Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
2021-12-23 14:03:51, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Филателистов всех возрастов приглашаем принять участие в Виртуальной выставке. Самые оригинально и интересно оформленные коллекции будут отмечены призами! Это могут быть даже всего 2-3 марки, но какие это должны быть марки и описания к ним, чтобы победить?!! Тему выберите сами.
Фотографии и сканы марок или оформленных листов, с небольшим рассказом о марках и о себе, ждем на почту elenakrav@yandex.ru с пометкой "Виртуальная выставка". Итоги конкурса будут подведены 30 января 2022 года. При выборе победителя будут учтены все комментарии и «лайки».
Сегодня свой рассказ и экспонаты на Виртуальной выставке представляет Андрей Петрович Дьяченко из Санкт-Петербурга.
* * *
Во Франции ее называют Мари Кассатт, в США – Мэри Кэссетт. А у нас и так, и так. Пишется одинаково (если писать латинскими буквами), вот только произносится по-разному (а у нас и пишется неодинаково). Что поделаешь, ведь эта удивительная женщина вошла в историю культуры двух стран – Франции и США. Отсюда и два варианта произношения и имени и фамилии.
Судьба не дала художнице счастья иметь своих детей, радоваться семейной жизни. Но взглянем на посвященные ей почтовые марки, и мы увидим море доброты, нежности, материнского тепла и ласки.
Мэри Кассатт (1844 – 1926) родилась в 1844 году в богатой буржуазной семье. Ее отец – промышленник – не поощрял занятия дочери рисованием и не финансировал ее поездки в Париж для совершенствования мастерства. Но настойчивая девушка добралась до столицы Франции и познакомилась там с импрессионистами. Особенно очаровала ее манера Эдгара Дега. И действительно, у Дега и Кассатт много общего.
А ещё Кассатт сравнивают с известной художницей-импрессионисткой Бертой Моризо. Если положить рядом марки и блоки с работами двух известных дам-живописцев, мы увидим много общего и в композиции, и в колорите.
Живопись США рубежа веков отличается разнообразием бытовых сюжетов. Тема материнства и семейного счастья разрабатывалась живописцами в самых разных аспектах, и любителям изящного есть на что посмотреть. Кассатт выбирает наиболее трогательные моменты семейной жизни: купание и кормление малышей, прогулки в парке, катание на лодках. Недаром в США возникло понятие “яхтенный стиль”, которое применяется к произведениям мастеров модерна, среди которых мы находим и героиню нашего очерка.
Это слово сегодня используют только специалисты по эпохе модерна, однако для истории почтового дизайна оно очень важно. В конце девятнадцатого века в США стремительно развивалось искусство плаката, и художники не могли не перенести особенности плакатной графики в сферу почты.
Это было непросто, так как почтовый дизайн США был в те годы ориентирован на гравюру на стали и марки походили на банкноты. Рассматривая их, невольно забываешь, что в то время облик графического дизайна США определяли Уильям Брэдли, Эдвард Пенфильд и Максфильд Пэрриш – три крупнейших плакатиста. Их плакаты поражали американскую публику, а марки оставались конца 1890-х годов оставались в рамках викторианского дизайна.
Но стремительное развитие в Америке плакатной графики все же не могло не повлиять на искусство почтовой марки. В начале ХХ века на американских плакатах часто изображались сцены летнего отдыха, пляжных развлечений. Так и возникло вышеупомянутое словосочетание “яхтенный стиль”. Долгие годы он находил воплощение только в открытках, так как сама судьба словно “не пускала” его на марки и удерживала национальную школу почтового дизайна в русле классической гравюры на стали.
Но ведь существовали ещё и рекламные марки, и искусство плаката отразилось на их оформлении. Историки искусства считают, что почву для американского модерна подготовила "колумбовская серия" 1893 года. Уже в этом выпуске чувствовалась орнаментально-декоративная трактовка форм. Развивая далее эти приемы, американские мастера почтового дизайна создали уникальную манеру, которую нельзя спутать с другими национальными школами.
Но это была пора, когда марки походили на банкноты и кто тогда мог себе представить, что на знаках почтовой оплаты появятся полотна импрессионистов! И вот в 21-ом веке они появились. Произведения У.-М.Чейза, Дж.Уистлера и других мастеров американского импрессионизма сегодня широко воспроизводятся на марках и блоках.
В самом начале ХХ века на открытках появился тип нежной лирической героини, создателем которой был известный художник-график Чарльз Дана Гибсон. Его персонаж получил название Gibson-girl (Гибсоновская девушка). На американской марке она появилась сравнительно поздно – лишь в начале века, в связи с Милленниумом, но нам интересен этот типаж, ибо он характерен для эпохи Мэри Кассатт. Художница изображала любящих матерей, нянь и кормилиц.
Работы Кассатт рано стали воспроизводиться на почтовых открытках Франции и США. Заботливые мамы и нежные дети очень подкупали любителей искусства. Открытки с работами Кассатт составляли резкий контраст с официальной почтовой графикой США со свойственными ей приверженностью геральдике и эмблематике.
Отметим, что американский модерн существенно обогатил мировой почтовый дизайн. Например, американские графики, оформлявшие марки, стремились взять все лучшее из арсенала приемов графики банкнот и облигаций. Так рождались почтовые миниатюры, похожие на денежные купюры или облигации. Для них характерен очень высокий уровень мастерства. Поэтому цветные картины маслом, работы акварелью и пастелью не скоро появились на знаках почтовой оплаты.
На первой марке с портретом Кассатт мы видим умное лицо художницы. Эта марка США имеет разновидности по центровке. Имеются экземпляры с широким верхним и боковыми полями. Эти разновидности не являются большой редкостью и вполне доступны. Для тематических коллекций эти марки не представляют большого интереса, так как портрет везде один и тот же. Но они известны не только прошедшими почту, а ещё и погашенными на листках первого дня. Эти листки содержат информацию о леди-живописце.
У миссис Кассат, кажется, не было и нет связей с русской культурой. Впрочем, есть один факт. На знаменитой Арсенальной выставке (так называемая Армори Шоу 1913 года) М. Кэссет увидела картину В.В. Кандинского, и абстрактная манера великого русского авангардиста так рассердила художницу, что она взяла и публично плюнула в полотно Кандинского. Случай довольно редкий для мировой истории организации художественных выставок.
А ещё что? Что ещё можно сказать по теме “М. Кассат и русская культура”? Да вот, пока ничего. Но буду искать новые факты.