное тиснение, изображавшее технические символы эпохи: пароходы, воздушные шары, подзорные трубы и различные морские приборы. Культ техники был всеобъемлющим. Сказочная вселенная Грассе, населённая прекрасными принцессами и феями, была напоминанием о том, что не техникой единой жив человек…

Грассе принадлежал своей эпохе и обзор его творчества немыслим без упоминания о его знаменитых современниках, которые работали в аналогичном стиле. Выдающийся мастер эпохи модерна Альфонс Муха (1860 – 1939) взял очень многое от стиля Грассе, от разработанного им типажа. Оба художника исповедовали эстетику модерна и оба отдали дань почтовой графике. Сегодня открытки, созданные ими в 1890-е годы, активно репринтируются, издатели группируют их в изящные подарочные почтовые наборы. Творчество А. Мухи в жанре почтовой графики заслуживает отдельного разговора.

Отметим при этом, что в библиотеках России было немало изданий, оформленных художниками, которые находились под сильным влиянием Грассе. К ним относятся справочники и энциклопедии, книги о театре и балете, подшивки журналов с оформленными в “фирменных стилях” тканевыми переплётами. Интересно, что многие немецкие книги по медицине и садоводству, оформленные в стиле Грассе и его последователей были набраны готическим шрифтом и в силу того обстоятельства, что в СССР мало кто мог читать этот шрифт, остались невостребованными и вследствие этого очень хорошо сохранились.

Грассе скончался во французском городе Ско в октябре 1917 года. Как известно, для нашей страны это был год Октябрьской революции. Модерн уходил в прошлое, уступал место новому революционному искусству.

Но большевики (хоть и провозглашали новое искусство и объявляли о гибели старого мира), тем не менее, брали от буржуазного искусства очень многое. Например, оформлением первомайских демонстраций и других революционных празднеств порою занимались художники “старой школы”, блестяще владевшие изобразительным арсеналом модерна. Получалось, что некоторые приёмы Грассе обрели вторую жизнь в искусстве РСФСР и СССР двадцатых годов.

Но не менее важен и дореволюционный период. В творчестве каких русских художников можно найти отзвуки влияния Грассе? Назовём здесь прежде всего художника В.Владимирова, оформившего сборник стихов Александра Блока “Стихи о прекрасной даме” (1904). Именно такие цветы, как у Владимирова, появлялись в те годы на почтовых открытках. Помимо В. Владимирова назовём мастеров объединения “Мир искусства”. Произведения Грассе наверняка видели К. Сомов, А. Бенуа и И. Билибин.

Почтовые открытки этих замечательных мастеров ещё предстоит проанализировать с точки зрения стилистической общности с манерой Грассе. Поместим в нашу подборку блок с портретом Б.М. Кустодиева – в его работах мы видим явную перекличку с произведениями графики малых форм, составляющими наследие интересующего нас художника.

Не забудем, что члены группировки “Мир искусства” очень внимательно относились к деятельности немецких журналов “Кунст” и “Югенд”, на страницах которых часто печатались работы как самого Грассе, так и его немецких последователей, самым известным из которых был уже упоминавшийся выше талантливый мюнхенский художник Ганс Христиансен (1866 – 1945). Он не создал ни одной марки, но стал автором целого цикла высококачественных художественных открыток.

Книги и открытки, отражающие стиль Христиансена, имели хождение в России. Но в нашей стране не было откровенных подражателей его манере. А в Польше и Венгрии традиции немецкого модерна пустили глубокие корни, и приёмы Грассе и Христиансена причудливо переплетаются в творчестве таких художников как Станислав Выспяньский (Польша), Микса Рот и Йозеф Риппль-Ронаи (Венгрия).

Упомянем здесь и непочтовые марки. В России выходило много благотворительных и рекламных марок, у которых были общие черты со знаками почтовой оплаты. Рассматривая эти произведения графики малых форм, мы можем заметить в рисунке многих из них явное влияние манеры Грассе. Но это уже тема для отдельного разговора. Хочется верить, что историки искусства в будущем обратят внимание на эти особенности русских графических миниатюр.

Хотя в целом русская школа графики была очень своеобразной, самостоятельной. Именно поэтому и у самого Грассе не было явных эпигонов и поиск соответствий затруднён.

А.П. Дьяченко, филателист,

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2021-11-29 14:52:35, Владимир
Спасибо за ваши статьи. Получаю истинное удовольствие, читая их
2021-11-29 21:10:56, А.П. Диденко
Владимир, спасибо за отзыв. Стараюсь для читателей, и если пока удается подобрать интересные факты, то и хорошо!
2021-11-30 23:52:45, Светлана Михайловна Мишурова
Красивая статья!И интересная.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru