Лучшие работы Франтишка Хорняка

И это все - FIFA 2022

День посткроссинга в Тюмени

Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок

Главная  /  День космонавтики на открытках

День космонавтики на открытках

2022-04-15 16:24:29, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: Англия

В честь праздника 12 апреля мы с филокартистом Юрием Окишевым рассматриваем открытки, посвященные космосу и Дню космонавтики. Попробуем разобраться, как смотрели на покорение космоса в Советском Союзе – и как его пытались изобразить. Тем более, что «космос» – одна из любимых тем Юрия Константиновича и одно из самых распространенных направлений среди филокартистов.

– Открытки с космосом собирают очень многие, причем не только в России. Интерес к теме появился еще после запуска первого спутника, а когда свой полет совершил Гагарин, начался настоящий ажиотаж, по всему миру, – рассказывает мой собеседник. – Открытки «космос» и сейчас многие собирают, потому что эта история продолжается, в освоении космоса вовсе не поставлена точка.

Почему День космонавтики отмечают 12 апреля – в принципе, всем известно. Торжественной датой стал день первого полета человека в космос. Но мы начнем историю немного раньше. Ведь до знаменитого «Поехали» были запуски спутников – и… Правильно, были открытки. Коллекционеры, которые увлекаются темой космоса, отнюдь не ограничиваются датой 12 апреля. Есть и другие памятные дни.

Вот, например, открытка, посвященная запуску первых спутников. 4 октября тоже получило особую отметку в календаре: сейчас эта дата считается Днем космических войск России.

– Я помню, как смотрел на этот спутник в небе, – делится Юрий Окишев. – Мне было 17 лет. По радио объявили: во столько-то часов в такой-то части неба можно увидеть спутник. Весь город следил за ним. Это была просто крошечная светящаяся точка, но люди стояли и смотрели на небо.

Спутники на этой картинке изображены без подробностей, но в целом верно. Спутник-1 – шар чуть больше метра в диаметре с радиопередатчиками и источником питания. Он более подробно изображен на следующей открытке. Второй спутник – крупнее, почти в шесть раз тяжелее и действительно больше похож на стандартную ракету. Его также называют первым биологическим спутником: внутри было живое существо, собака Лайка. На землю она не вернулась.

За Лайкой остается титул первого живого существа в космосе, и в ее честь тоже выпускались открытки.

Но сейчас вспоминать об этой жертве во имя науки не очень любят. То ли дело – Белка и Стрелка, которые вернулись из космического путешествия. Правда, их полет состоялся только через три года, в августе 1960-го. В честь Белки и Стрелки выпускали множество открыток, как рисованных, так и фотографических.

Но если про Белку и Стрелку слышали все, то перечислить остальные советские космические аппараты смогут лишь те, кто увлекается космосом. А когда-то запуск практически каждого из них был событием, достойным выпуска открытки, марки или почтового штемпеля.

На примере этой открытки можно заметить, что некоторые карточки – очень простой печати, можно сказать – неприглядные. Зато, как мы опять же видим по этой открытке, многие сопровождались информационными надписями. По таким припискам даже несведущий человек мог узнать, как выглядит космический аппарат, когда он был отправлен в космос и какую научную функцию выполняет. По сути, открытки выполняли еще и просветительскую миссию, которая сейчас, в эпоху интернета и доступной информации уже неактуальна. А может, нам все-таки немного этого не хватает?

На открытках с более выразительной лицевой стороной информационные приписки могли убрать на оборот. Отмечались открытками полеты наших спутников к Луне. Например, на этой открытке – Луна-16, доставившая на землю пробы лунного грунта.

А начало работы первого лунохода – разве не повод для создания открытки? Отмечали открытками также полеты спутников для изучения Марса, Венеры.

Информационная приписка на обратной стороне: ««Советская автоматическая станция, запущенная к планете Венера 12 февраля 1961 года». Скупо, но позволяет понять, что на картинке – не просто фантазия художника, а реальный космический аппарат. Кстати, он действительно похож – можно сравнить с фотографиями из музеев. Даже надпись «СССР» на боку существовала на самом деле. Хотя, чего греха таить, художники нередко добавляли на изображение космических аппаратов всевозможную коммунистическую символику, которая в реальности никого не волновала.

Впрочем, открытки не всегда изображали космос, аппараты и планеты. У советских художников хватало чувства юмора, чтобы переосмыслить тему. Вот, к примеру, две карточки, связанные с успешным полетом аппарата «Луна-2». Он доставил на Луну вымпел с гербом Советского Союза. Как не отметить такое событие?

Однако мы до сих пор не добрались до главного – 12 апреля 1961 года. Первый полет человека в космос – та дата, которая стала точкой отсчета.

– Признаться, когда впервые услышал о запуске человека в космос, я не придал этому особого значения. Я как раз служил в армии, и когда прозвучало объявление – был на плацу, – признается Юрий Окишев. – Но среди людей и среди коллекционеров ажиотаж был огромный. Можно даже сейчас найти подтверждение. Речь, правда, не о карточках, а о почтовых штемпелях. Есть открытки и конверты с оттиском штемпеля «Первый полет человека в космос» и датой 12 апреля 1961 года. Этот штемпель заранее приготовили в обществе филателистов, только даты на нем не было. Когда по радио прозвучало объявление, дату подставили и по телефону добились разрешения использовать штемпель. Из открыток, на которых он оттиснут, особенно ценятся те, где есть есть «зазубринки» в пропечатывании даты. Это следы от шурупов. Желающих сделать оттиск 12 апреля 1961 было столько, что штемпель не выдержал, цифры стали выкручиваться.

Официально День космонавтики был признан через год. Тогда же появились и первые открытки, на которых обозначена именно эта дата. И, конечно, выпускали огромное количество открыток с изображением Юрия Гагарина – как датированных 12 апреля, так и без привязки к дню. Это карточки на любой вкус: цветные и черно-белые, рисованные и фотографические. Выпускали даже целые наборы открыток, рассказывающих не только о работе и тренировках первого космонавта, но и его жизни в кругу семьи, увлечениях.

Вокруг других космонавтов шума было уже несколько меньше. Но открытки выпускали – если уж отмечался карточкой каждый луноход, грех не почтить человека, вышедшего в космическое пространство.

Герой этой открытки, космонавт Герман Титов, кстати, тот самый человек, которому мы обязаны официальным статусом 12 апреля. Он выступил с предложением учредить День космонавтики. Очень много было открыток с Валентиной Терешковой.

– А вы знаете, что судьбы двух советских космонавтов связаны с Челябинской областью? – «подловил» меня на неосведомленности Юрий Константинович. – Это Попович и Феоктистов.

Павел Попович в 1951 закончил магнитогорский индустриальный техникум и магнитогорский аэроклуб, потом поступил в авиационное училище. Поэтому он часто посещал Челябинскую область. А им здесь гордились: эта открытка пропечатана посвященным ему спецштемпелем. Можно разобрать на оттиске: «Космонавт-4, Воспитанник магнитогорского аэроклуба Павел Попович».

А Константин Феоктистов попал на Южный Урал после окончания московского университета (МВТУ им. Баумана): он получил распределение в Златоуст, на завод. Константин Феоктистов работал инженером конструкторского цеха, механиком цеха, старшим инженером. Отсюда, из Челябинской области, он отправился на стажировку к Сергею Королеву – навстречу своей мечте о космосе. Феоктистов стал единственным в Советском Союзе гражданским космонавтом и первым членом полноценного космического экипажа из трех человек. Вот еще несколько открыток, посвященных разным этапам покорения космоса.

Открытка опять достаточно простая, но она красочно рассказывает о событии: впервые в мире человек вышел в открытый космос. Космонавт – Алексей Леонов, за пределами корабля он провел чуть больше 12 минут.

А это открытка посвящена стыковке космических кораблей: «Союз» и «Аполлон».

Есть, конечно, еще и более праздничные, шутливые, детские открытки к 12 апреля.

Среди поздних открыток, связанных с космической темой, становится все больше пропаганды. Не просто дорисовываются красные звезды на кораблях – багряные флаги закрывают большую часть неба, подписи славят коммунизм.

– Открыток, посвященных Дню космонавтики и космосу выпускали очень много. Говорят, что у них небольшие тиражи, но я не согласен. 500 тысяч, даже 100 тысяч – это достаточно крупный тираж, – отмечает Юрий Окишев. – Их много покупали, поддавшись влиянию момента. Но потом люди начинали понимать, что в этом много пропаганды, и избавлялись от них. Много открыток выбрасывалось.

Наверное, мой собеседник во многом прав: выпуск открыток после каждого успешного взлета с Байконура помогал ставить галочку в графе «достижения», напоминать жителям СССР и всему миру, что Советский Союз – страна, способная на космические свершения. Но давайте посмотрим на эту пару открыток.

Карточки новогодние, но на них изображены конкретные события: стыковка «Союза» с «Аполлоном», выход человека в космос. Открытки живые, искренние. Космические свершения так увлекли художника (и только ли художника?), что прокрались и в новогоднюю повестку.

Мне кажется, обилие космических открыток в СССР отражает не только разгул пропаганды. В этом можно рассмотреть трогательную способность людей удивляться и радоваться каждому новому шагу человечества, желание знать о событиях, из которых складывается история науки. А без таких чувств, наверное, трудно работать над освоением космоса.

Надежда Медведкина

Источник: vecherka.su

• Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии