Алгоритмы привлекательности. Окончание
2022-01-04 13:24:22, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
НАЧАЛО
Теперь о книгах, которые выходили в СССР. В 2017 году исполнится полвека со дня выхода в свет замечательной книги В.Я. Бродского “Искусство почтовой марки”. Она предназначалась для взрослых, но стала хорошим подарком и для юных читателей. Известно, что этой книгой награждали победителей филателистических выставок и конкурсов.
В 1960-е годы было издано много увлекательных детских книг о почте, в оформлении которых было предусмотрено изображение разных конвертов и марок. Красочное оформление этих книг приучало детей узнавать и уважать почтовую символику и атрибутику.
Особого внимания заслуживает “Библиотека юного филателиста”. Она отличалась разнообразием тем и подходов, хорошим изобразительным рядом (авторы щедро предоставляли для иллюстрирования материалы из своих собраний). Очень привлекательно выглядели красочные обложки, особенно у книг “Подводный мир в твоём альбоме” (1982, автор Н.А.Мягков), “Северный Ледовитый – в океане филателии” (1976, автор Е.П.Сашенков) или, например, “Марки – друзья природы” (авторы И.В.Чехов и Л.А.Сладков).
А книга А.Д. Гдалина “Филателистическая Пушкиниана” стала своеобразной жемчужиной этой серии (можно только посетовать на то, что эта замечательная книга так и не была переиздана, а ведь она этого заслуживает). Прошло более 35 лет, прекратил своё существование СССР, а по этой удивительной брошюре (опираясь на принципы, предложенные автором, на разработанную им теоретическую базу) и сегодня можно создать полноценную пушкинскую коллекцию, так как автор – А.Д.Гдалин видел далеко вперёд и знал, что пушкинские марки будут выпускать во все последующие эпохи (для сравнения скажем, что некогда сверхпопулярная Лениниана, в том числе филателистическая, прервалась, а вот Пушкиниана осталась и развивается далее современными филателистами).
Книжечки серии “Библиотека юного филателиста” отличались добротностью художественного оформления. На титульном листе обязательно был юмористический рисунок. Например, на титуле “Филателистической Пушкинианы” художник Л.В.Гритчин изобразил сцену из “Каменного гостя”. Все персонажи заключены… в рамочки с зубцами, словно действующими лицами трагедии являются марки с изображениями героев пьесы. Лишь неприкаянный Дон Гуан не получил своего марочного поля. И остроумных художественных решений титульных листов филателистических книг в 1970-е годы было немало…
Почему же ничего подобного не выходит сегодня? Наверное, издатели не уверены, что такие брошюры будут иметь успех. Если детская и юношеская филателия будет успешно развиваться, появятся и удачные издания, которые, будем надеяться, возродят и продолжат хорошие традиции, заложенные “Библиотекой юного филателиста”. Ну а современная эпоха? Чем она способна порадовать юных филателистов?
Беру в руки книги профессора Г.П.Чудесовой о картмаксимумах, посвящённых Петербургу, и моё сердце наполняется оптимизмом. Пусть мы не найдём там ни коллажей, ни графических рисунков, но как тщательно разработан макет каждой книги! Увлекательный рассказ автора о Петербурге в картмаксимумах сопровождается эффектным и хорошо продуманным изобразительным рядом, который сконструирован так, словно читатель листает альбом с картмаксимумами или рассматривает на выставке листы из обширной коллекции Г.П.Чудесовой. Очень хотелось бы, чтобы юных филателистов награждали этими книгами на филателистических смотрах.
Из относительно современных книг хочется назвать также подарочное издание Владимира Малова “Почтовые марки” из серии ЧТО ЕСТЬ ЧТО. У книги очень удачный макет, имеющий в основе монтаж иллюстраций самых разных типов: репродукций марок, старинных альбомов и даже филателистических коллажей. Такая книга была бы замечательным призом для юных филателистов.
Выше мы уже отметили, что сегодня филателистические издания чаще украшают цветные фотографии, чем оригинальные рисунки художников. Испытывая некоторую ностальгию по графическому (“рисуночному”) оформлению разного рода руководств для юных филателистов, автор этих строк не может не признать, что фотокомпозиции тоже могут выглядеть очень красиво и не менее эффектно, чем графические произведения. Позволю себе выразить робкую надежду на то, что в будущем филателистические руководства для юношества будут сопровождаться как фотопостановочными композициями (как это делается сегодня), так и оригинальными рисунками художников-графиков (которым только ещё предстоит вернуться на страницы филателистических изданий).
В этой работе мы не даём готовых рецептов, как привлечь художников к теме коллекционирования. Однако рискнём высказать одно предложение. Хорошо известно, что многие известные люди увлекались марками. Что если написать (нарисовать тушью или фломастерами) портреты этих людей, причём изобразить их во время занятий филателией? С альбомами и кляссерами в руках или во время сортировки марок, а может быть, даже в минуту отделения марки от только что полученного письма. Такие портреты могли бы составить интересную подборку открыток.
Когда-то романы и повести для юношества, в которых были филателистические мотивы, имели на обложках филателистически окрашенные изображения и это делало книги типа повести “Марка страны Гонделупы” почти что филателистической литературой. И это в прошлом, но всё же скажем несколько слов об оформлении художественной литературы, в которой есть филателистические нотки.
После публикации книги Дэна Брауна “Код да Винчи” в мире возникла мода на криптологические романы и повести. Было бы замечательно, если бы такие романы хоть иногда имели в основе “филателистические” сюжеты: поиски ключа к таинственным шифрам, который ведётся через филателистические объекты, поиск лица, изображённого на марке под видом кого-то другого, или розыск человека, черты которого проступают в “тайнописи” на марке. Возможен и сюжет о поиске сокровищ через “расшифровку” расположения марок на конверте.
В мировой литературе, особенно англоязычной, имеется немало детективных и приключенческих историй на филателистическую тему, и волна моды на криптологию придаёт этому жанру особую остроту. История Петербурга даёт бездну материала для криптологических (в том числе, почтово-криптологических) романов, но они не появляются. И если такие книги когда-нибудь появятся, они станут испытанием для художника иллюстратора, так как ему помимо всего прочего понадобятся определённые знания в области почты и филателии.
Ну а пока таких книг у нас нет, вспомним об одном очень интересном литературном произведении. В 1965 году в США вышел роман знаменитого прозаика Томаса Пинчона “Выкрикивается лот 49”, в котором цепь загадок и тайн строилась вокруг почтово-филателистических мотивов. И хотя роман явно не для детей, после его прочтения остаётся некоторая досада по поводу того, почему отечественная детская литература не отличается таким богатством криптологически окрашенных сюжетных поворотов.
Роман написан, конечно же, не для филателистов, а для разных категорий взрослых читателей (прежде всего, для интеллектуалов и любителей тайн), но при этом он безупречен в филателистическом отношении. Уверен, что американские читатели, завершив чтение этой книги, стали с бóльшим уважением (или хотя бы интересом) относиться и к почте, и к маркам. Было бы замечательно прочесть похожий по жанру и по стилю роман… на петербургском материале.
Суммируя вышесказанное, попробуем обобщить, какими свойствами должно обладать художественно-графическое оформление книг по филателии для детей и юношества.
1) Оно должно обладать привлекательностью во всех смыслах этого слова (цветовой, сюжетной, образной).
2) Оно должно побуждать детей стать филателистами или хотя бы познакомиться с филателией как областью культурного досуга. По меньшей мере, оно призвано вызывать у школьников уважение к почтовой марке и к почте как к социальному институту.
3) Оно должно представлять филателистические материалы и почтовую связь в новых, необычных ракурсах и ипостасях, используя весь арсенал современных графических средств, а также лучших достижений фотоискусства.
В заключение хочу сказать, что если бы меня пригласили в детский или юношеский филателистический клуб рассказать что-нибудь детям, я, наверное, выбрал бы пушкинскую тему и вспомнил бы замечательную формулировку Владлена Ароновича Карлинского “Марка зовёт в путь”.
Вооружившись этим красивым девизом, автор этих строк рассказал бы детям, какие именно марки позвали меня в увлекательное путешествие по Пушкиниане, с какими редкими фактами о жизни и творчестве Пушкина познакомили.
Найдутся у автора этих строк и необычные филателистические объекты, связанные с Пушкинской темой. Но боюсь, что перед выступлением я получил бы ряд предупреждений о том, что иду к детям эпохи информационных технологий и должен опираться не столько на марки из альбома, сколько на ультрасовременные гаджеты… Иначе меня просто не будут слушать. И как я справлюсь с этой задачей? Ой, пока не знаю…
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Бодрийяр Жан. Симулякры и симуляции. М., издательский дом “Постум”, 2015.
2) Бродский В.Я. Искусство почтовой марки. М., 1968.
3) Вакс И.Я. Нарисовал художник марку. М., 1978.
4) Гдалин А.Д. филателистическая Пушкиниана. М., “Радио и связь”, 1981.
4) Кисин Б.М. Страницы истории на почтовых марках. М., “Просвещение”, 1980.
5) Кисин Б.М. Страна филателия. М., 1970.
6) Логвиненко Ю.Н. История российского шпионажа и сыска глазами филателиста. М., ЗАО ЭОЛМА Медиа Групп”, 2012.
7) Маккей Дж. Марки. Большая энциклопедия. М., ЭКСМО, 2009.
8) Малов В.И. Почтовые марки. М., “Слово/Slovo”, 2002.
8) Миль А.А. Кто стучится в дверь ко мне? М., “Связь”, 1978.
9) Чехов И.В., Сладков Л.А. Марки – друзья природы. М., “Радио и связь”, 1981.
10) New Anthony. An Observer’s Book of Postage Stamps. London, 1964.
11) Williams L.N., Williams M. The Postage Stamp, its History and Recogn.
А.П. Дьяченко, филателист,
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации искусствоведов (AIC)