ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире


Главная  /  Открытки художника Владимира Егорова

Поиск по статьям:

Открытки художника Владимира Егорова

2022-04-10 22:44:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: ОАЭ

Приближается 145-летие со дня рождения замечательного русского художника Владимира Евгеньевича Егорова (1878 – 1960). В историю кино дореволюционной России и СССР он вошел как один из талантливейших кинодизайнеров.

Впрочем, Егоров работал не только в кино, но и в театре. Так сложилось, что москвичи лучше знают его как театрального художника, а петербуржцы – как художника кино. Он был утонченным эстетом и превращал любой эпизод фильма, любую мизансцену спектакля в эффектное зрелище. Сегодня петербуржцам негде посмотреть замечательные немые фильмы Егорова – фильмы, для которых он тщательнейшим образом разрабатывал каждую деталь декорации, каждый костюм. К счастью, в собраниях коллекционеров сохранились замечательные почтовые открытки, имеющие в основе произведения Егорова. Театрально-декорационное искусство изменилось, да и дизайн фильмов претерпел значительные преобразования, так что скромные открытки с произведениями Егорова – это настоящие памятники эпохи.

В.Е.Егоров родился в селе Покровское Орловской губернии в театральной семье. Он получил художественное образование в Строгановском училище, где его наставниками были такие талантливые мастера как К.А.Коровин и Ф.О.Шехтель (оба они нашли достойное отражение на марках и открытках). Вполне естественно, что в стилевом отношении творчество Егорова располагается в плоскости взаимоотношений символизма и модерна.

 

Немое кино быстро развивалось в России. Егоров был одним из первых русских кинодизайнеров, и в этой профессии он может считаться первопроходцем. Например, он был художником фильма “Портрет Дориана Грея”, который по одноимённому роману Оскара Уайльда поставил В.Мейерхольд. Это единственная работа Мейерхольда в области кино, и, к сожалению, она сохранилась лишь фрагментарно, то есть, в виде нескольких статичных кадров. До нас дошел один фрагмент, свидетельствующий о том, что В.Егоров очень серьезно отнесся к интерьеру и предметной среде картины. Ему был не чужд английский эстетизм в духе Оскара Уайльда.

Хорошо зная европейский модерн, В.Егоров идеально подходил для роли художника-оформителя фильма “Портрет Дориана Грея”. Он не только досконально знал произведение Уайльда, но и сердцем проникся эстетикой английского модерна. Роль Дориана исполняла молодая актриса Янова, а роль сэра Генри исполнил сам В.Э.Мейерхольд. Однако наступила эпоха революционных преобразований и большевики осудили модерн. На одном из съездов художников в середине двадцатых годов было сказано с трибуны, что пора покончить с “бердслеевщиной” и “метерлинковщиной”. И произведения Метерлинка действительно надолго исчезли из культурного обихода.

И талант Егорова нашел воплощение в новых фильмах и спектаклях. Эпоха первых шагов немого кино уходила в прошлое, и в дальнейшем художник много и увлеченно работал для петроградских киностудий и оформил немало художественных фильмов. Одной из самых изысканных картин, оформленных Егоровым, был исторический фильм “Ледяной дом”. В нем было много красивых кадров, воскрешающих на экране восемнадцатый век.

 

Егоров был словно сотворён для участия в создании исторических картин. Среди кинокартин, к которым он приложил руку как художник-постановщик, мы находим такие известные немые ленты как “Крылья холопа”, “Чины и люди”, “Закройщик из Торжка”. С его именем связаны знаменитые исторические ленты “Суворов”, “Кутузов” и “Адмирал Нахимов”. К счастью для филокартистов, творчество выдающегося сценографа нашло отражение на открытках. В коллекции автора этих строк есть шесть дореволюционных открыток (и это не полный комплект), рассказывающих о работе В.Егорова над спектаклем МХАТа “Синяя птица”. Эта постановка К.С.Станиславского (1908 г.) обессмертила имя Егорова, поставила его в ряд выдающихся наших сценографов.

В России очень любили выдающегося бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка (1862 – 1949). В этом году Метерлинку исполняется 160 лет и его творчество не забыто в России. Кстати, символизм Метерлинка повлиял на творчество таких мастеров художественной открытки как Эжен Грассе, Уолтер Крейн и Альфонс Муха. Посвящённые ему марки заслуживают отдельного разговора.

Индивидуальный стиль Егорова удивительным образом соответствовал метерлинковской трактовке жизни как чуда. А пьеса “Синяя птица” по праву считалась в России шедевром. К.С.Станиславский вложил в постановку свое понимание символизма и модерна. Восприятие художника полностью совпало с концепцией режиссера и поэтому сценическое решение, предложенное В.Егоровым, можно считать несомненной удачей.

Рекламные открытки, напечатанные к премьере спектакля “Синяя птица”, составляют серию из 12 сюжетов. Они позволяют нам создать общее впечатление о костюмах, созданных Егоровым. Главные герои Тильтиль и Митиль изображены почти силуэтно. Многие животные, например, Заяц, даны плавными линиями. Душа Хлеба расплывается словно плазма. Кот в мушкетерском костюме напоминает графику Обри Бердслея.

Старинные открытки донесли до нас таинственную атмосферу сценографии эпохи модерна, в которой было столько выдающихся художественных открытий. Эти непритязательные на первый взгляд открытки стали настоящим памятником русской театральной культуры. Жаль, что на них нет подробных выходных данных и названия типографии.

Бросается в глаза одно очень грустное обстоятельство. Когда на киностудии “Ленфильм” снимали кинематографический вариант пьесы “Синяя птица” (режиссеры Джордж Кьюкор и Игорь Масленников), об эскизах Егорова, казалось, забыли. Забвению была предана та субкультура восприятия М.Метерлинка в России, которая дала в начале ХХ века такие ощутимые плоды.

 

Но что поделаешь, на Ленфильме снимали современную сказку, которая не обязательно должна была быть погружена в мир декадентских символов. 1970-е годы были периодом культа современности. Таким образом, родилось совершенно новое изобразительное решение сказки, далёкое от метерлинковского символизма. Это прекрасно, но какими бы не были красивыми кадры из фильма Дж. Кьюкора, все же жаль, что уникальная эстетика В.Егорова в те времена была почти что не востребованной. Наверное, уместно было бы обратиться к филокартистам и они с радостью показали бы съемочной группе “метерлинковские” открытки с образцами сценографии эпохи модерна.

В 1960-е г.г. о творчестве В.Егорова было написано две монографии (по тем временам это было немало для художника, работавшего в эпоху декаданса), но и они стали сегодня библиографической редкостью. Автору этих строк вспоминается 50-летие Октября. В середине 1960-х годов, накануне юбилейной даты, выходили альбомы на тему “Искусство и революция”. Егорова тогда вспоминали главным образом как оформителя фильмов историко-революционной тематики. Незадолго до юбилея вышла большая книга подарочная книга “Художники советского кино”, в которой был раздел о герое нашего очерка. Сказалось то обстоятельство, что в послужном списке мастера был фильм “Мы из Кронштадта”, слава которого в глазах партийных деятелей затмила успех “Ледяного дома” и “Дориана Грэя”.

Но шло время, и период немого кино стал обрастать солидной литературой. Сегодня книги о русском немом кино доступны и мы можем узнать многое интересное (при этом открытки с портретами звезд немого кино часто являются большой редкостью). И тот, кто захочет познакомиться с деятельностью В.Егорова, несомненно найдет в изданиях 1960 – 1970-х годов много интересного. Но при этом хотелось бы дожить до появления новой книги о художнике – книги, в которой откровенно бы признавалось, что “Дориан Грэй” – талантливый эксперимент В.Мейерхольда, и в которой не ругали бы “вычурный модерн” и упадочнические устремления эстетов. Эта неоправданная критика давно ушла в прошлое.

Эта статья посвящена открыткам, но все же хочется добавить в иллюстрации почтово-филателистическое измерение. Поэтому добавляю к репродукциям открыток марки, посвященные Оскару Уайльду, К.С.Станиславскому и Морису Метерлинку.

А от имени филокартистов, интересующихся искусством рубежа девятнадцатого и двадцатого столетий, позволю себе высказать такое пожелание: было бы замечательно издать подборку художественных открыток с цветными репродукциями лучших сценографических работ Владимира Евгеньевича Егорова. Да и кадры из классических фильмов неплохо было бы увидеть на открытках, как впрочем и на марках. Да и хороший пояснительный текст хочется увидеть на обороте каждой открытки, чтобы как можно больше любителей искусства знали имя В.Е.Егорова. Выдающийся мастер, право же, заслуживает этого.

А.П. Дьяченко,филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru