ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  Самый первый «омский» конверт

Поиск по статьям:

Самый первый «омский» конверт

2022-04-08 08:29:36, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: ОАЭ

В этом году исполняется 55 лет первому иллюстрированному конверту, посвященному Омску. За эти годы почтовая служба выпустила более полусотни «оболочек» под письма, которые посвящены городу и региону. За самыми редкими из них коллекционеры могут охотиться по нескольку лет, а попасть на лицевую обложку конверта, оказывается, не так уж и сложно.

Как вы думаете, что было изображено на самом первом художественном маркированном конверте Министерства связи СССР, который вышел в 1953 году? Удивительно, но там был не памятник Ленину или Сталину. Там красовались яхты.

Омск получил свой конверт лишь спустя 14 лет: в 1967 году на Пермской фабрике Гознака был напечатан конверт с изображением на лицевой стороне площади Дзержинского и знакомого каждому горожанину силуэта многоквартирного дома Облисполкома.

Это не фотография, а именно рисунок, автором которого, согласно данным на оборотной стороне конверта, является художник А. В. Бенедский (редактор выпуска Е. Ф. Кессаринская). Интересно, что большинство советских конвертов до 1960 года в качестве иллюстрации использовали цветное фото, которое затем практически полностью уступило место рисункам.

На пожелтевших от времени «омских» конвертах 1960-х годов сплошь знакомые локации: речной вокзал, набережная Оми, улицы Ленина и Партизанская. На некоторых имеется надпись «Авиа» и специальная окантовка по периметру — такие отправления предназначались для авиапочты. Цены, надо сказать, довольно демократичные: конверт с маркой в те времена стоил 5 копеек, из которых 4 копейки составляла стоимость марки.

Летопись нашего края

«С 1967 года было выпущено более 50 конвертов с видами Омска и Омской области, и сегодня эти конверты — уникальная летопись нашего края, которая позволяет наглядно увидеть историю нашего города и региона, — рассказывает главный специалист государственного знака почтовой оплаты и филателии департамента по почтовому бизнесу управления Федеральной почтовой службы Омской области Ирина Вдовина. — Почтовая продукция, посвященная Омску, выпускалась неоднократно. В 2006 году к 290-летию города был издан художественный конверт. А к 300-летию Омска на почте появились конверты с рисунком 12-летней Анны Шереметьевой, ставшей победителем конкурса, организованного правительством Омской области в честь юбилея областного центра».

Среди изображений на конвертах встречаются не только достопримечательности Омска: Успенский собор, СКК им. Блинова, Тарские ворота, «Любочка» и многие другие, — но и локации, расположенные в регионе. Среди них, например, памятный знак «Географический центр Омской области» в Колосовском районе или Северный драматический театр им. М. А. Ульянова в Таре. Причем Северная драма представлена еще без памятника великому артисту, который был установлен лишь спустя несколько лет. В 2012 году увидела свет серия с изображением шедевров из коллекции Музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля: картин Т. А. Неффа «Купальщица», Безана Хирасавы «Медвежий праздник», И. И. Левитана «Белая сирень» и К. Е. Маковского «Боярыня у окна».

«Управление Федеральной почтовой службы тесно взаимодействует с учебными заведениями и предприятиями, юбилеи которых могут быть отражены на знаках почтовой оплаты, — продолжает Ирина Вдовина. — Например, в нашей области выпускались конверты, посвященные 200-летию Омского кадетского корпуса, 100-летию Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина, 100-летию Омской академии МВД, 55-летию телестудии. В ноябре 2021 года вышел тираж конверта и марки в честь 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В день ее выхода в пяти городах страны, включая Омск, было гашение марки специальным почтовым штемпелем».

Наравне с Москвой и Петроградом

«“Почта России” делает очень нужное дело с точки зрения развития туризма в нашем регионе, — отметил кандидат исторических наук Дмитрий Петин в рамках проекта Международного пресс-центра, посвященного 200-летию Омской области, — потому что такая простая и понятная продукция оригинальна и показывает нашу культурную, региональную и историческую идентичность. Здесь прежде всего запечатлены наши главные символы прошлого. И интересен такой момент: почему конверты с изображениями знаковых зданий в городах СССР появляются именно в 1967 году? А это был год 50-летия Октябрьской революции, ставший эпохальным государственным юбилеем для всей страны».

По словам Дмитрия Петина, Омск в период революции и Гражданской войны имел одно из самых важных значений, наравне с Москвой и Петроградом. Это был крупный военно-административный и политический центр — сначала для Белой России, а затем для Красной Советской Сибири как раз таки в эту непростую эпоху социальных катаклизмов. И во многом это было знаково, что в юбилейный год решили увековечить Омск, вынеся туда вполне себе советский символ — площадь Дзержинского со знаменитым домом.

«На конвертах и почтовых карточках, посвященных городу, много зданий и архитектурных объектов, но увековечивались и персоналии. На память мне приходит фигура Петра Петровича Зутиса, — продолжает Дмитрий Петин. — Это видный омский чекист, архитектор, хозяйственник. Человек, которому омичи обязаны появлением трамвая в 1936 году. Пенсионер всесоюзного значения и орденоносец, сделавший для города очень и очень многое. В 1987 году, к последнему празднованию Великой Октябрьской революции, появился конверт с изображением Петра Зутиса. К тому времени Петра Петровича не было в живых, но такая память — коллекционная, символическая, государственная и региональная — осталась».

Отметим, что в разные на «омских» конвертах неоднократно появлялись революционеры: Александр Дианов, Залман Лобков, Александр Таубе и другие.

Пишите индекс правильно

При первом взгляде на лицевую сторону старых конвертов сразу обращаешь внимание на то, что на них нет привычного для всех нас почтового индекса. Это и не удивительно, ведь индексы были введены в Советском Союзе лишь в 1971 году. Впрочем, это могло произойти и раньше, но вмешалась Великая Отечественная война. Первые почтовые индексы были введены в Украинской ССР еще в 1932 году и представляли собой код вида «число-буква-число» — в этой последовательности зашифровывался город, государство и номер отделения почты. Это значительно сокращало время обработки письменной корреспонденции, количество которой из года в года увеличивалось в разы. После войны и восстановления страны из руин к индексам вернулись лишь в начале 1970-х, когда в Европе действовала система почтовых индексов. По иронии судьбы, она была разработана в ФРГ.

Трафарет — пунктирные линии — на конверте официально называются «кодовый штамп». Они тоже были созданы исключительно из практических соображений, для того чтобы цифры писались разборчиво и сортировка происходила легче. Судя по тому, что периодически на конвертах появляется надпись: «Помоги роботу — пишите индекс правильно» — с этим у соотечественников периодически бывают затруднения. Впрочем, то, что мы все продолжаем писать письма, наверно, гораздо важнее корявого почерка или небольшой ошибки, которая в конечном счете не повлияет на путь послания. Так или иначе, оно найдет путь к адресату.

Андрей Курников

Источник: omskregion.info



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru