ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...

Поиск по статьям:

А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...

2022-03-25 12:56:33, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

«Мне в наследство досталось десять альбомов с марками. Посмотрите, есть ли среди них что-нибудь стоящее?». Примерно такими словами начинается каждое второе письмо, приходящее к нам в редакцию.

Меняется лишь количество альбомов, а вот их содержимое, в  большинстве своем чередуются марки чистые и гашеные марки. В основном, наследники о филателии имеют очень смутные представления. И что такое «гашеная» марка слышат от нас впервые.

Предвидя недовольство опытных коллекционеров, которые считают, что, мол, хватит писать про общеизвестные вещи, скажем, что мы ко всему прочему ведем и просветительскую работу: должны же "еще не филателисты" откуда-то черпать информацию.

Мы открыли раздел ГАШЕНЫЕ МАРКИ. Поэтому сегодня проведем небольшой «ликбез». И постараемся пояснить, почему мы на это тратим свое время.

*  *  *

Коллекционеры собирают разные марки - одни гашеные, вторые - чистые, а третьих интересует и то, и другое. Важно лишь понимать в чем между ними разница и что ценнее для коллекции: гашеная марка, негашеная, марка с гашением на вырезке или гашеная марка на прошедшем почту конверте?  

Негашеная марка оценивается во всех каталогах мира в 95% случаев дороже гашеной, причем, существенно. Часто в 3-4, и даже 10 раз выше гашеной. Объяснений здесь несколько и они кажутся простыми для объяснения. Всем, кроме тех филателистов, кто кроме гашеных марок других вообще не признает.

Изначально негашеная марка может использоваться по назначению, т.е. приравнивается к средствам оплаты.

Второе, негашеная марка выглядит лучше, штемпель не закрывает рисунок и надписи. Старые гашеные марки вообще снимались с конвертов, проходили через воду, и видок имеют тот еще. Поэтому многие собирают и хотят иметь в своих коллекциях НЕгашеные марки, в следствие этого третья причина - спрос на них выше, соответственно и цена. Исключение, когда гашеная марка бывает дороже чистой (и это отмечено в каталогах), это когда в периоды инфляций и всяких катаклизмов марки не успевали использоваться по назначению. Т.е. не проходили почту, и поэтому прошедшие почту являются редкими. А чистые - можно найти даже листами и независимо от года давности, есть даже множество таких экземпляров аж 19 века.

Но только для гашеных марок важно условие, чтобы штемпель был читаем. Вот как раз почтовый штемпель, и в особенности конверт с маркой (марками), прошедший почту и является "коллекционной ценностью".

Коллекционеров - собирателей цельных вещей (конвертов, карточек, писем и пр.) существенно меньше, чем просто собирателей марок. Но и хорошо сохранившихся конвертов, с уникальными штемпелями, - тоже мало. Есть конверты - единственные в своем роде.

Итак, если говорить о ценности, приравненной к стоимости, то она в любом случае определяется рынком, т.е. спросом и предложением. Каталоги и пытаются отслеживать именно эту ценность. Коллекционную ценность оценить сложнее. Но в большинстве случаев "интересный" конверт с маркой, прошедший почту, стоит дороже, чем просто эта чистая марка.  

Кстати, некоторые коллекционеры собирают чистую серию, гашеную, плюс целая вещь, прошедшая почту.

Некоторые филателисты коллекционируют так называемые «Soсked on the nose» или «bulls-eye cancel» (удар по носу; бычий глаз). Это гашеные марки, на которых штемпель поставлен аккурат прямо по центру и очень четко виден.

Есть филателисты, которые считают гашеные марки «замарашками». 

Вот что пишет пользователь под ником «ursego» на одном из филателистических форумов (стилистика автора сохранена): «Любите замазюканное штемпелем изображение - это Ваше право! Действительно, на вкус и цвет товарища нет. Ежели интересны штемпеля как таковые (т.е. информация на них) - я думаю, что это очень интересная тема. Но к коллекционированию марок она не имеет отношения - нумизматика тоже очень интересна (просто в случае интереса к штемпелям марка является носителем штемпеля - точно так-же, как металл является носителем изображения на монете, что ошибочно принимается за имение отношения к собиранию марок). У меня есть несколько марок России 19 века с чёткими штемпелями (с датой и городом) - это, действительно, любопытно. Когда я достану эти марки в чистом виде, то гашёные будут стоять рядом - но только ради исторического прикола, так сказать (это естественно, что они вызывают трепет, как и любой артефакт истории, например, маузер Дзержинского - несколько раз я из-за этого и не удержался от покупки), а не ради пополнения хронологической коллекции, в которой должны быть лишь чистые марки (естественно, "должны быть" не значит, что есть - я по дурости накупил много дореволюционной гашёнки когда только начал собирать, теперь эти марки используются в качестве плейс-холдеров, т.е. "занимателей места" - будто говоря: "когда-нибудь здесь будет стоять чистенькая, аккуратненькая марочка, а не замарашка")». 

Пользователь под ником Jaugen парирует (стилистика автора сохранена): «Гашеные марки тоже собирали ВСЕГДА. Собственно, коллекционирование марок началось с собирания именно гашеных марок. Не знаю точно, когда и кому в голову пришло собирать чистые, а приоритет чистых над гашеными вообще наступил не ранее, чем полвека назад (историки филателии меня поправят, вернее, уточнят даты). Так что вопрос "собирать ли гашеные" - вообще не вопрос. Конечно же, если речь идет именно о "настоящих гашениях". Хотя и в СТО тоже есть какой-то смысл. Например, большинство КПД и картмаксимумов в коллекциях это именно СТО (если даже какая-то часть из этих СТО и прошла настоящую почту)».  

Так что такое гашение?

Согласно Википедии: гашение — совокупность различных способов аннулирования знаков почтовой оплаты, отдельных либо находящихся на почтовых отправлениях, с помощью определённых пометок, предотвращающих дальнейшее использование знаков для оплаты почтовых услуг.

Главное, не перепутать гашение с надпечаткой и франкотипом.

Надпечатка - текст или графическое изображение на почтовой марке или иных знаках почтовой оплаты.

Надпечатка «Праздник Победы», СССР, 1945 г.

Франкотип — результат механического франкирования почтовых отправлений, как правило, исходящих от крупных государственных ведомств, коммунальных служб, научных учреждений, деловых структур, общественных организаций и т. д. Представляет собой оттиск знака почтовой оплаты вместе или рядом с календарным почтовым штемпелем.

Почтовые марки предназначались для оплат услуг. А если услуга была оказана нужно было как-то аннулировать знак почтовой оплаты. 

Сначала это делалось (маралось) вручную - пером, чернилами, шариковой ручкой, фломастером, краской. Отсюда и название  «замарашки», которое применяют к гашеным маркам некоторые филателисты.

Затем, гашение стало механическим - делались надрезы, надрывы, проколы.

Впоследствии, на марках стали делать штемпелевание - ставить оттиск почтового штемпеля или штампа. На сортировке эту работу делает машина, а на процедуре спецгашения - марки гасятся вручную.

Гашеная любым способом марка, уже не может быть использована по назначению повторно.

Гашение производится с помощью почтового штемпеля. По назначению и значимости в почтовом деле различают основные, вторичные и служебные штемпели.

Типы штемпелей:

Календарный и «немой» — предназначен только для гашения и не несёт никакой информации;

Комбинированный штемпель — содержит дату гашения, номер почтового отделения и, часто, название города, провинции и/или страны;

Календарный штемпель — содержит дату и, часто, время гашения;

Территориальный штемпель — содержит название административной единицы, города, провинции;

Номерной штемпель — содержит номер почтового отделения или комбинацию букв, иных символов, по которым можно его определить;

Сопроводительный штемпель — содержит дополнительную информацию об особенностях отправления и/или маршруте прохождения им почты;

Информационно-рекламный штемпель — содержит агитационно-рекламные надписи.

Специальный, или художественный, штемпель — имеет нестандартную форму, содержащую все штатные элементы, и представляет собой художественное произведение, изготовленное по особому случаю. Этот особый случай называется – спецгашение и экземпляры, прошедшие данную процедуру, имеют колекционную ценность.

Существует еще, так называемое, фиктивное гашение, или гашение по заказу (СТО).

Под этим термином понимаются почтовые марки, легитимно погашенные штемпелем почтовой службы без их использования для прохождения почты. Обычно это происходит до или во время их поступления в продажу, в почтовом отделении или прямо в типографии.

Негашеные марки стоят дорого и, как правило, новички, кто только-только делает свои первые шаги в филателии, начинают свои коллекции с гашеных экземпляров.

Многие опытные коллекционеры, также предпочитают гашеные марки, из-за финансов само собой, а еще роль играет выбор узкой темы коллекции, особенно если она предполагает наличие большого количества старых марок, которые очень трудно найти в чистом виде и полными сериями.

Ну, а что делать с марками вам - решайте сами.

PS Уважаемые коллекционеры, если у вас есть дополнения или замечания, напишите в комментариях!




Комментарии к статье:
2023-01-28 05:30:47, Гость
Марки всякие нужны, марки всякие важны!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru