Из истории отечественного автомобилестроения
2022-02-11 00:21:49, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Тематическое коллекционирование почтовых марок и конвертов по теме «Автомобили», тесно связана с историей завода на котором изготавливались машины. Например, с историей завода «КИМ», «МЗМА», «АЗЛК» связан выпуск автомобилей «Москвич». Почтовые марки рассказывают историю завода и автомобиля.
Историческая справка: В мае месяце 1929 года было подписано соглашение между Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР и Американской компанией Форд о строительстве в Н.Новгороде автомобильного завода, а в Москве автосборочного. Следует отметить, что в то время дипломатические отношения между СССР и США не были установлены. На московском заводе планировалось собирать 24000 автомобилей в год - 50% грузовых и 50% легковых, марки Форд-А и Форд-АА .
Строительство московского завода закончилось в 1930 году и 6 ноября он вошёл в состав действующих предприятий страны. Заводу было присвоено наименование «Государственный автосборочный завод имени КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи) в Москве». С этого дня началась «отвёрточная» сборка фордовских автомобилей. Строительство Нижегородского завода завершилось в начале 1932 года.
Первоначально автомобили назывались НАЗ-А, а после переименования Н. Новгорода в город Горький, автомобили стали наименоваться ГАЗ-А и ГАЗ-АА. С 1933 года на Московском заводе собирались автомобили из комплектующих деталей Горьковского автозавода, а Московский завод стал его филиалом.
В связи с этим в серию марок, посвящённых автомобилям Московского автозавода вполне справедливо включать автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА.
В январе 1939 года было принято Постановление Народного Комиссариата машиностроения об организации завода по производству легковых малолитражных автомобилей на базе Автосборочного завода в Москве. Завод в очередной раз сменил название и стал называться «Московский автомобильный завод им. КИМ». Автосборочный завод был выведен из состава ГАЗа.
В 1939-1940 годах конструкторами Горьковского автозавода и НАТИ (НАМИ) был разработан первый советский малолитражный автомобиль КИМ-10-50. Перед Великой Отечественной войной автомобиль был поставлен на производство. Всего было выпущено около 500 автомобилей.
В период Великой Отечественной войны на производственных площадях завода, в Москве, было организовано изготовление корпусов реактивных снарядов для установок залпового огня «Катюша», а так же ремонт двигателей к танкам БТ-7м и др.
Май месяц 1945 года - окончание Великой Отечественной войны, и в это трудное время Правительство СССР принимает постановление о реконструкции автомобильного завода в Москве и начала выпуска на нём малолитражных автомобилей. Завод получил новое наименование - «Московский завод малолитражных автомобилей» - МЗМА.
В связи с празднованием 800-летия Москвы, в 1947 году, автомобили, выпускаемые на автозаводе, стали носить имя «Москвич». В 1947 году начался серийный выпуск легковых автомобилей «Москвич-400». В конструкции автомобиля использовались технические решения немецкого автомобиля «Opel Kadett» образца 1938 года. Эта немецкая машина позиционировалась как «народный автомобиль» и представляла собой упрощённую бюджетную копию «Opel Olympia». В 1982 году, в ФРГ была выпущена серия марок «Фонд помощи молодёжи». На одной марке из этой серии можно увидеть «Opel-Olympia».
В 1954 году была поставлена на производство модернизированная модель автомобиля «Москвич-401». Автомобили семейства «Москвич 400-401» выпускались разной модификации, как для личного пользования, так и для нужд народного хозяйства, в том числе почты.
На почтовых марках и конвертах разных стран можно увидеть эти автомобили. Общая тема выпуска марок по программе «Европа», в 2013 году, была: «Фургон почтальона, почтовые транспортные средства». Почтовые ведомства Украины и Литвы на своих марках показали автомобиль «Москвич 400-401».
В связи с юбилеем Московского почтампта вышла серия марок, на одной из которых виден автомобиль «Москвич»1950 года с полудеревянным фургоном.
С 1949 по1972 год главным конструктором МЗМА-АЗЛК был А.Ф. Андронов, профессор кафедры «Автомобили» МАМИ. Под его непосредственным руководством и личным участием были созданы модели автомобилей «Москвич». Всего более 50 модификаций.
Александр Фёдорович был не только талантливым инженером, но и прекрасным организатором. Созданный им коллектив конструкторов и испытателей сумел в кратчайшие сроки спроектировать и провести испытания принципиально новой модели автомобиля «Москвич 402».
Андронов Александр Фёдорович
В 1956 году начался выпуск автомобиля «Москвич-402», а в июле 1958 года сошёл с конвейера модернизированный «Москвич-407». Почтовые марки с изображением этих автомобилей были выпущены в СССР в 1960 году, а в Венгрии в 2017 году.
В 1967 году на МЗМА приступили к выпуску автомобиля «Москвич-412». Продолжилось его производство и в последующие годы, но уже на АЗЛК.
Автомобиль «Москвич» пользовался большой популярностью за рубежом. Его можно было встретить на дорогах Скандинавских стран, Великобритании, Бельгии, а в Болгарии был построен автосборочный завод «Москвич». Популярности автомобиля за рубежом способствовало его успешное выступление в ралли Лондон-Сидней В 1968 году и Лондон-Мехико в 1970 году. Команды советских «Москвичей» были в числе немногих успешно дошедших до финиша, опередив именитые автомобильные фирмы. В 1971 году в серии автомобили вышла почтовая марка «Москвич-412».
В серии марок «Почтовая связь» так же представлен автомобиль «Москвич».
Монголия выпустила марку с автомобилем «Москвич».
На почтовых конвертах так же можно увидеть автомобиль «Москвич 412». В разное время выпускались почтовые карточки, конверты с автомобилем «Москвич».
Таким образом почтовые марки, карточки и конверты сохраняют нам память «о делах давно минувших дней».
М.С. Бернер, заслуженный энергетик России